Разработка методического обеспечения технологии модульного обучения по предмету «Арифметические и логические основы вычислительной тех

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении технологии модульного обучения и разработки трех обучающих модулей по предмету «Арифметические и логические основы вычислительной техники».
В задачи курсовой работы входит:
1) Дать определение модульной технологи
2) Показать структуру технологии модульного обучения
3) Рассмотреть предметно-деятельностный подход в системе обучения
4) Рассмотреть структуру обучающий модуль
5) разработать три обучающих модуля

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Технология модульного обучения………………………………………….…5
1.1 Особенности модульного обучения………………………………….....5
1.2 Предметно-деятельностный подход к организации обучения………..8
1.3 Обучающий модуль…………………………………………………….11
2. Разработка обучающих модулей по теме «Арифметические и

логические основы вычислительной техники»……………………………..14

2.1 Обучающий модуль по теме: арифметические операции....................14

2.2 Обучающий модуль по теме: функциональные комбинационные

узлы цифровой техники…………………………………………………….29

2.3 Обучающий модуль по теме: системы счисления……………………43

Заключение………………………………………………………………………57

Список литературы………………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

Курсовая работа

по методике профессионального обучения

Разработка методического обеспечения технологии модульного обучения по предмету «Арифметические и логические основы вычислительной техники»

 

 

 

Студент       Заостровных И. В.

                                                                              Группа                      ВТ-409

Преподаватель     Колесникова Ю.А.

 

 

 

Екатеринбург 2010

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Технология модульного  обучения………………………………………….…5

1.1 Особенности модульного обучения………………………………….....5

1.2 Предметно-деятельностный  подход к организации обучения………..8

1.3 Обучающий  модуль…………………………………………………….11

2. Разработка обучающих модулей  по теме «Арифметические и

 

   логические основы вычислительной техники»……………………………..14

 

2.1 Обучающий модуль по теме: арифметические операции....................14

 

2.2 Обучающий модуль по  теме: функциональные комбинационные

 

       узлы цифровой техники…………………………………………………….29

 

2.3 Обучающий модуль по теме: системы счисления……………………43

 

Заключение………………………………………………………………………57

 

Список литературы………………………………………………………………59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Модульная система обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

 Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.

Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.

Появление модульного метода – попытка  ликвидировать недостатки следующих  существующих методов профессиональной подготовки:

  • направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;
  • негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;
  • несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;
  • отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.

Цель  данной курсовой работы заключается  в  изучении технологии модульного обучения и разработки трех обучающих модулей по предмету «Арифметические и логические основы вычислительной техники».

В задачи курсовой работы входит:

1) Дать определение модульной  технологи

2) Показать структуру технологии модульного обучения

3) Рассмотреть предметно-деятельностный подход в системе обучения

4) Рассмотреть структуру обучающий модуль

5) разработать три обучающих модуля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Технология модульного  обучения

1.1 Особенности модульного обучения

Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась “модульная система”, что не противоречит сути, так как система обучения –  это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь  – единство. Технология – тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи.

Модульная технология – это дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапных единиц профессиональной деятельности [3].

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех кодах: визуальном, числовом, символическом и вербальном.

Сущность модульного обучения состоит  в том, что обучающийся более  или менее самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [1]. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно- контролирующей до консультативно-координирующей.

В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?

  • В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
  • Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.
  • Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
  • Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.
  • Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Модульное обучение осуществляется как  на основе общих принципов, так и  специфических, определяющих цели, содержание и методику модульного обучения. К  ним относятся:

1. Принцип модульности, определяющий модульный подход к обучению, выражающийся через содержание, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучения стоится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

2. Принцип осознанной перспективы, подразумевающий понятие и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы. В качестве значимых результатов выступают конкретные трудовые операции, приемы и действия определенной профессиональной деятельности, в следствии чего обучающийся имеет представление о своей будущей профессии.

