Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:46, реферат
Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Все это составляет педагогические средства учебного процесса.
что очень важно для
понимания учащимися глубинной
сущности, законов, закономерностей
и принципов их действия и существования,
условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при
активном участии в его демонстрации учащихся,
получающих возможность непосредственно
“замерять результаты”, изменять ход
процессов, задавать параметры работы
механизмов, фиксировать и исследовать
свойства материалов, структур предметов
и т.д.
По-видимому, разновидностью метода демонстрации
следует рассматривать экскурсии. Экскурсия
может быть использована как метод ознакомления
с новым материалом, углубленным его изучением
или для закрепления изученного. Экскурсия
как метод демонстрации обеспечивает
изучение предметов, процессов, технологий
существующих в реальной действительности
(завод, фабрика, метеостанция, конструкторское
бюро, испытательные стенды, лаборатории
и т.п.), изучение растительного или животного
мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум,
аквариум, дельфинарий и т.п.).
Метод демонстрации обеспечивает объемное
комплексное, многоаспектное восприятие
информации, способствует развитию у учащихся
всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного,
повышающего качество усвоения учебного
материала; приобретение как теоретических,
так и практических навыков и умений; развивает
познавательную активность и мотивацию
к учебной и исследовательской деятельности.
Народная мудрость гласит так: “Лучше
раз увидеть, чем сто раз услышать.”
Тем не менее метод демонстрации необходимо
умело сочетать со словом: акцентировать
внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать
свойство объекта, показать его разные
стороны; разъяснить цель демонстрации,
что держать в поле зрения, выделить объекты
наблюдения, а возможно, использовать
некоторый раздаточный материал, предшествующий
или сопутствующий основной демонстрации,
сделав соответствующий комментарий.
Эффективность метода достигается:
1. Привлечением объяснений учащихся к
раскрытию содержания демонстрируемого,
осуществлением ими сравнительного анализа,
формулирования выводов, предложений,
изложение своей позиции, своего отношения
к увиденному, к поиску “скрытого”, “нового”
содержания в изучаемых фактах, явлениях,
процессах, предметах.
2. Правильным отбором, т.е. согласованием
демонстрируемого материала с содержанием
урока, его объемом, количеством демонстрируемых
единиц, местом и временем в структуре
урока изучаемого материала, условием
демонстрации; научением учащихся поиску
и отбору необходимой наглядности в процессе
самостоятельной домашней работы.
3. Соответствием демонстрируемого материала
психологической готовности учащихся
к его усвоению, учетом возрастных и других
особенностей.
Среди наглядных методов обучения все
чаще начинают выделять «видеометод».
С интенсивным развитием видеотехнической
аппаратуры он выделяется из демонстрационного
метода в самостоятельный. В основе его
находятся экранные источники информации
(фильмоскопы, кодо-скопы, диапроекторы,
киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны,
компьютеры, сканеры и т.п.).
Использование видеоматериалов
помогает за очень короткое время
в сжатом, концентрированном виде
подавать большое количество информации,
профессионально подготовленной для
восприятия, помогает заглянуть в
сущность явлений и процессов, недоступных
человеческому глазу (ультразвуковое
изображение, спектральный анализ, влияние
радиоактивных элементов на протекание
биологических, химических и биохимических
процессов, протекание быстрых и
медленных процессов и т.д.).
Видеометод — один из мощных источников
воздействия на сознание и подсознание
человека. Он может использоваться на
всех этапах обучения как многофункциональный
метод.
Максимально активизируя наглядно-чувственное
восприятие, видеометод обеспечивает
более легкое и прочное усвоение знаний
в их образно-понятийной целостности и
эмоциональной окрашености, существенно
влияет на формирование мировоззрения,
стимулирует развитие абстрактно-логического
мышления, сокращает время на обучение.
Использование метода видеонаглядности
создает благоприятные условия для повышения
эффективности всего учебного процесса.
3. Словесные методы.
К словесным методам обучения
относятся рассказ, лекция, беседа и
др. В процессе их применения учитель
посредством слова излагает, объясняет
учебный материал, а ученики посредством
слушания, запоминания и осмысливания
активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ. Этот метод предполагает устное
повествовательное изложение содержания
учебного материала, не прерываемое вопросами
к учащимся.
Возможно несколько видов рассказа —
рассказ-вступление, рассказ-изложение,
рассказ-заключение. Цель первого — подготовка
учащихся к восприятию нового учебного
материала, которое может быть проведено
другими методами, например беседой. Этот
вид рассказа характеризуется относительной
краткостью, яркостью, занимательностью
и эмоциональностью изложения, позволяющими
вызвать интерес к новой теме, возбудить
потребность в ее активном усвоении. Во
время такого рассказа в доступной форме
сообщаются задачи деятельности учеников
на уроке.
Во время рассказа-изложения учитель раскрывает
содержание новой темы, осуществляет изложение
по определенному логически развивающемуся
плану, в четкой последовательности, с
вычленением главного, существенного,
с применением иллюстраций и убедительных
примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится
в конце урока. Учитель в нем резюмирует
главные мысли, делает выводы и обобщения,
дает задания для дальнейшей самостоятельной
работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются
такие методические приемы, как: изложение
информации, активизация внимания, приемы
ускорения запоминания (мнемонические,
ассоциативные и др.), логические приемы
сравнения, сопоставления, выделения главного,
резюмирования.
Условиями эффективного применения рассказа
является тщательное продумывание плана,
выбор наиболее рациональной последовательности
раскрытия темы, удачный подбор примеров
и иллюстраций, поддержание должного эмоционального
тонуса изложения.
Учебная лекция. Как один из словесных
методов обучения учебная лекция предполагает
устное изложение учебного материала,
отличающееся большей емкостью, чем рассказ,
большей сложностью логических построений,
образов, доказательств и обобщений. Лекция,
как правило, занимает весь урок или занятие,
в то время как рассказ занимает лишь его
часть.
В ходе лекции используются приемы устного
изложения информации, поддержания внимания
в течение длительного времени, активизации
мышления слушателей, приемы обеспечения
логического запоминания, убеждения, аргументации,
доказательства, классификации, систематизации,
обобщения и др.
Читаются лекции в основном в старших
классах средней школы, а также в техникумах
и вузах. Условиями эффективного проведения
лекции является четкое продумывание
и сообщение плана лекции, логически стройное
и последовательное изложение одного
за другим всех пунктов плана с резюме
и выводами после каждого из них и логическими
связями при переходе к следующему разделу.
Не менее важно обеспечить доступность,
ясность изложения, объяснить термины,
подобрать примеры и иллюстрации, использовать
разнообразные средства наглядности.
Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели
могли сделать необходимые записи.
Преподавателю поэтому
надо четко выделять то, что
следует записать, однозначно повторять
при необходимости, чтобы
В последние годы в практике преподавания
в старших классах школы лекционное изложение
многих тем по физике, химии, истории сопровождается
семинарскими занятиями с делением класса
на подгруппы. Это стало возможным потому,
что два класса объединяются в один лекционный
поток и экономится общее число учебных
часов, выделяемых затем на семинарские
занятия.
Лекция и рассказ экономят учебное время,
активно управляют восприятием учебного
материала школьниками. Вместе с тем оба
этих словесных метода обучения в недостаточной
мере позволяют учащимся высказывать
собственные суждения.
Беседа. Метод беседы предполагает разговор
учителя с учениками, организуемый с помощью
тщательно продуманной системы вопросов,
постепенно подводящих учеников к усвоению
системы фактов, нового понятия или закономерности.
В ходе применения метода беседы используются
приемы постановки вопросов (основных,
дополнительных, наводящих и др.), приемы
обсуждения ответов и мнений учеников,
приемы корригирования ответов, приемы
формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно
емкими для целостного восприятия. Слишком
большое дробление темы на вопросы разрушает
логическую ее целостность, а слишком
крупные вопросы становятся недоступными
для обсуждения с учениками. Вопросы не
должны требовать от учеников односложных
ответов. Учитель может использовать вспомогательные,
наводящие вопросы, позволяющие продолжить
обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики
вспоминают, систематизируют, обобщают
ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают
новые примеры использования в жизни изучаемого
ранее явления, закона. Такие беседы носят
в основном объяснительный характер и
рассчитаны на оперирование ранее усвоенным,
на активизацию памяти учеников.
В то же время возможны и весьма желательны
при достаточной подготовленности учеников
беседы, в ходе которых они под руководством
учителя сами отыскивают возможные ответы
на проблемные задачи. О них мы расскажем
при описании проблемно-поисковых методов.
4. Практические методы.
Метод упражнений является, пожалуй,
самым распространенным, наиболее эффективным
и приоритетным среди практических
методов по закреплению знаний, выработке
умений и навыков. Сущность его заключается
в систематической отработке
умения и навыка путем ритмично повторяющихся
умственных действий, манипуляций, практических
операций в процессе обобщающего
взаимодействия учащихся с учителем
или в специально организованной
индивидуальной деятельности. Функция
метода направлена как на приобретение
знаний, так и на перевод их в
плоскость учебных и
Таким образом, все виды упражнений условно
можно разделить на три большие группы:
подготовительные, тренировочные и творческие.
Эффективность данного метода достигается
выполнением ряда правил и условий. Самыми
важными среди них выступают следующие:
- прочное усвоение теоретического материала
учащимися, осознание целей и порядка
выполнения упражнения; доведение до учащихся
требований в последовательности действий,
применение отдельных приемов и т.п. в
целях правильного выполнения упражнения;
- демонстрация учителем образцов правильного,
творческого подхода к выполняемым упражнениям;
- соблюдение дидактической последовательности
в выполнении упражнений, обусловленной
закономерностями процесса обучения;
- разнообразие упражнений по содержанию,
форме, степени сложности, предлагаемых
для выполнения учащимся;
- построение системы упражнений с нарастанием
степени сложности;
-разработка системы упражнений с учетом
индивидуально-личностных особенностей
учащихся (отстающие, со слабой познавательной
активностью, успевающие, особо одаренные,
и др.);
- связь упражнений с другими темами курса,
выполнение упражнений меж предметно
го характера;
- оптимальное количество упражнений,
достаточное для усвоения конкретного
вида знаний, выработки необходимых умений
и навыков;
- обсуждение, анализ и коррекция выполненной
работы при активной позиции учителя и
учащихся.
Метод лабораторных работ (лабораторный
метод). Применяется Для проведения учащимися
опытов, экспериментов, наблюдений за
явлениями, процессами преимущественно
в условиях специальных лабораторий, кабинетов
и с применением технических средств.
Метод лабораторных работ используется
для прочного усвоения теоретических
знаний, приобретения умений и навыков,
обеспечивает прямое включение учащихся
в процессы “добывания” знаний, ранее
полученных наукой. Но лабораторный метод
предусматривает и проведение работ творческого
характера с получением совершенно новых
результатов в науке и практике, что доказано
практикой лабораторных работ, проводимых
в школе (например, в Беларуси, Польше,
России).
Этот метод стимулирует активность действий
как на стадии подготовки к проведению
исследований, так и в процессе его осуществления.
Он дает учащимся возможность
почувствовать себя
Метод лабораторных работ применяется
преимущественно при изучении предметов
точных наук: математики, физики, химии,
географии, астрономии, а также биологии,
трудового обучения. На отдельные темы
лабораторные работы можно успешно проводить
и по другим предметам: истории, языкам,
на уроках изобразительного искусства
и других.
Метод практических работ (практический
метод). Углубление и закрепление теоретических
знаний и проверка научных выводов. Апробация
научных истин и положений, всегда связанная
с их практической реализацией. В школьной
практике они проводятся после изучения
больших по содержанию тем и разделов.
Базируясь на опыте проведения лабораторных
работ, полученных знаниях, навыках и умениях,
— метод практических работ обеспечивает
углубление, закрепление и конкретизацию
приобретенных знаний. Формируя способы
научного анализа теоретических положений,
укрепляет связь теории и практики в учебном
процессе и жизни. Он вооружает школьников
комплексными, интегрированными навыками
и умениями, необходимыми для учебной
работы, а также для выполнения различных
трудовых заданий в учебных мастерских,
ученических бригадах, производственной
деятельности.
Практические работы могут носить характер
учебно-тренировочных (отработка умений
работы с инструментами, конкретными материалами,
приборами, станками, оборудованием, животными,
растениями и т.п.). Быть опытно-конструктор
с ко го характера, например, изготовление
действующих моделей учебных пособий,
разработка радиосхем и изготовление
радиоприборов, разработка проектов конструкций,
компьютерных программ, совершенствование
технологических процессов, стимулирующих
познавательную деятельность учащегося.
Опыт подобной работы присущ специализированным
классам.
В воспитательном плане практические
работы способствуют развитию внимания
и наблюдательности, приучают к дисциплинированности
и аккуратности, рациональности действий,
экономности, самоконтролю и самокоррекции,
саморазвитию во всех видах учебной и
практической.
Эффективность метода практических работ
вытекает из возможностей учителя адекватно
целям и задачам темы урока рационально
“вписать” в его структуру практические
задания, организовать учащихся для выполнения
работ (распределение заданий при выполнении
работы группами). Учтя предварительную
подготовленность учащихся, постановить
цели и задачи выполняемых работ, объяснив
текущую и перспективную значимость работ,
помочь в творческом осмыслении учащимися
всего объема предстоящей работы; правильности
и последовательности выполняемых действий
и технологических операций. Эффективность
метода заложена и в квалифицированности
учителя при проведении инструктажа, умения
контролировать и корректировать выполняемую
учащимися работу на всех ее этапах.
Метод практических работ применяется
в единстве со словесными и наглядными
методами обучения.
В этом случае они как бы выполняют
подготовительную работу: разъясняющие
объяснения, показ иллюстраций, демонстрация
действий, словесная оценка результатов
в процессе текущего и итогового
контроля, анализ и выводы на перспективу.
Обзор по практическому методу обучения
хотелось бы заключить словами польского
дидакта В. Оконя. “Изменяя действительность
разумным способом, используя имеющиеся
знания и руководствуясь значимыми целями,
человек одновременно изменяется сам,
формирует свое сознание, убеждение и
поведение, свое отношение к работе; одновременно
он формирует в себе потребность полезной
деятельности и потребность совершенствования
собственной компетенции в течение всей
жизни. Эти ценности практической деятельности
превращают ее в неотъемлемый фактор формирования
индивидуальности учащихся в школе”1.
Метод игры. Игра в истории и развитии
человечества сравнима по возрасту со
временем появления самого человека. Имеет
важное значение в его жизни, развитии,
воспитании. Ф. Шиллер, оценивая значение
игры, сказал так: “Человек играет только
тогда, когда он в полном значении слова
человек, и он бывает вполне человеком
лишь тогда, когда играет”2.
Игре как специфической разновидности
человеческих действий посвящено много
исследований, создано много теорий игр.
Одну из первых создал Ф- Врубель, рассматривая
игру как проявление потребности самовыражения
ребенка. Игре посвящены работы М. Лазаруса,
Т. Спенсера, К. Круса, С. Л. Рубинштейна,
К. Гросса, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова,
Й. Хэйзинга, С. А. Шмакова.
Игра занимала внимание и Ж. Пиаже. Однажды
поделившись мыслями с Эйнштейном об исследовании
детских игр в ответ из его уст он услышал
следующее: “Тайна атомного ядра — детская
игра по сравнению с тайной детской игры”.
В науке существует особое направление
— теория игр. Создано множество классификаций
игр. В соответствии с одной из них можно
выделить игры функциональные, тематические,
конструктивные, дидактические, спортивные,
военные и получившие широкое распространение
деловые игры.
Теорию игры, ее социальную природу, внутреннюю
структуру, а также ее значение в развитии
ребенка изучали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
Д. Б. Эльконин и другие.
В индивидуальном развитии ребенка игра
формирует потребность ребенка воздействовать
на мир, познавать мир, создавать мир и
создавать себя. Игра создает личность.
Через игру и в процессе игры ребенок упражняется,
развивает себя (психически и физически).
Происходит развитие мотивационной сферы,
всех видов готовности к более сложной
социальной жизни. Происходит становление
волевых качеств, перестройка психических
процессов, осознанность действий. Развивается
интеллект. Изменяются процессы мышления:
от наглядно-действенного до словесно-логического,
и абстрактно-логического.
В игровой деятельности осуществляется
процесс воображения, представляющий
высокую творческую форму мышления, обеспечивающую
в будущем возможность личностной реализации
в различных сферах человеческой деятельности.
В игре зарождается творческое начало
человека, основы трудовых действий, в
игре начинается учение в форме усвоения
социального опыта взрослых. На всех этапах
человеческой жизни игра, как метод обучения,
занимает достойное место.