Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рыбина Н..doc

— 507.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Нижегородской области ГОУ СПО  «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

Студентка 5 курса,

специальность 050301,

группа 301-5

Рыбина

Наталья Анатольевна

 

 

Предметная  неделя как одна из форм организации  внеклассной работы по русскому языку

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

Предзащита Руководитель:

Дата___________

Подпись________

 

 

 

 

Дзержинск-2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы

       по  русскому языку………………………………………………………….

1.2 Принципы организации внеклассной работы

      по русскому  языку…………………………………………………………..

1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….

Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………

2.1 Кружок как один  из  видов групповой внеклассной работы…………….....

2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………................... 
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой

      внеклассной работы.…………………………………………………………..

Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................

Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………

3.1. Общая психолого – педагогическая  характеристика классов. ……………..

3.2. Комплекс заданий используемых  на предметной неделе по русскому

       языку в шестых  классах……………………………………….........................

3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели

        по русскому  языку в шестых классах. ………………………………………

Выводы по главе 3…………………………………………………….....................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 
ПРИЛОЖЕНИЕ…….……………………………………………………………… 
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  русский язык связывает воедино  народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение  носителей разных национальных языков. В связи с этим одной  из важнейших  проблем в условиях национально – русского  двуязычия является проблема координации содержания и системы обучения родному и русскому языкам.

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка  и обучения ему, нельзя допускать  недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно  переориентируют  школу  и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как  основной цели образования) на развитие  ребенка,  на  создание  условий  полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового  думать, общаться,  понимать  другого  и  самого  себя,   принимать   самостоятельные ответственные решения.

В  этих  условиях   большую   актуальность   приобретают   проведение 
планомерной,  систематической  внеклассной  работы  по  русскому  языку.   В настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне. 
      «Родной язык – величайший наставник» [14, 75], - звучат  непреложной 
истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Действительно,  язык  и  до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка,  приобщает  его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет  у детей  вырабатывается   чутье   языка,   развивается   речевое   творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению,  огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас  в  школе  не  в полной мере.

Ни для  кого  не  является  секретом,  что  наша  отечественная  школа 
переживает кризис. Этому много  причин:  и  тяжелое  экономической положение  страны,  и  традиционно  малое  внимание  властей   к   проблемам образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования  школы, и, по-прежнему массовая  материальная  необеспеченность  учителя,  и  многое другое.

Между  тем  от  того,  как  будет  развиваться  школьное  обучение  и 
воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же  проблем,  возникающих  в общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий  характер, другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин. 
      Все вышеуказанное не могло не  сказаться на  организации внеклассной 
работы по русскому языку в современной  школе.  Дело  в том,  что проблема организации внеурочной деятельности по  русскому  языку отражена  в  трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова,  Г.И.  Суворовой,  Л.И.  Пастушенковой, Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце  70-х  –  начале 80-х годов. Однако большинство работ было  посвящено  вопросу  формирования познавательного интереса к русскому  языку  средствами  внеклассной  работы.

 Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей.

Обращение  к  проблеме  связано  с  попыткой  поставить  вопрос  об  ее актуальности  с  позиции  системного  подхода   в   организации   внеурочной 
деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. 
       Обновление  школы,  переосмысление  принципов и методов   обучения, 
появление  новых  видов  и  форм  внеклассной  работы  также  не  могло   не 
отразиться на видении данного вопроса.

Все  перечисленные  аргументы  обуславливают  актуальность   изучения 
данной проблемы и определяют выбор темы: «Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно – воспитательной работы в школе».

Проблема: Как организовать работу по обучению воспитанию и развитию школьников на предметной неделе по русскому языку, чтобы пробудить у них интерес к русскому языку и желание быть грамотными?

Объект: Процесс формирования интереса к русскому языку на предметной неделе в средней школе. 
     Предмет: Организация внеклассной работы по русскому языку.

Цель: Теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования предметной недели в шестых классах по русскому языку как одной из форм внеклассной работы.

Гипотеза: Организация предметной недели по русскому языку в шестых классах будет эффективной при:

- систематическом проведении внеклассной работы по предмету;

- вовлечении учащихся в процесс организации и подготовки мероприятия;

- стимулировании интереса учащихся к учебной деятельности.     

Задачи: 
      1. Теоретически обосновать значение внеклассной работы в обучении.

2. Раскрыть методику  проведения внеклассной работы  по русскому языку.

3. Отобрать методы  и приемы для проведения предметной  недели.

4. Разработать комплекс  упражнений по русскому языку,  используя методы и приемы для проведения предметной недели.

 

Глава 1. Внеклассная  работа по русскому языку как форма  организации учебно-воспитательной работы в школе

1.1. Организация  внеклассной работы по русскому  языку

В законе об образовании  подчеркнуто то, что «Изучение  русского языка как государственного предмета Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами»[1,14].

Свободное владение русским  языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Внеклассные занятия  должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

К специфическим принципам  внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к  внеклассной работе способствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, — пишет Н. М. Шанский — должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы»[29, 66]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует: сугубо индивидуального подхода к каждому ученику; оказания максимальной помощи; подбора специальных заданий; упражнений; форм работы для слабо владеющих русской речью.

Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.

Для стимулирования речевой  активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.

Содержание внеклассной  работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических  интересов и уровня развития речевых  умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые успешно используются и в работе с нерусскими учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие — эпизодическими.

Внеклассная работа по русскому языку  является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым  предметом. К 7-8 классам интерес к  изучению русского языка пропадает  у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому  главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Интерес, по мнению методистов, - это  «такое эмоциональное отношение  учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»[3,4]. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке»[31,97]. Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес  каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.

Исходя из основной цели внеклассной  работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

Информация о работе Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку