Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………. 1.1 Организация внеклассной работы
по русскому языку………………………………………………………….
1.2 Принципы организации внеклассной работы
по русскому языку…………………………………………………………..
1.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку…………………….
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………………………………………………………………
2.1 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы…………….....
2.2.Олимпиады по русскому языку …………………………………...................
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой
внеклассной работы.…………………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..................
Глава 3.РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТЫХ КЛАССАХ МОУ СОШ № 9 Г. ДЗЕРЖИНСКА…………………
3.1. Общая психолого – педагогическая характеристика классов. ……………..
3.2. Комплекс заданий используемых на предметной неделе по русскому
языку в шестых классах……………………………………….........................
3.3. Анализ и оценка результатов проведения предметной недели
по русскому языку в шестых классах. ………………………………………
Выводы по главе 3…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Рыбина Н..doc

— 507.00 Кб (Скачать)

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса  знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры  в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование  психологических качеств личности  школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний[11,98].

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной  работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово  учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеклассной  работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и так далее. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и так далее, опробованные сначала во внеклассной работе по предмету.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические  мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: всякий учитель умело отбирает языковой материал, доступный любому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раздел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.

Вопрос об организации внеклассной  работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.

Традиционными стали в школах Дни, Недели и Декады русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к Неделе и при ее проведении.

Успешно проходят в школе смотр  лингвистических газет и лингвистический  КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу Недели русского языка по желанию самих учащихся.

Открывается Неделя русского языка каждый год по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы Недели. Так, Неделю орфографии уместно начать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русской диалектологии можно открыть утренником, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. Желательно не повторять темы Недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые разделы языка.

Тематика Недель очень обширна. Даже примерный перечень может быть значительным: фонетика, лексика, фразеология, орфография, пунктуация, грамматика, культура речи, стилистика, лингвистика текста и так далее.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,— обучение речевому общению на русском языке, предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и так далее. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

1) закрепление программного материала  по русскому языку;

2) углубление и расширение знаний  учащихся о русском языке и  его закономерностях;

3) развитие устной и письменной  связной речи учащихся с одновременным  развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических,  орфографических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание  интереса к изучению русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных  способностей учащихся;

8)воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и так далее, которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.

Перечисленные задачи внеклассной  работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

1.2 Принципы организации внеклассной работы по русскому языку.

В основе организации  внеклассной работы по русскому языку в школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку.

Методические принципы внеклассной работы охватывают две  группы принципов,  вытекающих  из специфики внеклассной работы как формы  учебной  деятельности  школьников  и специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по русскому  языку.

Конкретные  действия,  в  которых  организуется  внеурочная   работа: 
возраст и подготовленность учеников,  наличие  у  них  интереса  к  русскому 
языку, направленность и качество  этого  интереса,  этап  внеурочной  работы 
(начало, продолжение), внеурочные занятия по другим предметам и участие  в них школьников, традиции школы и т.д.,  стоящие  перед нею, требуют ограничения содержания работы, будь то  обязательная  программа  по русскому языку или тем более наука  о  языке  во  всей  своей  сложности.

Перечисленное  обуславливает  действие   во   внеурочной   работе принципа избирательности.

Учитель обычно самостоятельно  устанавливает  направление  внеклассных занятий.  При  этом  принимается  во  внимание  теоретический  и  прикладной характер  обучения  русскому  языку,  учитывается   многоплановость   задач, стоящих   перед   руководителем   внеклассной   деятельностью    школьников, разнообразие  их  лингвистических  интересов,  нужды   конкретного   класса, условия работы школы.

Поскольку оба направления  –  теоретическое  и  практическое  –  тесно 
между собой связаны, вопрос об их выборе не  может решаться  альтернативным путем: выбор одного из них и полное  игнорирование другого.  Иначе  говоря, усиливается внимание к выбранному  направлению,  но  нельзя  пренебрегать  и другим.

Предпочтение того или  иного  направления,  однако,  еще  не  означает 
завершения  действия  принципа  избирательности.  Необходимо  уточнить  этот выбор, определив не только направление, но и тему работы.

Принцип  избирательности  действует  и  в  выборе  форм.   Так,   для 
начального  этапа,  выполняющего  агитационную  роль,  служащего   отправной точкой для развертывания  систематической  внеклассной  работы  по  русскому языку, характерно преобладание массовых форм.

Позднее соотношение  массовых и  групповых  форм  меняется.  На  первый план выступают уже групповые формы, а участники их  являются,  как  правило, инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников.

Выбор  того  или  иного  конкретного   внеклассного   занятия   также 
определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы  и др.).  Так,  трудно  себе  представить  создание  в  школе  клуба  любителей русского  языка,  если  в  ней  не   было   активно   действующего   кружка; организации. Недели русского языка – большого  школьного праздника – по-настоящему  возможна  при условии,  если  в школе сложились традиции   в проведении вечеров, массовых соревнований  и т.п.  Таким образом,  принцип избирательности реализуется во внеклассной работе многопланово, охватывая  и содержание (выбор направления, конкретной  темы,  определение  ее  объема  и аспекта подачи материала), и форму.

Избранный для  внеклассных  занятий  материал  не  может  повторять  в 
объеме и характере работы изученное на  уроке,  он  должен  предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу:

– возможность участия  учащихся на  факультативных  занятиях.  Вышеизложенное позволяет  выдвинуть  в  качестве  принципа   внеклассной   работы   научную углубленность.

Действие  этого  принципа  проявляется  не  только  в  том,  что   на 
внеклассных занятиях  находят  место  темы,  не  включенные  в  обязательную программу  или  слабо  в  ней  представленные  («Ономастика»,  «Этимология», «История обучения русскому  языку»  и  др.), но  и в том,  например,  что программные темы даются здесь шире, чем в  учебнике.  Школьникам  сообщаются дополнительные сведения об  изучаемых  явлениях,  показываются  их  связи  с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы.

Научная углубленность  выражается и в том, что на внеклассных  занятиях 
находит  место  теоретическое  обобщение  разрозненных  фактов,   данных   в учебнике, или  теоретическое  обоснование  изучаемых  на  уроках  правил,  в частности орфографических и пунктуационных.

Принцип  научной  углубленности  касается  и   таких   тем,   которые 
достаточно полно отражены в программе и  не  требуют  какого-то  расширения. Здесь, как, впрочем, и при  рассмотрении  других  тем,  необходимо  раскрыть происхождение и особенности фактов современного русского языка  и  показать, для чего то или иное явление существует  в  языке.  Иными  словами,  принцип научной  углубленности  осуществляется  также  в   результате   установления разнообразных межпредметных связей.

Наконец, научная углубленность  требует  использования  на  внеклассных 
занятиях современных  методов  обучения,  а  также  методов  лингвистической науки (естественно, с учетом возраста и возможностей учащихся).

Однако теоретический  аспект  изучения  русского  языка  на  внеурочных 
занятиях не становится  самодовлеющим  и  не  может  заслонить  практическую сторону. Важным  и  равноценным  с  другими  принципами  внеклассной  работы является принцип практической направленности.

Этот принцип воплощается  прежде всего в связи классных и  внеклассных занятий,  которая  не  сводится  к  узкопрактическому   аспекту,   превращая внеклассные занятия в дополнительные. Постоянные  контакты  с  обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у детей  знания помогают  лучше  осуществлять  общие  задачи  обучения  школьников  русскому языку, расширяют  сферу  приложения  приобретенных  ими  на  уроках  знаний, способствуют  укреплению  умений  и   навыков   (лингвистического   анализа, практического владения  языком,  правописание).  С  другой  стороны,  умелая организация внеклассных  мероприятий  может  помочь  учителю  сделать  более результативной его работу с детьми на уроке.

Реализация  принципа  практической  направленности  проявляется и в 
тесной связи изучения русского языка с жизнью: показ учащимся роли  русского в разных ее областях, практической значимости  получаемых  знаний  о  родном языке, для чего  необходимо  приводить  примеры  конкретного  приложения  не только языка в целом или каких-то его разделов, но и самых  разных  явлений, отдельных фактов.

Практическая  направленность,  находящая  свое  выражение  в  связи  с 
другими  предметами,  не  ограничивается  справками  о происхождении слов, необходимо  в   доступной   форме   показать   школьникам   другие   аспекты проникновения лингвистики в разные области знания.

Информация о работе Предметная неделя как одна из форм организации внеклассной работы по русскому языку