Методы и методические приемы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Все это составляет педагогические средства учебного процесса.

Файлы: 1 файл

естетвознание.docx

— 70.54 Кб (Скачать)

В педагогической практике применяются  познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную  напряженность, создают атмосферу  заинтересованного непринужденного  выполнения учебных действий. 
      Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. К.Д. Ушинский писал, что в игре “формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу”. 
      Учебные игры можно успешно использовать почти по всем предметам школьного цикла. Значимое место в учебном процессе занимают ролевые, деловые и ситуативные игры. 
      В настоящее время получают достаточную популярность различные старые и новые игры. 
      - Симулятивные игры — копирующие, дублирующие воспроизводство действий, качеств, просчет стратегических действий (применяются в обучении военных), проигрывании возможных ситуаций. 
      - Игры-инсценировки — основаны на проигрывании ролей в смоделированных ситуациях. 
      - Метод инсценизаций — за счет него, например, осуществляется театрализованное воспроизводство событий и т.д. 
      - Метод генерализации идей — метод “мозговой атаки”, “мозгового штурма” характеризуется резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с целью за очень короткий отрезок времени выработать максимальное число идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия ее решения, ограничения, связанные с ее решением. И дается установка в сжатые сроки выработать решения. 
      - Метод случайности — основан на рассмотрении какого-либо случая группой учащихся, сопоставлении решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением. 
      - Ситуативный метод — основан на введении ученика в какую-то сложную ситуацию. 
      - Микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности. 
      Эффективность игровых методов зависит в первую очередь от методики их организации и проведения учителем, требует значительных умственных и физических

усилий, времени на подготовку, значительного  объема справочной, монографической, учебной, методической литературы, технических  средств. 
      Метод контроля успешности (результативности) обучения. В генетическом коде биологических систем, в частности у высокоорганизованных животных, со стороны старых особей осуществляется контроль за действиями, поведением подрастающих животных (детенышей). Так во многом осуществляется адаптация к условиям существования, отрабатываются жизненно необходимые навыки и умения, приобретается опыт взрослых через контроль и коррекцию действий, в первую очередь проявляющихся в игровой форме. Это обучение приемам охоты, самозащиты, психической атаки (поднятие шерсти, оскал зубов, угрожающее шипение, рев и т.д.) через самострахование как проявление самоконтроля. 
      Обучение, развитие и воспитание личности не осуществимо вне компетенции данного метода. Это историческая реальность. Позволив себе повторить мысли некоторых авторов, назовем основные функции данного метода в их иерархической последовательности: 
      -контрольно-корректировочное (коррекционное) обучение: основная задача этой функции и всего метода, на наш взгляд, выявить (диагностировать) сильные и слабые стороны деятельности ученика в процессе учения; вскрыть их природу, причины; указать учащемуся на их наличие, наметить пути и способы их устранения, создать ситуацию успеха в учении, условие для самовыражения. Контроль не ради контроля, а ради совершенствования личности! 
      -обучающая — связана с дополнительными пояснениями на этапе коррекции, показом способов действий, инструктажем, приобретением новых и совершенствованием имеющихся навыков и умений, самостоятельной работой, т.е. воздействием на процесс обучения; 
      -развивающая — обеспечивает развитие психических процессов и свойств, мышления, памяти, внимания, речи, наблюдательности, критичности, самоконтроля, — т.е. обеспечивает возможности духовного, а также физического развития учащихся (начиная от физкульт-пауз до сложных по содержанию уроков физкультуры); 
      - воспитательная — стимулирует сознательное отношение к учению, ответственность, осознанность отношения к учению, формирование нравственных качеств и духовных ценностей, воспитание культуры труда и т.д. 
      -организующая (организационная) обеспечивает: развитие коммуникабельности, способности анализировать свои действия с точки зрения их значимости, умение вести наблюдения за изучаемыми явлениями; использование конкретных ситуаций, умение системно воспринимать и накапливать информацию, быстро в ней ориентироваться, предвидеть различные варианты решения задач, умение прогнозировать результаты от решения задач, умение быстро переключаться с одного вида работ на другой и т.д.; 
      -побуждающая — когда метод создает проблемную ситуацию и обеспечивает интеллектуальный “прорыв” мышления, формирует познавательный интерес, мотивацию учения, развитие творческих способностей у учащихся. Это достигается культурой и мастерством педагогического общения, укреплением веры в скрытые резервы ученика и, за счет специальных приемов, методов и методик, создание ситуаций успеха в учении. 
      Обобщая имеющиеся в учебной педагогической литературе материалы, раскрывающие сущность метода контроля успешности обучения, и используя их, мы попытались разработать методику контроля успешности обучения. 
      Выделяя основные группы методов — словесные, наглядные, практические, появляющийся новый видеометод и получающий значительное развитие метод игры, методы контроля и коррекции знаний, — нет возможности дать всем им достаточное описание. Отметим, что есть еще большое количество методов, прямо не относящихся к данной классификации, к той или иной группе методов, хотя они имеют давнюю историю своего существования и выступают как классические (например, метод проблемного обучения). Часть методов, по нашему пониманию, получила свое рождение на стыке взаимодействия основных групп методов, обеспечивающих комплексное решение дидактических задач. Многие из этих методов можно рассматривать как многофункциональные, объединить в соответствующие подгруппы в составе основных методов обучения. Хотя, конечно, могут возникнуть обоснованные несогласия с данным подходом, основаниями, по которым они будут распределены в подгруппы. 
      Обозначить все имеющееся количество методов в их количественном выражении и функциональной ориентации просто невозможно. Но мы попытаемся объединить в более или менее логические группы основные методы, обеспечивающие познавательную, теоретическую, практическую и творческую деятельность, контроль и коррекцию знаний учащихся по источники передачи и характеру восприятия информации. Отметим, что есть методы, обеспечивающие целевое назначение основных.   

Методы технологического контроля и коррекции обучения. 
      Метод проблемного обучения — всякий метод обучения может быть связан с формированием проблемных ситуаций. 
      Метод самостоятельных работ как метод усвоения учебного материала может присутствовать при использовании всех методов обучения. 
      Метод программированного обучения — предусматривает разумное сочетание всех методов обучения преобладающей или определяющей роли самостоятельного обучения. 
      Ситуационный метод — комбинация многих методов для достижения целей в конкретных условиях. 
      - Методы эмоционального стимулирования учения. 
      - Методы формирования познавательных интересов у учащихся (познавательные игры, анализ жизненной ситуации, создание ситуации и успеха). 
      - Методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности. 
      - Индуктивные и дедуктивные методы обучения. 
      - Методы стимулирования учебной деятельности (все методы выполняют эту функцию): 
      а) разъяснение общественной значимости учения; 
      б) разъяснение личностной значимости учения; 
      в) предъявление учебных требований; 
      г) поощрение и порицание в учении.

 

 

 

 

 

Заключение.

 
Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. Если бы нам удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий  
 
Субъективная часть метода обучения представлена личностью педагога. Ведь проблема выбора метода и успешность его применения зависит прежде всего от мастерства учителя. На его плечи ложится груз ответственности за правильный, соответствующий многим параметрам, закономерностям и условиям выбор метода обучения. И от правильности этого выбора во многом зависит успешность учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.      Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с. 
 
2.      Вишневский В.А. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Чебоксары: Чув. госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. – 139 с. 
 
3.      Педагогика: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с. 
 
4.      Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 632 с. 
 
5.      Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.


Информация о работе Методы и методические приемы обучения