3. Принцип разносторонности методического консультирования, который требует профессионализма в организации познавательной деятельности преподавателя. В модулях должны предлагаться различные методы и пути изложения и усвоения содержания обучения, которые педагог и обучающийся могут выбирать свободно, либо конструировать самостоятельно.

4. Принцип динамичности, обеспечивающий свободное изложение содержания модулей с учетом динамики социального заказа. При этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемы.

5. Принцип гибкости, вариативности, адаптивности в модульном построении учебного процесса, позволяющий реагировать на изменение требований производства путем изменения набора учебных элементов, структуры и последовательности изучения модулей.

6. Принцип паритетности в обучении, предполагающий субъект-субъектные отношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимся до определенного уровня.

  

 

1.2 Предметно-деятельностный подход к организации обучения

В настоящее время в теории и  практике модульного обучения можно  выделить предметный и предметно-деятельностный, системный и системно- деятельностный подходы к организации обучения. Рассмотрим подробно предметно-деятельностный подход.

В рамках предметно-деятельностного подхода модульной методологии с с предметной системой обучения. Проектирование такой модульной технологии можно разбить на три этапа:

1. Разработка модульного учебного  плана;

2. Разработка модульных рабочих  программ.

3. Соединение пакета обучающих модулей

На первом этапе структурируется  профессиональная деятельность специалиста, выделяются необходимые профессиональные умения и навыки, анализ которых  позволяет определить перечень дисциплин  профессиональной подготовки, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии. на этой основе формируется модульный учебный план, включающий комплект модульных программ учебных предметов.

На втором этапе разработки модульного обучения по всем дисциплинам учебного плана составляются модульные программы. В основе модульных программ лежат модули, представляющие собой профессионально значимое содержание. Такое структурирование содержания модульной программы обеспечивает ее гибкость. В зависимости от целей, требований к объему и уровню образования на основе базовой программы составляются варианты индивидуальных программ. Для каждой модульной программы для каждой модульной программы создается пакет обучающих модулей.

Модуль – представляет основную организационно-содержательную единицу модульной технологии. Под модулем понимают концептуальную единицу содержания учебного материала. Модуль охватывает учебный материал, соответствующий относительно крупное еденице профессиональной деятельности. В модульной программе модуль представлен сочетанием подмодулей.

Подмодуль – это целостная самостоятельная часть содержания, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения конкретной задачи.

Модульная единица – часть подмодуля. Подмодули и модульные единицы – логически обоснованные структурные единицы модуля. Подмодуль охватывает одну-две темы, объединенные общей логикой, целью, понятиями, видами деятельности. Модульные единицы имеют свою конкретную задачу. Например, освоение новых понятий, формирование отдельных умений и навыков, изучение конструкции агрегата, узла и т. д. В соответствии с поставленными целями модульные единицы могут быть теоретическими, практическими или совмещать эти функции.

Учебный элемент –  это наименьшая значимая часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной задачи. Учебный элемент является основным носителем учебной информации в модуле. Учебные элементы могут быть представлены в виде специально обработанного текста, набора инструкционных карт, оформленных рекомендаций и указаний и т. д.

 

Модуль

Подмодуль

Модульная единица

Арифметические основы вычислительной техники

Системы счисления

Общие сведения о методах обработки  информации, цифровых сигналах и устройствах 

Системы счисления

Арифметические операции

Формы представления чисел в  цифровых вычислительных устройствах

Основные виды и принципы выполнения арифметических операций

Логические основы вычислительной техники

Логические функции

Функции алгебры логики, логические элементы и схемы

Минимизация логических функций и  синтез комбинационных схем

Функциональные устройства

Типовые функциональные схемы и  узлы

Типовые функциональные последовательностные устройства

Операционные устройства и управляющие  автоматы

Методы контроля работы вычислительных устройств

Информация о работе Разработка методического обеспечения технологии модульного обучения по предмету «Арифметические и логические основы вычислительной тех