Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рыбина Н..doc

— 507.00 Кб (Скачать)

(______________________________________________________________________________________________________________)

7. Все данные глаголы оканчиваются на –овать. Одинаковы ли у них глагольные суффиксы, с помощью которых они образованы?

Безумствовать (________), безмолвствовать (________),

чествовать (_________);

ремонтировать (_______), характеризовать (________),

сигнализировать (_________).

8. Какой глагол в инфинитиве имеет два омонима?

9. «Аукцион». Продолжи этот ряд, записав не менее десяти слов, где пишется двойная буква ж.

Жженый, сожженный, жжем, (_______________________________________)

Данная викторина оценивается:

 Вопросы 2,5, 6 — 1 балл. Вопросы 3,4. 7,8 — 2 балла. Вопросы  1,9 — 3 балла.

 «5» — за 18 баллов.

После все работы учащихся собираются.

В качестве домашней работы учащиеся получают задание: подготовить иллюстрацию к любому фразеологизму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«ДЕНЬ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «День разговорного стиля».

Цель: Развитие речи и мышления учащихся.

Задачи:

1.Создание неформального учебного взаимодействия;

2.Создание стендов с иллюстрациями к фразеологизмам;

3.Награждение жетонами отличившихся учащихся по итогам прошлого дня;

4.Раскрыть роль фразеологизмов в речи;

5.Проверка знаний по теме «Имя числительное»;

 

В начале дня у ребят  собирается их домашняя работа (подготовленные иллюстрации к фразеологизмам), в кабинете организуется выставка этих работ, куда на перемене может зайти любой желающий и проголосовать за понравившуюся иллюстрацию.

На одном из уроков учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов собираем в отдельном кабинете. Где озвучиваются результаты мероприятий прошлого дня, отличившиеся ребята награждаются жетонами.

Учитель сразу объясняет  ребятам что это не простые  жетоны, а валюта при помощи которой  они могут получить призы в  конце «Недели Русского Языка», то есть в субботу.

Потом ребятам предлагается еще одно задание «Недели Русского Языка»: викторина по теме «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ».

Ребятам раздаются заранее  подготовленные листы с викториной.

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

1. Запиши по три сложных прилагательных с первой частью, образованной от числительного тремя разными способами: трёх-, трое-, три-, тре-.

(_________________________________________________________________)

2. Поставь в творительном падеже:

15 экземпляров книг______________________________________________________________

65 экспонатов_________________________________________________________

400 тетрадей___________________________________________________________

80 котят______________________________________________________________

3. Можно ли определить род у количественных числительных:

721_______________________________________________________________

82________________________________________________________________

  1. Составь словосочетания числительных трое, три с существительными:

Щенки ___________________________________________________________

Ножницы _________________________________________________________

Дети _____________________________________________________________

Врач ______________________________________________________________

лакомка_ моряки_

балерина_

5. Запиши прописью числительные и поставь существительные в нужный падеж:

1гектар…__________________________________________________________

0,17 литр…_____________________________________________________________

к 22 метр…+ 16.5 метр…_____________________________________________

6. Чем отличаются следующие предложения.

В комнате сидело пять человек._______________________________________

В комнате сидело человек  пять _______________________________________

7. Назовите, какое порядковое числительное склоняется особо, отлично от остальных.

8. Какая известная загадка (или пословица) состоит из числительных в сочетании с глаголами?

9. Какие порядковые числительные не являются однокоренными соответствующими им количественными числительными?

10. Раскрой скобки, запиши получившееся предложение.

На складе имеются 23 (вилы) и 34 (грабли).


__________________________________________________________________

Викторина оценивается: Вопросы 1,4, 3' — 3 балла; 2,5,8,10 — 2 балла; 7,6,9—1 балл; «5» — за 20 баллов.

После все работы собираются. Затем учащиеся приглашаются на праздник фразеологизмов.

Перед мероприятием оформляется доска (пишем эпиграф):

Нет слова, которое  было бы так замашисто,

бойко, так  вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.                                                                              

 Н. В. Гоголь.

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук  — не клеится, не работается;

голыми руками взять — легко одолеть;

дать по рукам — наказать, отучить;

дать руку на отсечение — поручиться;

из рук в  руки — непосредственно;

как без рук  — беспомощно;

легкая рука — удачное начало;

мастер на все руки - умелец;

не покладая рук — неустанно;

подать руку — помочь.

Приведенные примеры  показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

Прослушайте отрывок  из произведения Н.Сладкова:

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: —  Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

—Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай  их расталкивать. А они на него напустились:

- Все, следишь!  Наверное, и спишь с открытыми  глазами! 
А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие  загадки? — удивились ребята  и разжали кулаки.

- А   вот  какие,  слушайте!   Первая:   «Где  раки- зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи   вылезет?»   Третья:   «Кто   спит   с открытыми глазами?»

В этом отрывке автор  использует фразеологизмы, а кто мне ответит что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизмы – устойчивые выражения

Учитель: Хорошо тогда давайте выполним задание:

Замените фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Ребята выполняют задание  самостоятельно, на листочках.

Учитель: Теперь выполним другое задание: вам нужно подобрать фразеологизмы с общими для них словами (существительными). Вот вам список существительных: Нос, глаз, голова, язык, зуб, нога.

После того как ребята выполнили это задание, плавно переходим к другому.

Учитель: Теперь вам нужно из данных идиом составить антонимичныен пары:

хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки 

 

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлебывать кашу

не покладая рук

Учитель: Наш праздник плавно подходит к своему логическому завершению, но у меня есть еще одно задание.

На доску вывешиваются несколько иллюстраций. На первой изображен веселый чертик и подпись: у черта на куличках; на второй — древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята; на третьей — буква «ять» и подпись: знать на ять; на четвертой — несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники должны объяснить значение и происхождение выражений у черта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.

После окончания работы учащиеся сдают листочки на проверку, лучшие по итогам праздника награждаются жетонами.

Всем ребятам делается напоминание про задание, которое  было дано намного раньше: подготовить  в группах или самостоятельно публицистическую статью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«ДЕНЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО  СТИЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «День публицистического стиля».

Цель: Повысить языковую культуру учащихся, развить интерес к языку.

Задачи:

1. Создание неформального учебного взаимодействия;

2. Создание выставки публицистических работ;

3. Награждение ребят отличившихся по итогам прошлого дня;

4. Проверка знаний по теме «Наречие»

5. Проведение конференции.

 

Заранее учащимся было предложено подготовить в группах или  отдельно публицистическую статью, в  день конкурса все работы были выставлены на стендах. В конце рабочего дня  проводился опрос среди школьников: «Какую газеты вы бы обязательно купили?». По его результатам объявляют победителя. Работы учащихся оценивают учителя.

На уроке учащимся предлагается выполнить викторину  по теме «НАРЕЧИЕ».

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»

1. Образуй по одному наречию в соответствии с указанной моделью.

В-е, на-о, на-е, Ом, нз-а,

—нибудь, на~у, по—ому, по~у.

2. Составь два предложения, чтобы вовсе в одном писалось слитно, в другом — раздельно.

3. Подбери синонимические сочетания, раскрыв лексическое значение наречий навзничь, ничком.

4. Подбери три наречия, чтобы они относились к существительным.

5. Есть ли наречия в стихотворении М. Лермонтова «Парус»?

6. Подчеркни «третье лишнее», вставив пропущенные буквы:

отреж..., вскач..., настеж... .

7. Сравни морфемный состав слов дома (наречие) и дома (сущ.).

8. В каком из двух предложений есть наречие? Какая часть речи мимо в другом?

Он прошел мимо. Автобус шел мимо стадиона.

9. Запиши в примерах правило «Дефисное написание

наречий».

Викторина оценивается: Вопросы 3.6, 7 — 1 балл; вопросы 2,4,5,8 —2 балла; вопросы 1, 9, 10 — 3 балла.

«5» — за 20 баллов,

После уроков учащиеся приглашаются на конференцию по теме «Сколько слов в русском языке?».

Учитель:

Слово дано для  того человеку,

чтобы свои понятия  сообщать другому.

М.  В. Ломоносов.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота». Что  такое  слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова: это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».

Язык состоит из множества  отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). «Когда мы произносим какое-нибудь слово, — пишет В. Г. Белинский, — то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете (разрядка моя.— Л. Г.); так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т. е. светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня; когда мы говорим слово лошадь, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т. е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя бы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса...». Говоря словами К. Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как известно, все слова  языка образуют его словарный состав,   или его   лексику.

Изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее  существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели

Первый ученик. 

Так же, как из году в  год меняют леса свои листья

— старые падают, — так и слова ветшают а гибнут.

Пусть! Но родятся  и крепнут, как дети, на смену другие.                                                                           

 Гораций.

СЛОВА, ВЫШЕДШИЕ ИЗ ШИРОКОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

С развитием техники  многие орудия труда, вещи и предметы домашнего обихода и общественного  хозяйства выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. А так как язык живет и развивается вместе с обществом, он отражает эти изменения.

Так, например, в далеком  прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т. е. конным транспортом. Вот что мы находим у А. С. Пушкина: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?» Знаете ли вы, что представляла собой коляска, кибитка, карета и телега?

Коляска — рессорный  четырехколесный экипаж с откидным верхом, кибитка — крытая дорожная повозка; карета — большой крытый четырехколесный экипаж на рессорах; телега — четырехколесная повозка для перевозки грузов конной тягой.

Путешествовали на долгих, т. е. на одних и тех же лошадях  ехали до конечной почтовой станции. Почтовая станция называлась ямом; отсюда — ямщик.

ЗАДАНИЕ 

 

1. Установите, что пришло  на смену чему и какие слова  вышли из употребления без  замены.

Информация о работе Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку