Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат
Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….
Неформальное общение преподавателей и учащихся. В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического «барьера». Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников.
Выводы по главе 3.
Во время государственной практики в МОУ СОШ № 9, велась работа в шестых классах.
При изучении структуры
и организации классов
Работа в классах велась путем проведения «Недели Русского Языка». Был составлен комплекс мероприятий, для организации неформального обучения.
По итогам мероприятия
стал заметным рост интереса учащихся
к предмету. Стало понятно, что
систематическая внеклассная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ
методической литературы по
теме исследования и изучение
состояния проблемы показали, что
вопрос о существовании
и проведении внеклассной
работы по русскому языку в современной школе не утратил своей
актуальности и значимости на сегодняшний
день. Массовые публикации в журналах
по организации внеклассной работы,
проведения предметных праздников
в школах – свидетельство интереса
к этой форме углубленного изучения русского
языка и масштабности внеурочной
работы. В педагогической литературе внеклассная
работа рассматривается как мощное
дополнительное средство формирования
у школьников интереса
к предмету, как средство
активизации творческих
возможностей и самостоятельности
мысли каждого ученика и,
конечно же, как средство
расширения и углубления знаний, приобретаемых
детьми на уроках.
Внеклассной работой в отечественной
школе начали заниматься сравнительно
недавно – с начала 50-х годов XX века. Естественно
поэтому, что теоретические основы ее
находятся в стадии разработки. Вопрос
о принципах организации внеурочной работы
по русскому языку остается открытым.
Все методисты, работающие в этой области,
отмечают общедидактические принципы,
на которые опирается внеурочная работа:
научности, последовательности, систематичности
и другие. Кроме общедидактических, выделяются
специфические для внеклассной работы
методические принципы. Количество принципов
у разных авторов колеблется от двух до
восьми. ( Е. А. Баринова – два, Л. Т. Григорян
– восемь, Б.Т. Панов – пять, Н. Н. Ушаков
– шесть). Требует дальнейшего уточнения
и вопрос о содержании, видах и формах,
методах проведения внеклассной работы
по русскому языку.
Руководство языковым развитием детей требует от учителя высокого мастерства, широчайшей филологической культуры. Личность учителя играет очень существенную роль в организации и проведении любых внеклассных мероприятий. Вспомним известные слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее то, сколько бы ты ни заставлял учить ее, наука не проведет воспитательного влияния» [6, 9].
Вместе с тем при
организации предметной недели
по русскому языку
многие учителя испытывают большие трудности:
одни из них не знают с чего
начать и как проводить такие
мероприятия, другие затрудняются
в подборе материала, а третьи не учитывают специфики предметной недели,
строят ее по образцу уроков или
дополнительных занятий. Последнее,
пожалуй, является главной причиной
того, что у многих учителей внеклассная
работа по языку не удается. Такие
учителя подходят к внеклассным
мероприятиям с чисто утилитарной
точки зрения: они хотят через два-три
занятия почувствовать, что повысилась
орфографическая и пунктуационная грамотность
учащихся, что они вдруг заговорили
гладко и выразительно, стали интересоваться
предметом и полюбили уроки русского языка.
И чтобы достичь этого, учитель максимально
приближает внеклассные занятия к уроку,
что совершенно недопустимо.
Неделя Русского языка – это не случайный
набор форм и видов внеклассных мероприятий.
А заранее продуманная и подготовленная
система мероприятий, преследующих цели
развития творческих возможностей детей,
привития интереса к предмету «русский
язык». Это неделя творчества детей, своеобразный
праздник. Этот праздник имеет свой план
– причем, довольно строгий, он предполагает
активность всех участников.
Проведение недели русского языка – давняя традиция в школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.
Никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Открытие «НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Тема: «Русский язык – Величайший наставник!».
Цель: Повысить уровень интереса учащихся к мероприятию.
Задачи:
1.Создание праздничной творческой атмосферы;
2.Повышение интереса учащихся к учебной деятельности;
3.Проверка знаний у учащихся по теме «Глагол»;
4.Создание неформального учебного взаимодействия.
На одной из переменок
учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов
собирают в отдельном кабинете, где
разыгрывается заранее
Ямщик в тулупе сидит и дремлет. Появляется Владимир Иванович Даль. Он с шумом входит в класс, ямщик просыпается.
Ямщик: Куда-с изволите ехать?
Даль (садясь): Вперед!
Ямщик: Эх, барин, Россия-то велика, впереди простору-то вона сколько, нельзя ли адресочек четче назвать?
Даль: А мне так и надо – по всей России! Хочу собрать все слова языка нашего в «Толковый словарь живого великорусского языка».
Ямщик: И, чего вздумал. Ты, барин, видать, и понятия-то не имеешь, какова Русь-матушка велика! Да и зачем тебе они нужны-то, слова наши русские? Баре-то все на хранцузском боле говорят, нежели на нашем, на родимом языке.
Даль: А я вот и хочу, чтоб каждый из нас знал, как говорит и северный крестьянин-помор, и житель южных губерний, и горожанин, и житель русской глубинки. Хочу, чтоб знали, откуда к нам слова приходят, что означают, как приживаются в нашем языке. Хочу, чтоб каждому был доступен наш великий и могучий язык.
Ямщик: Доброе дело задумал ты. А силенок-то хватит?
Даль: Да уж коли я чего задумал, то от своего не отступлю. Да и на помощь и любознательность ребят рассчитываю. Как, ребята, поможете? (учащиеся отвечают) Тогда отправляемся в путь! Неделя русского языка объявляется открытой!....
После открытия ребятам в краткой форме рассказывается что их ждет на данной учебной неделе: увлекательные викторины, творческие задания и игры, олимпиады, а также «Аукцион знаний» (все секреты не раскрываются).
После учащиеся приглашаются в свои классы на первый этап «НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»: Викторина по теме «ГЛАГОЛ».
Учащимся раздаются заранее подготовленные листы с викториной.
ВИКТОРИНА по теме «Глагол»
1.Вставь пропущенные буквы. Покажи, слитно или раздельно пишется не. Подчеркни слова-омофоны.
Я на привалах быль и (не)быль
Струёй холодной зап,..вал.
И никогда, сознаюсь, (не)был
В разряде первых зал…вал.
(_____________________________
(М.Дудин)
2. Зачеркни неправильное употребление глагола.
Соловей умолкнул. Соловей умолк.
Пруд замерз. Пруд замерзнул.
3. Чем различается морфемный состав данных глаголов?
Трудиться, трудится, трудитесь.
(_____________________________
4. Какие литературные произведения — источник данных «крылатых слов»?
А Васька слушает да ест. (______________________)
Блоху подковать. ( _________________________)
Сезам, откройся. (__________________________)
5. Почему в корне данных слов в безударном положении пишется о, хотя под ударением — а? Как проверить безударную гласную корня?
Выкопать — выкапывать; выносить — вынашивать; заходить — захаживать.
6. Запиши форму единственного числа повелительного наклонения таких глаголов, чтобы это были слог, слово и предложение одновременно.