Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рыбина Н..doc

— 507.00 Кб (Скачать)

Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти  задания, следует помнить, что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Однако победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе.

5 класс 1тур

1. Подберите 3 слова, в которых  букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Придумайте по 3 примера слов-синонимов,  слов-омонимов, слов-антонимов.

3. Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углубить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, верба, диалог, случай.

4. Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:

1) «Что волки жадны, всякий  знает: волк евши, никогда костей  не разбирает».

2) «Поди ж, приятель, убирайся, да  берегись: вперед ты мне не попадайся».

3) «Отколь такой берется голосок: ичист, и нежен и высок».

Напишите названия этих басен.

5. Составьте словосочетания типа  «прилагательное + существительное» , включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечатление, толь.

6. У потребите правильно предлоги  в следующих словосочетаниях: выехать (с, из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) автобуса.

7. Составьте перечень признаков,  характеризующих члены предложения:  главные и второстепенные (общее и различное в них). См.: учебник «Русский язык. 5 класс» (часть «Синтаксис и пунктуация»).

8. Какие два значения  имеет каждое из предложений? 1) Мой товарищ встретил брата с сестрой. 2) Я встречаю его чаще всех.

II тур

1. Есть ли в русском  языке слова, которые состоят  из одного звука? Запишите как  можно больше таких слов.

2. Подберите 2 группы  слов так, чтобы и у тех,  и у других был корень -вод-, но с разным значением.

3. Сколько звуков в  словах ел и ель, дал и  даль, ямка и лямка? Почему?

4. Вставьте пропущенные  буквы в словах: б..т..рея, ко..екция,  ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад.

5. В какой сказке  А.С.Пушкина слово лебедь женского  рода? Из чего это можно заключить?

6. Подберите пословицы,  построенные на основе противопоставления антонимов.

7. Составьте несколько  предложений с таким расчетом, чтобы в них слово язык употреблялось в разных значениях.

8. Определите члены  предложения (подчеркните условными  знаками) и укажите, в каких  падежах употреблены имена существительные.

1) Красные осенние  листья усеяли косогор. 2) Солнце  закрыло облако. 3) На горизонте туристы увидели большой город. 4) Айсберг - плавучая ледяная гора.

После проверки письменных конкурсных работ участников П тура олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты в классной стенной газете или в специально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиады. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознакомлены все ученики класса.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

2.3.Неделя русского  языка как одна из форм массовой  внеклассной работы.

Эпизодические внеклассные  занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная  роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий.

Н.Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько  эпизодических форм внеклассной  работы одной общей идеей и  предлагает провести целую неделю как  путешествие в страну Русского Языка.

Началось путешествие  с объявления о том, что школа  начинает с такого-то числа путешествие  по стране русского языка, а в это  время учащиеся могут побывать в  городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере.

В конце объявления указывались  “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера  и др.

Через неделю дети познакомились  с картой страны. Школьников волновало множество вопросов.

До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий  и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер  русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся.

Дальнейшее совершенствование  обучения и воспитания учащихся общеобразовательных  школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью.

Неделя русского языка  – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.

Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Недели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка.

Декада русского языка отличается от Недели, как видно, только по объему. В очень больших школах, каких в городе сейчас большинство, удобнее проводить Декаду русского языка, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. Если в школе каждая параллель включает 5-6 классов, то времени для того, чтобы провести викторину, конкурс во всей параллели, понадобится больше, поэтому Декада русского языка оказывается здесь более эффективной.

День русского языка - это особая форма внеклассной  работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по лингвистическим дисциплинам. В этом случае День русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год. День русского языка плодотворно проходит в небольших школах, где имеется 1-2 параллельных класса и школа работает в одну смену. Недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лишены возможности участвовать в нескольких из них, как во время Недели русского языка.

Чтобы День русского языка  прошел успешно, необходимо долго и  тщательно его готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистических газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в День русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей.

Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать  у детей большой интерес к  данному мероприятию. Это зависит  от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и увлекательным для учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Интерес к русскому языку  воспитывается всей классной и внеклассной  работой по предмету. Методика проведения внеклассных мероприятий включает в себя несколько форм :

    • Кружок
    • Олимпиады
    • Неделя русского языка

Эти формы отличаются: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Среди этих форм внеклассной  работы по русскому языку кружок по праву занимает ведущее положение. Часто встречающимся кружком является Кружок русского языка (или Кружок любителей русского слова).

Опыт таких кружков  показывает, что занятия можно  строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе, так  и независимо от программного материала и времени его изучения.

Но немаловажное значение при внеклассной работе по предмету имеет и чувство соревнования.

К массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации  языковой культуры, и могут стать  олимпиада или неделя русского языка. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Оно оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

Олимпиады по предметам  являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу.

На неделе русского языка  немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой  интерес к данному мероприятию.

 

Здесь проводятся: конкурс  лингвистических газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в последний день можно было подвести итоги и наградить победителей.

Здесь воспитательная и  образовательная  роль значительно  возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка предметной недели по русскому языку в шестых классах МОУ СОШ №9 г. Дзержинска

3.1. Общая психолого  – педагогическая характеристика классов

Во время государственной  практики в МОУ СОШ № 9, велась работа в шестых классах, на которые и составлена психолого – педагогическая характеристика.

В 6 «А» классе 20 учеников, из них 13 девочек и 7 мальчиков, а  в 6 «Б» классе 15 учеников, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Ребята учатся вместе с первого класса. Смена классных руководителей произошла в прошлом году, после окончания начальной школы.

При изучении структуры и организации классов использовалась несколько методов: социометрия, наблюдение, а так же беседы с учениками и учителями.

Социометрическая процедура  может проводиться в двух формах параметрическая и непараметрическая. При изучении социометрии в этих классах предпочтительнее параметрическая процедура, которая позволит легче проанализировать связи, снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Ребята должны были указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию. Я предложила ребятам ситуацию и несколько вопросов к ней:

Ваши родители разрешили  взять с собой в поездку  в Санкт – Петербург одного из одноклассников, кому вы отдадите предпочтение? Этот одноклассник не смог поехать по семейным обстоятельства, тогда кого вы возьмете вместо него? Этот одноклассник поехать не может, так как ему нужно готовиться к олимпиаде, кем вы его замените?

Социометрия в 6 «А» показала, что наибольшее число голосов (7 из 18 человек) получили двое Саша Зарубин и Женя Сидорова, а в 6 «Б» наибольшее число голосов (6из 15 человек) получили Даша Барскова и Максим Гусев.  Исходя, из наблюдений бесед мне представляется, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие.

Принимают решения на равных, соперничества между ними не выявилось. Дружба их объединяет с начальных классов в случае необходимости, готовы помочь друг другу. Выбирали их как мальчики, так и девочки.

Наименьшее число голосов в 6 «А» классе набрал один ученик (1 из 15 учеников), а в 6 «Б» классе таких не оказалось. Главной причиной этого, на мой взгляд, является то обстоятельство, что ребенок очень стеснителен, зажат, мало общается с одноклассниками. Для улучшения социального статуса необходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одноклассников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе.

Наибольшее число отрицательных  выборов получили три ученика. Социометрия  не позволяет установить мотивы отвержения, поэтому можно предположить что попали в число отвергаемых из-за трудностей в освоении учебного материала. Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но не стимулировали познавательные интересы. Однако сейчас стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам, а в качестве примера и ориентира ставят отличников класса, что порой вызывает неприязнь к ним.

Информация о работе Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку