Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рыбина Н..doc

— 507.00 Кб (Скачать)

Километр, метр, пуд, верста, десятина, килограмм,, вершок, аршин , фунт, грамм, гектар.

2. Какие две эпохи  отражают следующие слова?

Помещик, лакей, товарищ;   городовой,   милиционер;   гимназист, школьник; чиновник, служащий.

3. Почему указанные ниже слова стали устаревшими?

Кучер,   соха,   крепостной,   подорожная,  лавочник,   поручик,  урядник, пристав, сажень. 

 

Второй ученик.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

Заимствованные слова есть во всех языках, потому что народы, общаясь, «меняются словами».

По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. (зонтик — из голландского языка, марка— из немецкого, диктор — из латинского, бульвар — из французского) .

При переходе слов из чужого языка в русский происходят процессы освоения. Слова осваиваются: 1) графически, 2) фонетически, 3) грамматически, 4)лексически.            

 Лексическое освоение  заимствованного слова — это  освоение его значения. Лексически  освоенным слово можно считать  тогда, когда оно называет вещь, явление, свойственное нашей русской действительности, когда в значении его не остается ничего, что указывало бы на его иноязычное происхождение. Так, например, слово пальто заимствовано из французского языка, но сам предмет, названием которого служит это слово, так прочно вошел в  быт, что, конечно, не осознается как французская одежда.

ЗАДАНИЕ 

1. Укажите  вначале исконно русские слова, затем заимствованные.

Листовка, чистильщик, портфель, люстра, вуаль, парашют, реплика, ландшафт; цирюльник, огнетушитель, зажигалка, мать, сестра, сосна, дуб, шляпа, циферблат, пенсне, кофе. 

2.         Замените выделенные словосочетания одним  иностранным "словом,  равным   по 
значению выделенным словам.

1. Незабываемая картина  — торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Слова  для  справок. Свитер, тир, мандат, парад.  

Третий ученик

СИНОНИМЫ

В языке существуют не только одинаковые по звучанию слона, обозначающие названия совершенно различных предметов действительности и отношений, но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных но смыслу, но разных по звучанию.

Например, человека, не испытывающего  страха, можно назвать смелым и  храбрым, а человека, состоящего с  кем-либо, по враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Сравните: Смелый (храбрый) скачет, а трус плачет. Храбрый (смелый) побеждает, а трусливый погибает. Не верь смеху врага (неприятеля, противника) Недруг поддакивает, а друг спорит. Противник (враг, недруг) силен, пока не повален. (Пословицы.)

Нужно помнить, что тождественных  слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.  

ЗАДАНИЕ 

1. Каждое предложение  содержит по два синонима. Укажите,  какой из синонимов употреблен  для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая  кляча, вся в мыле, стояла как  вкопанная. (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из  которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.) 

2. Определите,   на   противопоставлении   каких   слов    строится    данный разговор.

- Как кликать-то тебя,  мальчик?

- Андреем зовут меня, дедушка.

- Ну-ка, Андреюшка, вечерять идем.

- Да я уж поужинал, дедушка.

- Али наше угощение  хаешь?

-Не браню,  а сыт я, дедушка.

- Ну и ладно, а  то бабы бают, что больно гордый  ты.

- Что ты, дедушка! Разве  можно так говорить? Да и нечем  мне гордиться!

-Не знаю я. Намедни на сходе сказывали, что больно  ты строгий.

- Не строгий я, дедушка,  а справедливый. А   на   собрании напрасно про меня толкуют. 

 

Четвертый ученик.

АНТОНИМЫ

Как известно, слова с  противоположным значением называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления. «Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного... Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов» (низкий забор — высокий забор, низкий поступок — благородный поступок). Различают словарные антонимы и антонимы контекстуальные.

ЗАДАНИЕ 

 

1. Объясните значение  антонимов в данных пословицах.

Правой рукой строит, а левой   разрушает.   Велик   день  для лодыря, а для ударника мал.   Ученье — свет,   неученье — тьма.  Кто хочет много знать,  тому  надо мало  спать.   Корень ученья  горек, да плод его сладок. Сытый голодного не разумеет. Полный  колос к земле клонится, пустой к  небу тянется. 

2. К каждому выделенному  слову отыщите его пару  (антоним), сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Друг, развязать,  длинный, сладкий, убавить,   ложь,  прибавить, недруг, завязать, короткий, правда, горький.  

Шестой ученик.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Русский язык очень богат  фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более  пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук — не клеится, не работается;

голыми руками взять — легко одолеть;

дать по рукам — наказать, отучить;

дать руку на отсечение  — поручиться;

из рук в руки —  непосредственно;

как без рук — беспомощно;

легкая рука — удачное начало;

мастер на все руки -  умелец; 

не покладая рук — неустанно;

подать руку — помочь.

Приведенные примеры  показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения  писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: Живи для людей, поживут и люди для тебя. Не давши слова — крепись, а давши —держись. Недруг поддакивает, а друг спорит. 

В процессе конференции все задания  выполняются письменно, в конце  все работы собираются на проверку.

Все ребята предупреждаются что завтра будут проводится олимпиады по русском языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИТЛОЖЕНИЕ 4

«ДЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОГО СТИЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «День официально – делового стиля».

Цель: Повышение познавательного интереса учащихся к русскому языку.

Задачи:

1. Создание неформального учебного взаимодействия.

2. Выявление детей, проявляющих способности в области русского языка.

3. Пропаганда русского языка как средства общения.

 

Вначале дня происходит награждение учащихся, отличившихся по итогам прошлого дня.

На этом этапе «Недели  Русского Языка» проводится олимпиада.

Олимпиада.

1. С помощью суффиксов образуйте названия детенышей животных.

Белка – , волк – , галка  – , мышь – , собака – , паук – , кот – , хомяк – ,  
петух – , грач – , медведь – , червяк – .

2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните существительные, которые образовались путем перехода из одной части речи в другую.

Знойный июнь 1905 года. Одесская наб_режная забита людьми. Рабочие тесня_я  плеч_м к плечу. Восьмилетний мальч_к  протискивае_ся скво_ь толпу к  самой реш_тке. От восторга у него ра_ширились глаза и пр_открылся рот. Из-за мыса показ_вается брон_носец «Потемкин». Под разв_вающимся красным флагом он пр_ближается к пр_чалу.

3. Укажите слово из 6 звуков: тополь, береза, ясень, сосна, пихта, яблоня, осина.

4. Какие слова не имеют окончания: вниз, нижний, низ; высоко, высь, высокий?

5. В каком слове -ей окончание: ручей, ножей, воробей, соловей?

6. Подчеркните слово без приставки: поторапливаться, потный, потверже, потакать, потрепать.

7. Какое слово в этом ряду лишнее: подарок, подать, поделиться, подняться, посередине.

8. В каком слове один корень: миролюбивый, водопой, легкомыслие, преподаватель.

9. Подчеркните глагол в повелительном наклонении: речь, режь, печь, стричь, мочь, тишь.

10. Подчеркните слово без суффикса: букварь, аптекарь, лекарь, пекарь, фонарь.

11. Напишите четыре слова, которые начинались бы с 4 согласных..

12. С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в омоним?

13. Объясните, почему мы называем эти предметы так: очки, перстень, ожерелье, окно, пирог, сердце.

14. Четвертый лишний. Найдите лишнее слово и запишите его:

ворота, салазки, здания, чернила; 
ночь, рожь, мышь, стеречь; 
коньки, плавать, Снегурочка, сосулька; 
город, Москва, Саратов, Санкт-Петербург; 
пароход, париться, парик, парниковый;

крик, орать, визжать, кричать; 
печка, свечка, утка, овечка; 
золото, ураган, молоко, глава; 
лебедь, ворона, воробей, попугай; 
уши, ноги, руки, головы.

15. Озаглавьте текст, расставьте знаки препинания.

Когда падает снег вся  природа чудесно преображается. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают ее пушистым ковром. Сказочным становится все вокруг деревья скамейки дома. Друзья играют в снежки а я им кричу Ребята с первым снегом вас! Зима лучшее время года.

16. Какое предложение непобудительное:

а) Шуми, шуми, послушное ветрило.

б) Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

в) Проверь, пожалуйста, работу.

г) Вы не знаете правил!

17. В каком предложении не надо ставить запятую:

а) Как мы и ожидали ночь была теплой.

б) На подоконнике распустились бойкая герань пышная гортензия неприхотливые фиалочки...

в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.

г) В течение нашего путешествия с нами произошло  много приключений.

18. В каком предложении следует поставить тире:

а) Я примерный ученик.

б) Красная площадь сердце Москвы.

в) Мы с Тамарой ходим  парой.

г) Сегодня все тебе цветы и солнце, облака и вечность.

19. Творческое задание.

Помните загадку про  окно?

Поля  стеклянные, межи деревянные, по ним  сторожа оловянные.

Эту загадку придумали  специально для того, чтобы запомнить слова-исключения, в которых пишется нн.  
Сочините сказку, стихотворение, считалочку, загадку, чтобы запомнить какое-либо правило или исключения из правил.

Когда ребята выполнили  все задания, работы собираются на проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЛОЖЕНИЕ 5

«ДЕНЬ НАУЧНОГО СТИЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «День научного стиля».

Цель: Повысить уровень мотивации изучения русского языка.

Задачи:

1.Создание неформального учебного взаимодействия.

2.Научить детей самостоятельно пользоваться словарем и другими пособиями.

3.Добиться того, чтобы учащиеся полюбили язык и книгу как источник знания.

4.Добиться от учащихся слаженной командной работы.

В начале дня происходит награждение жетонами учащихся отличившихся по итогам прошлого дня.

Далее учащимся предлагается поучаствовать в мероприятии «Господин словарь». Ребятам раздаются заранее подготовленные карточки с заданиями, например, объяснить значение и грамматические особенности слова. Учащиеся должны обратиться к словарям и дать полный ответ на поставленный вопрос.

Все работы учащихся собираются на проверку.

В конце дня, когда  большая часть кабинетов освободилась, начинается подготовка игре «Марафон». В каждом кабинете остается учитель, у него находится задание этапа.  Непосредственно перед самим  мероприятием готовятся путевые листы для каждой команды, на которые разделятся учащиеся перед началом мероприятия. На каждый этап отведено 10 минут.

После последнего урока  учащихся собирают в актовом зале и делят на команды. Капитану каждой команды выдается путевой лист, в котором обозначен номер этапа и кабинет с этим этапом.

Предметный  марафон, задания:

1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.   

 Д..р..жёр,  д..бютант,  д..л..катность, ровес..ник,  неотъемл..мый,  смеш..н,  (древне) русский,  панц..рь,  пред..стория,  смышлё(н, нн)ый.

2. Составьте словообразовательную цепочку из данных слов, располагая их в порядке последовательной производности друг от друга. Построение словообразовательной цепочки начните с непроизводного слова (образец: счастье - счастливый - осчастливить).

Отметьте слова, которые  не войдут в построенную вами цепочку.         

 Дико, дичать, дикарь, одичалый, одичать, дикий, одичалость. 

3. В 1916 г. Марина Цветаева писала в «Стихах к Блоку»:                  

 Имя твоё – птица  в руке,                  

 Имя твоё – льдинка на  языке,                  

 Одно-единственное  движенье губ,         

          Имя твоё – пять букв.

Объясните, почему в имени  адресата М.И. Цветаевой насчитывается  пять букв. 

4. Определите синтаксическую функцию инфинитива.

Информация о работе Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку