Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рыбина Н..doc

— 507.00 Кб (Скачать)

Доброжелательное отношение  к ним со стороны учителей с учетом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в классе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими школьниками их положительные качества. Нужно привлечь к участию в практических и коллективных видах деятельности (поливать цветы, раздавать тетради и так далее). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в классе.

Важно что бы они ощущали  полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих. Немалую роль в успешной адаптации  играют личностные особенности. Умение контактировать с другими людьми.

Способность определять для себя оптимальную позицию, так  как школьное обучение носит, прежде всего, коллективный характер. Нужно  привлечь к участию в практических и коллективных видах деятельности (поливать цветы, раздавать тетради и т.д.). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в классе. Важно что бы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих.

Несформированность таких особенностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают проблемы общения, когда ученики активно отвергаются либо просто игнорируются. В итоге отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющее отчетливо дезадаптирующее значение.

Не менее чревата  негативными последствиями ситуация самоизоляции, примером тому Коля Николаев. В этом случае не следует требовать  от Коли выполнения коллективных видов  работ, принимать участия в мероприятиях против желания Коли. С другой стороны, необходимо помочь наладить взаимоотношения с одноклассниками. Следует помнить, что круг общения очень ограничен, но дружеские связи прочные. Одноклассникам нужно показать незаурядные способности, подчеркнуть значимость с целью повышения интереса класса к Коле. Но нельзя поощрять замкнутость, надо вовлечь его в процесс общения, но делать осторожно, ненавязчиво. Для Жени могут представлять интерес беседы с учетом увлечений.

Наиболее частые отметки, получаемые, учениками классов являются 4 и 5. Но в классах есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой. Дисциплина в 6 «А» классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей, 6 «Б» класс менее дисциплинирован.

В школе существуют различные  кружки и спортивные секции. Более 75% учащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются самбо, рисованием, футболом, танцами, акробатикой, гимнастикой, фигурным катанием и фольклором. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе.

Эмоциональный климат в  классах положительный. Ученики 6 «А»  открыты, терпимы к чужому мнению, ученики 6 «Б» класса не принимают  ни какие виды критики, всегда уверены  в своей правоте. Сильной изоляции полов не выявлено. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, что социально-ориентированные ученики, очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям. В случае, если референтной для них станет группа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то эти ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи, необходимо следить за сферой общения этих детей.

3.2. Комплекс  заданий используемых на предметной  неделе по русскому языку в шестых классах

Цели предметной недели:

Воспитание познавательного  интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую  оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам  кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.

 

 

Таблица 1

Мероприятия «Недели  Русского Языка»

 

Дата

Направление

Мероприятие

Участни-ки

Продукты деятельности

16.02.09

Открытие мероприятия:

«Русский язык – Величай  наставник!»

Открытие  Недели «Русского языка»

Викторина по теме «Глагол».

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов.

Разыгрывается небольшая  сценка, которая открывает «Неделю  русского языка».

После учащиеся получают листы с викториной. Листы собираются по окончании работы. На следующий день ученики получают жетоны за правильные ответы.

17.02.09

«День разговорного стиля»

Конкурс на лучшую иллюстрацию  к фразеологизму.

Викторина по теме «Имя числительное» Праздник фразеологизмов «Почему мы так говорим?».

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б»  классов.

Выставка иллюстраций к фразеологизмам.

Учащиеся получают листы  с викториной.

По окончании работы листы собираются.

После того как викторина  выполнена, учащиеся собираются вместе в одном кабинете. Проводится праздник фразеологизмов.

На следующий день авторы лучших иллюстраций а также участники викторины и праздника фразеологизмов получают жетоны.

18.02.09

«День публицистиче-ского  стиля»

Конкурс на лучшее издание.

Викторина по теме «Наречие».

Конференция на тему: «Сколько в русском языке слов?»

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б»  классов.

Выставка заранее подготовленных (в микро группах или самостоятельно) публицистических статей.

Участники викторины  получают жетоны за правильные ответы. Жетонами так же награждаются победители (по итогам голосования учеников не принимающих участие в мероприятии) выставки публицистических статей и активные участники конференции.

19.02.09

«День официально – делового стиля».

Олимпиады по русскому языку.

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б»  классов.

Учащиеся на следующий  день получают жетоны по итогам олимпиады.

20.02.09

«День научного стиля»

Устный журнал «Господин словарь».

Игра «Марафон»

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б»  классов.

Работа с разными  видами словарей.

Учащиеся должны обратиться к словарям и дать полный ответ на поставленные вопросы.

Работа в командах по достижению победы в игре.

В конце дня участники устного журнала и победители марафона награждаются жетонами.

21.02.09

Закрытие «Недели Русского Языка».

Подведение  итогов предметной недели.

Проведение мероприятия  «Аукцион знаний».

Учащиеся 6 «А» и «Б»  классов.

Награждение грамотами  за активное участие в мероприятии и победителей конкурсов.

За приобретенные на неделе жетоны учащиеся получают призы.


Учебные мероприятия:

Олимпиады, викторины

Готовя задания для  олимпиад и викторин предметной недели, мы исходим из следующих принципов: включение заданий, в основе поиска решений которых лежит не просто воспроизведение тех или иных научных фактов, а возможность найти ответ путем логических операций; составление таких заданий в нескольких вариантах, что позволяет создать довольно гибкую систему, учитывающую индивидуальные возможности и интересы учащихся, а также уровень их подготовки, что немаловажно для привлечения к участию в олимпиадах и викторинах (участию исключительно добровольном, а не по указанию учителя) учащихся со средними знаниями по предмету; деление заданий на тематические блоки. Это позволяет одновременно привлечь к участию в одной олимпиаде или викторине учащихся нескольких параллелей, что создает особый эффект преемственности, а также значительно расширяет учебный спектр предмета ввиду наглядно ощутимой перспективы.

  Стендовые задания: 

В течении предметной недели оформляются стенды с заданиями. Работы с выполненными заданиями сдаются учащимися в оргкомитет предметной недели с начала ее проведения. Естественно, что далеко не все учащиеся, принимающие участие в выполнении стендовых заданий, работают самостоятельно; как правило, даже работы, подписанные одним школьником, тем не менее, выполнены в тесном творческом соавторстве с другими учащимися школы. Отдавая себе в этом отчет, мы видим в этом мероприятии смысл: ребята, работающие со стендовыми заданиями, все равно в большинстве случаев не опускаются до банального списывания, пытаются внести свой маленький вклад в общую (выработанную пусть даже не ими самими) концепцию ответа на предложенные вопросы. А это тоже возможность интеллектуального, творческого соучастия, тоже возможность узнать для себя что-то новое.

Учебно-развлекательные  мероприятия:

Марафон.

Марафон – командная игра (число человек в команде оговаривается заранее, приблизительно пять). В основе игры – максимально быстрое перемещение команд между различными игровыми этапами (именно эта особенность игры закреплена в названии), где ребятам задают вопросы из различных учебных дисциплин. Этапов предлагается от шести до восьми (возможно и иное количество). Марафон может быть узко предметный (например, по русскому языку), может включать вопросы целой образовательной области (гуманитарный марафон).Команда, ответившая правильно на вопрос очередного этапа, получает жетон. В итоговой зачет идет время, потраченное командой на прохождение всех этапов, и количество правильных ответов. На гуманитарной неделе мы использовали следующую формулу: X (общее время, от старта до финиша) – Y (штрафное время, равное количеству неправильных ответов, умноженных на 5 минут) = командное время. Побеждает тот, кто затрачивает наименьшее время. Желательно, чтобы число команд было на 1 меньше, чем число этапов.

Каждый этап оформляется  в отдельном месте (кабинете). Игру лучше проводить, после того как  в школе большая часть уроков закончилась.

Общее требование к заданиям марафона следующее: вопросы должны быть составлены так, чтобы участники  игры могли не столько вспомнить  искомые научные факты, сколько  при помощи группового интеллектуального  взаимодействия найти правильный ответ.

Итоговое мероприятие предметной недели:

Аукцион

Любое учебное взаимодействие преподавателей и учащихся должно приходить  к какому-либо логическому концу. Одной из нестандартных форм подведения итогов предметной недели в школе     является аукцион. Форма проведения идентична традиционным аукционам. Основное отличие в том, что выставляется в качестве лотов на этом мероприятии. Это могут быть шуточные призы, всякого рода розыгрыши, а также специальные учебные лоты от преподавателей, например оценки «хорошо» и «отлично» по различным предметам (в зависимости от специализации недели) как текущие, так и по контрольным работам, причем обязательно оговаривается, оценка какого преподавателя, по какому предмету выставляется в виде учебного лота.

Для того чтобы финальное  мероприятие недели могло состояться в виде аукциона, с начала предметной недели необходимо хождение специальной учебной валюты.

Итак, предметная неделя – это цепь мероприятий, связанных как идеологически, так и формально.

Если об идеологии, целях  предметной недели мы уже говорили, то формальные средства связи представляют собой, во-первых, некий условный эквивалент участия ребят в мероприятиях недели, и чаще всего этим эквивалентом становятся либо игровые деньги, либо жетоны, грамоты, ордена, медали и т.д., во-вторых, обязательное итоговое мероприятие (аукцион, восточный базар, парад с присвоением званий и вручением наград, образовательная ролевая игра и т.п.). Иными словами, в ходе проведения итогового мероприятия учащиеся должны тем или иным образом реализовать либо полученные на этой неделе знания, либо приобретенные знаки отличия.

Игровые деньги – наиболее часто используемый эквивалент участия школьников в неделе, они же становятся своеобразным показателем успешности ребят. Каждая предметная неделя изобретает свою валюту. Именно в денежно-игровом эквиваленте оцениваются все учебные и учебно-развлекательные мероприятия (развлекательно-учебные мероприятия предполагают «бескорыстное» участие школьников). Используется как один из видов награды и традиционные дипломы и грамоты, ими отмечают занявших призовые места в предметных олимпиадах.

Для того чтобы игровые  деньги были по-настоящему ценны в  глазах участников недели, они должны быть оригинальны по исполнению, а  также должны соответствовать ценностным характеристикам мероприятия, за которое  они получены. Обязательно должна присутствовать ценовая дифференциация: чем сложнее задание, тем большее количество денег получает за его исполнение учащийся.

3.3 Анализ и  оценка результатов проведения  предметной недели по русскому  языку в шестых классах.

Предметные недели как  традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в физико-математической, либо в иной другой области учебной деятельности.

После проведения предметной недели учащимися была проведена беседа по итогам мероприятия. Учащимся были заданы такие вопросы как:

  1. Понравилась ли вам «Неделя Русского Языка»? Почему?
  2. Заинтересовали ли вас проведенные внеклассные мероприятия (конференция, марафон)?
  3. Хотели бы вы что бы такие мероприятия походили чаще?
  4. Хотели бы вы еще поучаствовать в таком мероприятии? Почему?

Анализ ответов показал, что многие ребята заинтересовались внеурочной деятельностью по русскому языку, организованной в школе. Те кто  был неудовлетворен проведенным мероприятием, указывали на недостаточную степень участия в нем и на незначительное число проведенных конкурсов.

 

Таблица 2

Результаты ответов  на последний вопрос

 

 

6 «А»

 

26 человек – 100%

6 «Б»

 

20 человек – 100%

ДА

69%

41%

НЕТ

12%

34%

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

19%

25%


 

На основе полученных данных можно говорить о увеличении интереса к русскому языку при  систематическом проведении внеклассной  работы.

Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная  предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких – «сломать» стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Предметная неделя в  школе, где жесткая учебная дифференциация классов старшего звена является одним из краеугольных камней учебного процесса, как раз помогает качественно  решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Гуманитарная предметная неделя – это вовсе не неделя для гуманитариев, физико-математическая неделя – не неделя для математиков, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, будь то физический эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя в школе            - это возможность для физиков попробовать себя в гуманитарных науках, для гуманитариев – оценить свои силы в логических математических играх и т.д. Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания.

Информация о работе Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку