Реферат:
Особенности формирования
и возникновения
русских идиом (язык) |
Авторизованные
курсы Microsoft...
Широкий спектр
курсов по языкам C/С++ в Санкт-Петербурге
- от синтаксиса...
www.avalon.ru
- Челябинск
- Иностр.язык
без зубрёжки!
CD,DVD-курсы
Intellect-6000 слов за 60 часов.Постановка произношения
www.cd-intellect.ru
|
Реклама
на Бегуне |
Стать
партнером
|
|
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет(вечернее отделение)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: «ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ\\ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
РУССКИХ ИДИОМ»
Студентка:.
Преподаватель: К.ф.н. Феоктистова А.Б.
Москва, 2000
ПЛАН
Вступление1. Идиома как термин2. Фразеологизм
как единица языка. Различные позицииОсобенности
формирования \\ возникновения русских
идиом1.Разделение фразеологизмов на типы
по степени семантической слитности их
компонентов
1.1.Фразеологические сочетания1.2.Фразеологические
сращения1.3.Фразеологические выражения1.4.Фразеологические
единства
2.Особенности формирования русских идиом
2.1. «Хлопот полон рот»2.2. «Сказка про белого
бычка»2.3. «Сидя на санях»2.4. Идиома, ее
суть
Роль религии в образовании фразеологизмов
и в развитии языка в целом. Русские новозаветизмы.
Заключение?ДИОМА как термин
Оказывается, идиотизмами раньше называли
идиомы. Позднее этот термин показался
неприличным, и его заменили другим. В
устаревшем названии неразложимых сочетаний
слов нет никакого намека на то, что многочисленные
выражения типа ничтоже сумняшеся, ни
в зуб ногой, с боку припека, бить баклуши
придуманы людьми, умственно неполноценными.
Просто это неудачная передача греческого
слова с корнем idios (что значит свой, собственный-
), в греческой же форме idiotes индивидуальная
особенность чего-то, в данном случае речи.
Заменили его тоже греческим словом idioma,
что значит то же самое: своеобразное выражение
речи. Такое колебание между словами идиотизм
и идиома только один из примеров того,
что и термины, самые точные и определенные
слова нашего языка, устанавливаются не
сразу, а как бы постепенно подбираются,
подчищаются, подлаживаются. Подобных
идиом, которые иногда называются другим
иностранным словом -фразеологизм, в нашей
речи очень много.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ как единица языка. Различные
позиции
Что же такое фразеологизм? Одно из направлений
в русской фразеологии исходит из того,
что фразеологизм это не словосочетание
(ни по форме, ни по содержанию), это единица
языка, которая состоит не из слов. Объектом
фразеологии являются выражения, которые
лишь генетически суть словосочетания.
“Они разложимы лишь этимологически,
то есть вне системы современного языка,
в историческом плане”. Эти выражения
противопоставляются словосочетаниям,
не омонимичными, так как качественно
отличаются от них. Основным в изучении
фразеологизма делается не смысловая
и формальная характеристика компонентов,
его образующих, и не связей между компонентами,
а самого фразеологизма в целом, как единицы
языка, имеющей определённую форму, содержание
и особенности употребления в речи. Состав
фразеологии образуется из категориально
однотипных единиц. История и этимология
каждого фразеологизма изучается в не
прямолинейной зависимости от неких “универсальных”
схем переосмысления словосочетаний,
от степени семантической слитности компонентов
и от степени десемантизации слов в словосочетаниях.
Основные положения этого направления
рассматриваются А.И.Молотковым в вводной
статье к “Фразеологическому словарю
русского языка”, в его книге “Основы
фразеологии русского языка” и других
работах. Существует позиция Н.М. Шанского,
высказанная в ряде его работ:“Фразеологизм,
фразеологическая единица, - общее название
семантически несвободных сочетаний слов,
которые не производятся в речи (как сходные
с ними по форме синтаксические структуры
словосочетания или предложения), а воспроизводятся
в ней в социально закрепленном за ними
устойчивом соотношении смыслового содержания
и определенного лексико-грамматического
состава. Семантические сдвиги в значениях
лексических компонентов, устойчивость
и воспроизводимость взаимосвязанные
универсальные и отличительные признаки
фразеологизма”.
?АЗДЕЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА ТИПЫ ПО
СТЕПЕНИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛИТНОСТИ ИХ КОМПОНЕНТОВ
Структурно-семантические свойства фразеологизмов,
различающие их типы, формируются, как
правило, в процессе переосмысления исходных
сочетаний слов в целом или хотя бы одного
из лексических компонентов сочетания.
Если рассмотреть типы таких сочетаний,
окажется, что все они представляют собой
своеобразную последовательность с точки
зрения законченности, отточенности мысли
и ее выражения.
Фразеологические сочетанияРассмотрим
сочетания, очень похожие на обычные синтаксические
сочетания двух слов. Например: железная
лопата это лопата из железа. А железная
дорога? Дорога из железа? Во втором случае
это слитное сочетание. Которое обозначает
одно понятие. Такие сочетания слов называют
__ -фразеологическими сочетаниями.
Фразеологические сращенияГораздо теснее
связаны друг с другом слова во фразеологическом
сращении. Это уже не просто сочетание,
это именно приросшие друг к другу слова,
которые только в сочетании друг с другом
и дают определенное значение, особый
смысл. Например: намылить голову.Я намылил
голову над тазом.За это я намылил голову
(или шею) кому следует.В первом случае
обычное свободное сочетание глагола
и имени существительного. Любое слово
такого сочетания можно заменить другим:
Я намылил спину, потом я намылил шею. Или
наоборот: Я вымыл голову, я испачкал голову,
я поднял голову. А вот во втором предложении
такой операции не произведешь, изменится
весь смысл. Однако замена по смыслу возможна
(намылить голову сделать выговор), но
эмоциональная выразительность утратится.
Фразеологические выражения Н.М.Шанский
выделяет такой тип фразеологизмов, как
фразеологические выражения. Это “устойчивые
в своем составе и употреблении фразеологические
обороты, которые не только являются семантически
членимыми, но и состоят целиком из слов
со свободным значением. От фразеологических
сочетаний фразеологические выражения
отличаются тем, что в них нет слов с фразеологически
связанным значением: Любви все возрасты
покорны; Волков бояться в лес не ходить;
оптом и в розницу; всерьез и на долго;
процесс пошел; рыночная экономика. Их
отличительный признак воспроизводимость.
Фразеологические выражения делятся на
номинативные и коммуникативные (соотносимые
с частью предложения и с предложением
соответственно).
Фразеологические единстваИ, наконец,
рассмотрим такой тип фразеологизмов,
который называют фразеологическими единствами.Ни
один член этих сочетаний не употребляется
самостоятельно в том же самом или в аналогичном
значении. Ничтоже сумняшеся не раздумывая
- фразеологическое единство, потому что
оно состоит из двух форм, теперь утраченных
в русском языке. Как бы мы ни употребляли
эти слова самостоятельно, отдельно от
другого, определенного смысла не получится.
Этот тип фразеологизмов и есть собственно
идиомы.
?СОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКИХ ИДИОМ
Как же рождаются идиомы, каким образом
простое сочетание слов превращается
в цельную смысловую единицу, неразложимую,
воспринимаемую как одно слово?Рассмотрим
этот процесс на простом сочетании:Хлопот
полон ротЗаметим, что мы не говорим просто
«забот полон рот», «работы полон рот»,
а обязательно «хлопот полон рот». Хлопоты
это и есть заботы, всякое беспокойство
по поводу этих забот. Хлопоты это именно
постоянная возня по поводу какого-то
предпринимаемого дела, связанное с ним
беспокойство. Это не одно какое-то дело,
большое и значительное, а целая серия
действий, которые постоянно повторяются
и связаны с разговорами, обсуждениями
и, конечно, с препирательствами. Еще недавно
одним из значений слова хлопоты было
«брань, ссора». Не мудрено и поссориться
с кем-нибудь, когда навалится много хлопот.В
других славянских языках и в русских
народных говорах имеется слово хлопоты,
но произносится оно ,как клопоты. В русских
говорах так же есть и глагол «клопотать»
равный нашему литературному хлопотать
«исполнять какую-то работу, но при этом
суетиться, шуметь». В украинском, болгарском,
сербском,. словенском, чешском, польском
так же похожие слова с начальным «к».Таким
образом. Русское литературное слово хлопоты
стоит довольно одиноко. Хотя оно и встречается
в памятниках начиная с ХП века. Замена
звука х на к и наоборот обычна в начале
русских слов перед согласными р или л.
Сравним: крестьянин христианин, клобук
- нахлобучить, крупа-хрупкий. Тем не менее,
до ХVI в. употребляли все-таки наиболее
древнюю форму нашего корня: клопоты. (Шум
и клопот уши наполняет. Сб. 1076 г. князя
Святослава).В древних текстах можно найти
разгадку. С начальным х слово впервые
встречается в одном из памятников ХП
в. В такой фразе: «И се слышаша глас хлопота
в пещере от множества бесов». По сочетанию
со словом глас («голос») можно думать,
что клопот, он же хлопот,- это беспорядочный
шум, издаваемый множеством говорящих.
Клопот- это шум голосов. Но он связан с
какой-то озабоченностью, волнением. Это
ясно и из др. фразеологизма, теперь утраченного,
но хорошо известного еще в прошлом веке:
«держать в хлопочках», т.е. оберегать
от всего, неприятностей и сомнений.Исконное
значение этого слова, пожалуй, прекрасно
демонстрирует курица-наседка, которая
кудахчет над своими цыплятами. Итак, хлопоты
это «устройство дел и преодоление трудностей
посредством кудахтанья».С этим же словом
связаны и другие, родственные ему, например,
слово клепать «бить, ковать», от которого
произошло наше слово поклеп.«Ссор полон
рот», «шума полон рот» исконное значение
нашего сочетания? Возможно… В сборнике
ХУП века сохранилась полная форма нашего
высказывания: «Хлопот полон рот, а перекусить
нечево». («Полный рот брани, а не съешь!»)Все
выше сказанное можно перевернуть и посмотреть
на нее с другой стороны, т. е. сначала.
В самом начале перед нами обычное предложение,
всем понятное, хотя, как и всякое образное
выражение, содержит в себе какой-то подтекст.Далее
в языке исчезает или изменяет свое значение
какое-то слово. В нашем случае это связано
с изменением в значении слова хлопоты.
Это приводит, с одной стороны, к некоторому
изменению в значении всего сочетания,
а с другой стороны в смысловом отношении
обогащаемого, создает метафору, которая
из поэтической находки одного человека
становится всеобщим достоянием. Это образное
выражение пословица, в которой скрыт
намек на очень многие ситуации.В частном
употреблении сочетание утрачивает подробности,
сохраняя лишь самые необходимые части,
как правило, только начало формулы: «Хлопот
полон рот, а перекусить нечего Хлопот
полон рот…» ( а дальше и сам знаешь!).Особенно
непонятным становится первоначальный
смысл таких фразеологизмов, если в составе
старых сочетаний были какие-нибудь древние
грамматические формы. Одну из них мы уже
встретили выше: ничтоже сумняшеся сочетание
со старой формой прошедшего времени,
которая не сохранилась в русском языке.Так
постепенно от живого предложения (синтаксической
единицы) мы дошли до малопонятного, неразложимого
сочетания с определенным и всегда одним
и тем же значением (лексическая единица).
Предложение стало равно слову.
Сказка про белого бычкаСлово сказка еще
и в ХУШ в. значило не то, что теперь. Уменьшительный
суффикс «к»- (рыбка, березка) образовывал
его от слова сказ.Сказ «рассказ, подробное
повествование», а сказка это «короткий
рассказ», т.е. отчет. Сжатый результат
или резюме какого-то дела, исследования,
открытия. И сказ, и сказка всегда рассказ
о реальных, действительных событиях.
Эти слова связаны с корнем «каз», который
имел значение «доказательство, обоснование,
объяснение». С?казати «растолковать что-то
непонятное, неизвестное, но тем не менее,
реально существующее». Сказками, например,
сибирские первопроходцы ХУП века называли
отчеты о своих походах, ср.: «Скаска Володимира
Отласова о землях?…» Современное значение
это слово получило довольно поздно, к
концу ХVП века, и сразу по нескольким причинам.Иногда
говорят: «сказка о белом бычке». А ведь
на самом деле сказка не о белом бычке,
а для белого бычка.И это меняет все дело.Белый
же бычок вовсе не представляет собой
добродушного теленка. Некоторые считают,
что этот поговорочный бычок и бычок из
стада только родственники, а не одно и
тоже существо. Разберем несколько родственных
слов, которые теперь уже родственными
не являются.Бык и бука. Родственники.
Бука от букать, от слова, которое во всех
славянских языках значит «мычать, реветь
или издавать столь же громкие и неприятные
звуки». В русском языке чаще употребляется
слово бучать то же, что и букать. А букой
грозили непослушным детям: кто-то кричит,
ревет в лесу, страшный, неведомый. Когда-то
у славян был корень бук- с долгим звуком
у. Который мог чередоваться с другими
гласными: то с кратким у (и получалось:
бук), то с сочетанием оу (получалось: боук)Потом
произошли разные изменения звуков. И
все значения, связанные с прежним корнем,
разошлись в разные стороны. Разошлись
вот так:Бук (с долгим у) стал родоначальником
быка,Боук развил в разных славянских
языках много слов типа букать и бучать,
а бук сохранился только в одном корне…
Этот корень очень странный.В слове пчела
тот же корень, что и в слове бык. Восемь
веков назад это слово и произносилось
иначе: бучела (а писалось так: б?чела).
Писалось с той же буквой в корне, что и
в слове бык? в конце слова. В обоих случаях
? (т.е. очень краткий звук у) утратился,
и тогда получилось сочетание бчела. Очень
неудобное сочетание, трудно произнести.
Нужно было как-то упростить слово: сделать
либо оба согласные звонкими, либо оба
глухими. Вот так: бджела или пчела. И то
и другое вполне удобно для произношения.
Получилось: украинцы произносят теперь
это слово бджола, а русские пчела. А ведь,
если вдуматься, бык с пчелой похожи. Оба
упитанные и мычат, бучат. Издают густой
низкий звук, непрерывный и угрожающий.На
то, что пословичный бычок не коровий сын,
указывает слово белый. Самым древним
значением слова белый было обозначение
«бесцветного» цвета. Белый невидимый,
не имеющий цвета и контура. Вот и получается,
что бычок гудит себе в тумане, а видеть
его нельзя. Получается, что из четырех
слов выражения ни одно не сохранило своего
исконного значения.Все слова изменили
первоначальный смысл, и это привело к
изменению сочетания в целом. Предположительно
эта идиома означала следующее: «растолковать
«нечто» незримому собеседнику» Выразительность
и образность идиомы с течением времени
часто становилась причиной ее утраты.
Сидя на санях Дело в том, что на Руси с
древнейших времен хоронили на санях,
даже в летнюю пору: волоком, руками тащили
широкий полоз с умершим на холм, обкладывали
любимыми при жизни вещами и сухим хворостом,
опрыскивали горячей петушиной кровью
и сжигали. Языческий русич соединялся
не с землей он возвращался в огонь, к Солнцу.
И вот эти-то сани стали символом смерти
человека. Само же слово смерть произносить
было неприлично, на это слово было наложено
табу. Хозяина леса также не смели когда-то
называть его полным именем и придумали
ему прозвище «медведь» «поедающий мед».
Не смели называть своим именем смерть,
чтобы лишний раз не накликать беду, и
только намекали на нее: корноносая… лихое
дело… сидя на санях… Так родилась идиома,
которая со временем получила более широкое
значение. В ХVI веке, когда старый похоронный
обычай был уже позабыт, летописцы все
еще говорили о воинских санях как о вполне
вероятной возможности закончить свою
жизнь в битве, в бою, т.е. преждевременно.
Так и говорилось: в сенях и в воинстве.
Перед нами сужение значения старой идиомы.
Она употребляется уже только применительно
к воину и вообще, может быть, к претерпевшим
насильственную смерть. Еще какое-то время
прошло, и эта, первоначально с переносным
значением, затем образная по существу,
наконец, слишком узкая по своему значению,
все более непонятная идиома совершенно
бесследно ушла из языка. Случилось это
потому, что она не просто утратила свою
образную силу и краткость выражения.
Она утратила свой смысл.
Идиома, ее суть
Таким образом, идиомы это, с одной стороны,
как будто словосочетания и формально
связаны с синтаксисом, с другой стороны,
они в широком смысле слова. Потому что
словосочетания-идиомы по своему значению
равны словам. Всегда обозначая одно понятие.
Все самостоятельные значения слов, составивших
идиому. Постепенно настолько «притерлись»
друг к другу. Столь многим друг перед
другом поступились, что теперь и значения-то
своего лишились, сами по себе ничего и
не значат. Вот почему в идиомах, иногда
только в них, так много встречается старых,
теперь непонятных слов, а без них рассыплется
идиома как цельная единица, уже и сама
ничего не будет значить.Идиома это самый
конечный результат развития значения
целых словосочетаний. Они и исчезают
сразу, целиком вся идиома. А не отдельные,
составляющие ее слова.
?оль религии в образовании фразеологизмов
и в развитии языка в целом. Русские новозаветизмы
Множество фразеологизмов в русском языке
- из фольклора, но много фразеологических
оборотов пришло в нашу речь из Библейских
текстов. Некоторые из них так активно
вошли в употребление, что мы порой даже
не задумываемся, что они имеют тесную
связь с религией. Таким образом, оказывается,
многие ситуации, описанные в Новом завете,
стали благодатной почвой для образования
множества фразеологических оборотов..
Это такие фразеологизмы, как : бросить
камень (в кого либо); взявший меч мечом
погибнет; гробы окрашенные; жнет где не
сеял; из Назарета может ли быть что доброе?;
кесарево кесарю, (а Божие Богу); какою
мерою мерите, такою же обмерится и вам;
кому мало прощается, тот мало любит; отойди
от меня, сатана; кому много дано, с того
много и взыщется (спросится); кто не со
Мною, тот против Меня ; левая рука не знает,
что делает правая; легче (удобнее) верблюду
пройти сквозь игольные уши (игольное
ушко), нежели (чем) богатому войти в Царство
Небесное; будьте мудры, как змии, и просты,
как голуби; не ведают (знают), что творят
(делают); неведомому Богу; не иметь де
(куда) приклонить голову; вы говорите
(ты говоришь); не сеют, не жнут; не судите,
(да не судимы будете); предоставь мертвым
погребать своих мертвецов; служить Богу
и маммоне; служить маммоне; соль земли;
суббота для человека, а не человек для
субботы; что делаешь, делай скорее; что
есть истина? и др. Многочисленные фразеологические
обороты возникли в русском языке на базе
новозаветных образов и ситуаций путем
их переосмысления. Такими, например, являются
обороты: бесплодная смоковница; вавилонская
блудница; блудный сын; бревно в глазу;
вера горами двигает (движет); кто с мечом
к нам придет, от меча погибнет; внести
(свою) лепту; лепта вдовицы; волк в овечьей
шкуре; по букве и духу; заблудшая овца;
зарыть (свой) талант (в землю); книга за
семью печатями; идти но Голгофу (на крест);
избиение младенцев; изгнать из храма;
конец света; мертвая буква; нести (свой)
крест; нет пророка в своём отечестве;
ни на йоту; отделить плевелы от пшеницы;
петь Лазаря; беден, как Лазарь; строить
на песке; дои, построенный на песке; иудин
поцелуй; посылать от Понтия к Пилату;
превращение из Савла в Павла; просить
Христа ради; слуга двух господ; смертный
грех; тайное становится явным; терновый
венец; тьма кромешная; тяжелый крест;
Христа ради; кающаяся Магдалина и др.
Можно отметить, что некоторые ситуации
Нового Завета способствовали появлению
не одного, а нескольких фразеологизмов.
Так, например, притча о бедном Лазаре
(Лк. 16. 20-21) “дала “ такие выражения, как
петь Лазаря и беден, как Лазарь. Слова
Христа: ”А всяких, кто слушает сии слова
Мои и не исполняет их, уподобится человеку
безрассудному, который построил дом свой
на песке” (Мф. 7. 26) стали исходной точкой
для выражений строить /построить (что-либо)
на песке (песце) и дом, построенный на
песке. В Евангелии от Матфея (6.34) есть
такие слова: “… не заботьтесь о завтрашнем
дне, ибо завтрашний сам будет заботиться
о своем : довольно для каждого дня своей
работы.” Последняя фраза по-церковнославянски
звучит как довлеет дневи злоба его, сама
ставшая крылатой. Кроме того, отсюда берет
начало и оборот злоба дня (“интерес данного
дня и вообще данного времени, волнующий
общество” [ Ашукины 1966: 255 ]).Обороты: лепта
вдовици и внести (свою) лепту восходят
к рассказу о бедной вдове, положившей
все свое пропитание две лепты на жертву
для храма (Лк. 21. 1-4). Н.П.Матвеева упоминает
также и оборот: последний лепт [Матвеева
1995: 4: 88]. Притча о блудном сыне (Лк.15.11-32)
дала русскому языку выражение блудный
сын и возвращение блудного сына (этот
фразеологизм связан с названием одноименной
картины Рембрандта, написанной на евангельский
сюжет).Слова Христа в Евангелии от Матфея
(6.24) о том, что никто не может служить двум
господам: Богу и маммоне, - бытуют в современном
языке в виде четырех фразеологизмов:
служить двум господам, служить Богу и
маммоне, служить маммоне, слуга двух господ.
И т.п.
?аключение
Примеры фразеологизмов можно приводить
бесконечно долго. Кажется, что их запас
не исчерпаем, как неисчерпаемы и богаты
ресурсы русского народа с его интереснейшими
традиция ми, великой русской душой и удивительным
языком. Мы, употребляя теперь различные
фразеологические сочетания, попросту
пользуемся теми увесистыми штампами,
которые выбили для нас наши далекие предки.
И со своей стороны мы сами сейчас готовим
для наших потомков новые штампы. Правда,
сами мы этого не сознаем. И хотелось бы
надеяться, что не одними канцелярскими
штампами и иностранными словами обогатим
мы речь последующих поколений.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.И. Молотков. Фразеологический словарь
русского языка. М. Советская энциклопедия.
19682. А.Н. Молотков. Основы Фразеологии
русского языка. Л. Наука. 19773. Н.М. Шанский.
Фразеология современного русского языка.
1996.4. В.В. Колесов. История русского языка
в рассказах. М. Просвещение. 19765. Н.П. Матвеева.
Библеизмы в русской словесности\\\\ Русская
словесность. 19956. Л.М. Грановская. Библейские
фразеологизмы. Опыт словаря\\\\ Русская
речь. 19987. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. Крылатые
слова. Литературные цитаты. Образные
выражения. М. Худ. Лит. 1966
|
Реферат
на тему: Речь |
Оглавление.Введение...............................................................................................стр.
3Глава 1. Основные критерии правильной
речи..................................стр. 51. Точность,
ясность и простота речи...............................................стр.
52. Уместность речи.............................................................................стр.7
3. Чистота речи...................................................................................стр.
94. Правильность речи.......................................................................стр.
11Глава 2. Слабые места в речи...........................................................стр.
131. Логичность речи...........................................................................стр.
132. Информационная насыщенность речи........................................стр.
153. Речевая избыточность..................................................................стр.
16 п.1. Плеоназм...........................................................................стр.
16 п.2. Тавтология........................................................................стр.
17п.3. Повторение слов..............................................................
стр. 194. Трудности произношения............................................................стр.
20 п.1. Зачем нам орфоэпия?.......................................................стр.
20п.2. Стили произношения........................................................стр.
21п.3. Как произносить безударные гласные
звуки?.................стр. 22п.4. Как произносить
правильно согласные звуки?...............стр.
23п.5. Как произносятся иностранные слова?...........................стр.
24Глава 3. Разнообразие в речи............................................................стр.
251. Богатство речи..............................................................................стр.
25 п.1. Интонация обогащает речь.............................................
стр. 27 п.2. И синтаксис тоже обогащает.........................................стр.
28 п.3. Меткое слово.....................................................................стр.
292. Образность речи...........................................................................стр.
29 3. Живость, эмоциональность и выразительность
речи.................стр. 33 Заключение........................................................................................стр.
36Сноски.................................................................................................стр.38Библиография.....................................................................................стр.
39
Введение.Значение культуры речи в жизни
общества трудно переоценить. В наше время
мы не можем оставаться равнодушными к
угрозе оскудения русского языка, утраты
им образности, эмоциональности, благозвучия.На
ум мне пришли такие слова И. С. Тургенева:
«Ты один мне поддержка и опора, о великий,
могучий, правдивый и свободный русский
язык». Но мы сами же безжалостно портим
его, бездумно искажаем, уродуем… Как
же помочь нашему языку? Как спасти его
от засорения? Об этом должен задуматься
каждый.Что значит для человека язык? Родной
язык это мир слов, который открывает нам
окружающую жизнь во всем ее многообразии.
Каждый человек должен любить свой язык,
уважать его. Судьба родного слова не должна
быть нам безразлична. Ведь язык это средство
общения между людьми в обществе, в их
трудовой деятельности. Поэтому я считаю,
если человек говорит некультурно, плохо
выражается, то в первую очередь не уважает
слушающего его человека. Для того чтобы
уметь красиво говорить нужно знать основные
принципы культуры речи.В русском языке
достаточно красок, чтобы живо изобразить
любую картину, его огромный словарный
запас, позволяет передать самую сложную
мысль. Но вот в чем вопрос, умеем ли мы
правильно пользоваться им?Даже если человек
абсолютно грамотен и свободно выражает
свои мысли на правильном литературном
языке, он должен самокритично признать,
что его речь могла бы быть ярче, богаче,
знай он все секреты истинно хорошего
слога. Ведь говорить и писать правильно
и говорить и писать хорошо не одно и то
же.К хорошей речи предъявляется множество
требований, кроме правильности. Это требование
простоты и ясности, логичности и точности,
информативности и сжатости… Всех не
перечислишь. Каждый человек должен осознавать,
что прежде всего это нужно ему самому.
Он должен совершенствовать свой стиль,
бороться за чистоту своего языка.Культурная
речь в своей устной и письменной форме
должна отвечать существующим в настоящее
время нормам орфоэпии, в своей письменной
форме нормам орфографии и пунктуации.Н.
М. Карамзин, много сделавший для развития
и обогащения русского литературного
языка, писал: «В шесть лет можно выучиться
всем главным языкам, но всю жизнь надобно
учиться своему природному. Нам, русским,
еще более труднее, нежели другим».Я выбрала
эту тему потому, что она мне интересна.
Раскрыв её, я смогу улучшить свой язык,
и в мире станет на одного культурного
человека больше.
Глава 1. Основные критерии правильной
речи. 1.Точность, ясность и простота речи.
Говори так, чтобы тебя нельзя было не
понять.Квинтилиан римский ритор Точность
издавна осознается как одно из главных
достоинств речи. Уже в античных руководствах
по красноречию первым и основным требованием,
предъявляемым к речи, было требование
ясности. Содержание, которое вкладывалось
древними теоретиками в это понятие, во
многом сходно с современным понятиями
точности. Аристотель считал, что, если
речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство
слога быть ясным и не низким.»Точность
и ясность речи взаимосвязаны: точность
речи, как правило, придает ей ясность,
ясность речи вытекает из ее точности.
Однако о точности высказывания должен
заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько
ясно изложена мысль, оценивает слушатель
(читатель). Мы облекаем свои мысли в слова.
Как заметил В. Т. Белинский, «Слово отражает
мысль: непонятна мысль непонятно и слово.»
И в то же время «кто ясно мыслит, тот ясно
излагает.»Чтобы речь была точной, слова
следует употреблять в полном соответствии
с теми значениями, которые за ними закреплены
в языке: слово должно быть адекватно выраженному
им понятию. При четком выражении мысли
слова полностью соответствуют своему
предметно-логическому значению, а неправильный
выбор слова искажает смысл высказывания.
Мастера художественного слова настойчиво
добиваются точности словоупотребления.
Однако не всегда нам удается избежать
лексических ошибок, которые лишают нашу
речь точности. От этого не застрахованы
даже опытные писатели.Так в первых изданиях
романа А.А. Фадеева (до 1949г.) была фраза:
«Мечик навзничь упал на землю и уткнулся
лицом в ладони.» В этом предложении неточно
употреблено слово навзничь: нельзя «уткнуться
лицом в ладони», если упасть навзничь,
то есть на спину. В издании 1949г. Автор
внес исправление: «Мечик упал на землю
и уткнулся лицом в ладони.»Обычно можно
найти немало стилистических вариантов
для выражения мысли, но многие почему-то
предпочитают не самый простой и ясный…почему
нас коробит, когда мы слышим: В этом доме
со мной проживает известный поэт; В данный
момент я готовлюсь к экзаменам. Потому
что выделенные слова не подходят для
разговорного стиля речи, они придают
ей канцелярский оттенок, лишая ее естественности
простоты.Стилистически не оправдано
употребление книжных слов и в таких, например,
репликах при устном общении: «Игорь мне
сообщил, что за ним в садик придет бабушка;
заводная обезьяна вышла из строя.»Пристрастие
к канцеляризмам и книжной лексике ведет
к многословию, к путаной и сложной передаче
самых простых мыслей.Н.Г. Чернышевский
писал: «Что не ясно представляешь, то
не ясно выскажешь; неточность и запутанность
выражений свидетельствует только о запутанности
мыслей.» Этим нередко грешат начинающие
авторы.Причиной неясности высказывания
может стать неправильный порядок слов
в предложении: «Семь действующих платформ
обслуживает несколько сот человек.» Конечно,
такие предложения можно выправить, если
они употреблены в речи. Достаточно изменить
порядок слов: «Несколько сот человек
обслуживают семь действующих платформ»,
но если вы услышите фразу с неверным порядком
слов, возможно и неправильное ее толкование
на этом построено, шутка А. П. Чехова: «Желаю
вам всевозможных бед, печалей и напастей
избежать.»К сожалению, небрежность в
расстановке слов в предложении не такая
редкость: Велосипед разбил трамвай; Они
кормили его мясом своих собак и т.п., смысл
которых в конце концов выясняется, но
с некоторым усилием, что не отвечает требованию
ясности высказывания.Смысловая неясность
возникает иногда и в беспредложных сочетаниях
типа: письмо матери (написанное ею или
адресованное ей), портрет Репина и т.п.
2. Уместность речи.В речи, так же как и
в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно.
Цицерон.В типологии качеств хорошей речи
есть одно, которое занимает особое место
по своей значительности, это уместность.Уместность
речи это такая организация языковых средств,
которая более всего подходит для ситуации
высказывания, отвечает задачам и целям
общения, содействует установлению контакта
между говорящим (пишущим) и слушающим
(читающим).Речь это связное целое, и каждое
слово в ней, любая конструкция должны
быть целенаправленны, стилистически
уместны. «Каждый из ораторов, отмечал
В.Т. Белинский, говорит сообразуясь с
предметом своей речи, с характером слушающей
его толпы, с обстоятельствами настоящей
минуты».Уместности как необходимому
качеству хорошей речи уделялось больше
времени в ораторском искусстве древних
греков и римлян, в теории и практике судебного
и политического красноречия, уместность
является одним из центральных понятий
в современной функциональной стилистике.Аристотель
в «Риторике», говоря о качествах стиля
публичного выступления, настойчиво обращает
внимание читателя на то, что неуместно
в ораторской речи он считает «употребление
эпитетов или длинных, или неуместных,
или в слишком большом числе», неуместность
использования поэтических оборотов.Аристотель
показал различие письменной и устной
речи («...для каждого рода речи пригоден
особый стиль, ибо не один и тот же стиль
у речи письменной и у речи во время спора,
у речи политической и у речи судебной»)
с точки зрения уместности органичности
использования в них определенных приемов
выразительности, сочетания слов.Марк
Туллий Цицерон писал: «Как в жизни, так
и в речи нет ничего труднее, как видеть,
что уместно. Не для всякого общественного
положения, не для всякой степени влияния
человека, не для всякого возраста, так
же как не для всякого места и момента
и слушателя, подходит один и тот же стиль,
но в каждой части речи, так же как и в жизни,
надо всегда иметь ввиду, что уместно,
это зависит и от существа дела, о котором
говориться, и от лиц, и говорящих, и слушающих».Уместность
речи качество особое в ряду таких, как
точность, чистота, выразительность и
др. Без учета конкретных условий общения
неполны наши знания о богатстве и выразительности
речи. Более того, то или иное коммуникативное
качество речи, например точность, выразительность,
может потерять свою необходимость без
опоры на устность. Само по себе понятие
хорошей речи относительно, носит функциональный
характер и зависит, в частности, от уместности
тех или иных языковых единиц, приемов
их организации, особенностей употребления
в данном конкретном акте общения или
типичной языковой ситуации стиле.Соблюдение
уместности речи предполагает знание
стилей литературного языка, закономерностей
словоупотребления, свойственных им, знание
стилистической системы языка. Уместность
требует гибкости в определении приемлемости
тех или иных качеств речи, языковых средств,
речевого акта в целом. Наверное впервые
функциональное понимание уместности
речи было сформулировано Пушкиным: «Истинный
вкус состоит не в безотчетном отвержении
такого-то слова, такого-то оборота, а в
чувстве соразмерности и сообразности».Уместность
речи захватывает разные уровни языка
и формулируется употреблением слов, словосочетаний,
грам-матических категорий и форм, синтаксических
конструкций, наконец, целых композиционно-речевых
систем. Их уместность может рассматриваться
и оцениваться с разных точек зрения. И
в связи с этим целесообразно было бы различать
такие аспекты уместности речи:1) Уместность
стилевая2) Уместность контекстуальная3)
Уместность ситуативная4) Уместность личностно
- психологическая.
3. Чистота речи .Мы сохраним тебя русская
речь, великое русское слово. Анна АхматоваТургенев
назвал русский язык «великим, могучим,
правдивым и свободным». Но язык это стройная
система средств общения; приведенная
в динамику, она становится речью, а речь
подвержена разнообразным влияниям, в
частности оскудению, засорению.Засоряют
нашу речь различные «сорняки». Это могут
быть и диалектные слова, и вульгаризмы
, и речевые штампы, и лишние не нужные
слова.Многие писатели предостерегали
от употребления без надобности иноязычны
слов. Явно неудачен выбор слов в таких
предложениях: Среди собравшихся превалировали
представители молодежи; профсоюзы делают
сильный акцент на культурную работу.
В. Белинский писал: «В русский язык по
необходимости вошло множество иностранных
слов, потому что в русскую жизнь вошло
много понятий и идей. Подобное явление
не ново... Изобретать свои термины для
выражения чужих понятий трудно, и вообще
этот труд редко удается. Поэтому с новым
понятием которое один берет у другого,
он берет и самое слово, выражающее это
понятие».Он заметил также, что «неудачно
придуманное русское слово для выражения
чужого понятия не только лучше, но и решительно
хуже иностранного слова».С другой стороны
Белинский указывает, что «Употреблять
иностранное слово, когда есть равносильное
ему русское слово, значит оскорблять
и здравый смысл, и здравый вкус. Так, например,
ничего не может быть менее, как употребление
слова, утрировать вместо преувеличивать».Показательны
в этом отношении исправления, которые
вносят писатели в свои произведения при
их переиздании. Например, в разных рассказа
А.П. Чехова находим такие замены: что-то
специфическое что-то особенное; ординарный
обыкновенный; ничего экстраординарного
ничего особенного; конвенция условие
и т.д.Вопрос об использовании диалектизмов
в художественной литературе не простой.
Нельзя забывать, что с их помощью создаётся
тот местный колорит, без которого произведение
может оказаться вне времени и пространства.Источником
засорения литературного языка нередко
становится неоправданное индивидуальное
словотворчество, появление «плохо выдуманных
словечек». Лет шестьдесят назад стилистам
претили такие, например слова: взбрыкнул,
грякнул. Во времена жестокой бюрократизации
всей нашей жизни неологизмы нередко рождались
как плод «канцелярского красноречия»:
книгоедица, недоотдых, законвертовать
(письмо) и т.п.Засорение языка нередко
связано с неуместным исполь-зованием
так называемых канцеляризмов и речевых
штампов, лишающие речь простоты, живости,
эмоциональности.
4. Правильность речи.Неправильность речи
упот-ребления слов ведет за собой ошибки
в области мысли и потом в практике жизни.Дм.
Писарев.Требование правильности речи
относится не только к лексике оно распространяется
и на грамматику, словообразование, произношение,
ударение, а в письменной речи на орфографию
и пунктуацию, Соблюдение нормы главное
условие культуры речи.Нормой называются
языковые варианты, наиболее распространенные
из числа существующих, закрепившихся
в практике образцового использования
и наилучшим образом выполняющие свою
функцию. Норма категория историческая.
Будучи в известной мере устойчивой стабильной,
что является основой ее функционирования,
норма вместе с тем подвержена изменениям,
что вытекает из природы языка как явления
социального находящегося в постоянном
развитии вместе с творцом и носителем
языка обществом.Известная подвижность
языковой нормы иногда приводит к тому,
что для одного и того же языкового явления
имеется в определенные временные отрезки
не один-единственый регламентированный
способ выражения, а больше: прежняя норма
еще не утрачена, но на ряду с ней возникает
новая (ср. Одинаково допустимое произношение
прилагательных на -гий, -кий, -хий типа
строгий, короткий, тихий или глаголов
-гивать, -кивать, -хивать, типа протягивать,
отталкивать, замахиваться как с твердыми,
так и с мягкими звуками г, х, к; двоякое
ударение в словах иначе, творог и др. дублетные
формы типа много народу много народа,
чашка чаю чашка чая и т.п.). Существование
двойных форм литературного языка, возникших
в ходе его исторического развития, не
исключает параллельного существования
языковых вариантов, связанных с наличием
в сложной системе языка и отдельных его
разновидностей функциональных стилей,
в которых по-разному используются и вариантные
формы. Возникающее в связи с этим многообразие
в единстве не разрушает самой нормы, а
делает ее более тонким инструментом образных
средств в стилистическом плане.
Глава 2. Слабые места в речи.1. Логичность
речи.Речь должна отвечать законам логики
АристотельДважды два стеариновая свечаИ.С.
ТургеневВажнейшее условие хорошей речи
логичность. Мы должны заботиться о том,
чтобы наша речь не нарушала логических
законов.Неправильное словоупотребление
может стать причиной алогизма сопоставления
несопоставимых понятий, например: «Синтаксис
энциклопедических статей отличен от
других научных статей.» Получается что
синтаксис энциклопедических статей отличается
от синтаксиса других энциклопедических
статей.В статье, посвященной творчеству
драматурга А.Н. Островского, есть такая
фраза: «Сложный и оригинальный внутренний
облик Катерины нашел свое отражение в
ее языке, самом ярком среди всех действующих
лиц «Грозы».» (язык оказался действующим
лицом).Чтобы устранить алогизмы в речи
иногда приходится значительно переделывать
предложения. Например: Наши знания о богатствах
недр земли являются лишь незначительной
частью скрытых, еще больших богатств.
Можно предложить такой вариант стилистической
правки этой фразы: Наши познания о полезных
ископаемых еще так не полны.Причиной
нелогичности высказывания может стать
подмена понятия, которая часто возникает
в результате неправильного словоупотребления:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется одно и то же название
фильма. Конечно, демонстрируется фильм,
а не его название. Можно было написать:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется один и тот же фильм. Подобные
ошибки в речи возникают впоследствии
недостаточно четкой дифференциации понятий,
например: Приближения премьеры коллектив
театра ждет с особым волнением (ждут не
приближение премьеры, а когда состоится
премьера).Нелогичной речь делает неоправданное
расширение или сужение понятия. Нам рассказали
о великом писателе и прочитали отрывки
из его творчества (надо было написать:
из его произведений) Пример сужения понятия:
Край богат памятниками архитектуры, интересными
для иностранных туристов. (почему только
иностранных?)Особенно часто используют
родовое наименование вместо видового,
и это не только лишает речь точности,
приводит к утрате тех конкретных сведений,
которые составляют живую ткань повествования,
но придает стилю оригинальную, подчас
канцелярскую окраску.Причина неточности
высказывания, искажения его смысла иногда
кроется и в нечетком разграничении конкретных
и отвлеченных понятий, например: Нужно
подумать о кормах на зиму для животноводства
(имеется ввиду, конечно, корм для животных,
скота).Некоторые требования логичности
речи нарушаются в предложениях с одновременными
именами и обобщающим словом (сочетание
родового понятия с видовыми) например:
В комнате стояли столы, стулья, мебель
из красного дерева (очевидно автор имел
ввиду, что первые предметы не были сделаны
из красного дерева, но все равно такое
сочетание не допустимо).Писатели нередко
пародируют человеческую речь, и тогда
подобные нарушения логики высказывания
используются как стилистический прием
создания комического эффекта.Соединение
отдельных предложений в сложное синтаксическое
целое должно правильно отражать ход мысли.
Связь ряда предложений и сложных синтаксических
целых их последовательность должны быть
логически обоснованы, только в этом случае
наша речь будет правильной.
2. Информативная насыщенность речи.Эта
книжка томов премногих тяжелей А. А. Фет.Всякая
речь имеет определенное содержание, так
как нет слов, лишенных значения. Однако
информативная насыщенность речи может
быть разной: одни высказывания значительны,
другие никакого интереса не представляют.Содержательность
речи зависит от многих условий, которые
влекут за собой многообразие форм подачи
материала.Многословие или речевая избыточность
может проявиться в употреблении лишних
слов даже в короткой фразе. Например:
Налицо незаконное растаскивание государственного
имущества. (может ли растаскивание быть
законным?)Лишние слова в устной речи свидетельствуют
не только о стилистической небрежности,
они указывают также нечеткость, неопределенность
представлений автора о предмете речи,
нередко идут в ущерб информативности,
затемняя главную мысль высказывания.Многословие
часто граничит с пустословием. Например:
Наш командир еще за 25 минут до своей смерти
был жив. Это фраза из песни, сочиненной
солдатами французского маршала маркиза
Ля Палиса, погибшего в 1525г. От его имени
образован термин «Ляпалиссиада», который
определяет подобные высказывания. Они
характеризуются не только комической
нелепостью и выражением самоочевидной
истины, но и присущим им многословием.
Например: Он скончался в среду, проживи
он еще один день, то умер бы в четверг.
О творцах подобных истин Пушкин писал:
«Наши критики говорят обыкновенно: это
хорошо, потому что прекрасно; а это дурно,
потому что скверно!»Ляпалиссиады обыгрывают
писатели. Так, персонаж А. Чехова заявляет:
«Этого не может быть, потому что этого
не может быть никогда!»Однако порой и
мы невольно произносим подобные сакраментальные
фразы. На заседании редколлегии вдруг
прозвучит: «Поскольку ответственный
редактор сборника умер, необходимо ввести
в состав редколлегии нового редактора
из ныне живущих.» Или в протоколе сотрудник
милиции запишет: Мертвый труп лежал без
движения и не проявлял признаков жизни.
3. Речевая избыточность.п.1. Плеоназм.Многословие
может принимать форму плеоназма. Плеоназм
(от гр. Плеоназмос излишество)называется
употребление в речи близких по смыслу
и потому лишних слов (главная суть, повседневная
обыденность, ценные сокровища, темный
мрак и т.п.). Часто плеоназмы появляются
при соединении синонимов: расцеловал
и облобызал; только лишь; мужественный
и смелый.Плеоназмы обычно возникают вследствие
стилистической потребности автора. Например:
Местные работники леса не ограничиваются
только охраной тайги, но и не допускают
так же, чтобы напрасно пропадали богатейшие
дары природы. Выделенные разрядкой слова,
без ущерба можно исключить. Однако следует
отличать такое проявление речевой избыточности
от лишнего плеоназма, к которому писатели
обращаются сознательно как к средству
усиления выразительности речи. Например,
у Ф.Тютчева:Небесный свод, горящий славой
звездной.Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем пылающею безднойСо всех сторон
окружены!В этом случае плеоназм стилистический
прием художественной речи. В устном творчестве
традиционно использовались плеонастические
сочетания: грусть-тоска, море-окиян, путь-дороженька
и подобные, которые здесь вполне уместны.
п.2. Тавтология.Разновидностью плеоназма
является тавтология (от греч. Тауто «то
же самое» и логос «слово») повторное обозначение
другими словами уже названного понятия
(умножить во много раз; спросить вопрос;
возобновить вновь; необычный феномен;
движущий лейтмотив). Тавтология может
возникать при повторении однокоренных
слов (рассказывать рассказ), а также при
соединении иноязычного и русского слов,
дублирующих друг друга (памятные сувениры;
впервые дебютировал), так называемая
скрытая тавтология.Употребление однокоренных
слов в одном словосочетании, предложении
стилистически оправдано в том случае,
если они являются единственными носителями
соответствующих знаний и их не удается
заменить синонимами. Как избежать повторения
однокоренных слов, когда надо сказать:
На кустах расцвели белые кусты; Мать варит
варенье; накрой ведро крышкой.В языке
немало тавтологических сочетаний, употребление
которых неизбежно: словарь иностранных
слов; постелить постель; закрыть крышкой
и т.п.Тавтология возникающая при сочетании
слов, которые совпадают по значению, обычно
свидетельствует о том, что говорящий
не понимает точного смысла заимствованного
слова. Так появляется сочетание: юный
вундеркинд; мелкие мелочи; внутренний
интерьер; ведущий лидер и т.п.Тавтологические
сочетания иногда переходят в разряд допустимых
и закрепляются в речи, что связано с изменение
значений слов. Примером утраты тавтологичности
может быть сочетание период времени.
Закрепились в речи также сочетания: монументальный
памятник, реальная действительность,
экспонаты выставки и некоторые другие,
потому что в них определения перестали
быть простым повторением простого признака,
уже законченного в определенном слове.Тавтология,
как и плеоназм, может быть стилистическим
приемом, усиливающим действенность речи.
В разговорной речи используются такие
выразительные тавтологические сочетания,
как сослужить службу, всякая всячина,
горе горькое, ходить ходуном, набит битком
и другие.В художественной речи, преимущественно
в поэтической, встречаются тавтологические
сочетания нескольких типов: сочетания
с тавтологическим эпитетом (И вновь не
старою была, а новой новью и небедной.
Б. Слуцкий), с тавтологическим творительным
падежом (И вдруг белым бела березка в
угрюмом ельнике одна. Вл. Солоухин) и др.
Такие сочетания выделяются на фоне остальных
слов, это дает возможность, прибегая к
тавтологии, обратить внимание на особо
важные понятия: зеленый щит просит защиты;
Итак, беззаконие было узаконено. Важную
смысловую функцию несет тавтология в
заголовках газетных статей: «Крайности
Крайнего Севера», «Случаен ли несчастный
случай?», «Устарел ли старина велосипед?».Как
источник выразительности речи тавтология
особенно действенна, если однокоренные
слова сопоставляются как синонимы (точно
они не виделись два года, поцелуй их был
долгий, длительный. А. Чехов), антонимы
(когда мы научились быть чужими? Когда
мы разучились говорить? Е. Евтушенко),
паронимы ( в заглавиях газетных статей:
«Союзники и союзники», «не должность,
а долг» и подобных).Возможность каламбурного
столкновения однородных слов позволяет
использовать тавтологию, как средство
создания комизма. Этим приемом блестяще
владеет Гоголь, Салтыков-Щедрин (Позвольте
вам этого не позволить; Писатель пописывает,
а читатель почитывает). Как средство комизма
используют тавтологию и современные
авторы юмористических рассказов, фельетонов,
шуток (Деловитость: делай не делай, а всех
дел не переделаешь).п.3.Повторение слов.Ущерб
информативной насыщенности речи наносит
и повторение слов. Лексические повторы
нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами
и обычно свидетельствуют о неумении автора
четко и канонично сформулировать мысль.
Например: Общежитие, в котором студенты
живут пять долгих лет своей студенческой
жизни. Какой будет эта жизнь зависит от
самих жителей общежития. Но может стать
и стилистическим приемом, усиливающим
выразительность речи. Лексические повторы
помогают выделить важное в тексте понятие
(Век живи, век учись; За добро добром платят.
поговорки).К повторению слов, как средству
логического выделения понятий обращаются
публицисты. Интересны, например, заголовки
газетных статей: «Будь человеком, человек!»Повторение
слов обычно свойственно эмоционально
окрашенной речи. Поэтому лексические
повторы часто встречаются в поэзии. Например:
Роман классический, старинный, отменно
длинный, длинный, длинный... (А. С. Пушкин).
Нанизыванием одинаковых слов можно отразить
характер зрительных впечатлений (Но идет,
идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без
конца. Вл. Луговской).Лексические повторы
могут использоваться и как средство юмора.
В пародийном тексте нагромождение одинаковых
слов и выражений отражает комизм описывает
ситуации: Очень важно уметь вести себя
в обществе. Если, приглашая даму на танец,
вы наступили ей на ногу, и она сделала
вид, что не заметила этого, то вы должны
сделать вид, что не заметили, как она заметила,
но сделала вид. что не заметила. (литературная
газета). Таким образом, словесные повторы
в речи могут выполнять разнообразные
стилистические функции. Это необходимо
учитывать, давая стилистическую оценку
словоупотреблению.
4. Трудности произношения.п.1. Зачем нам
орфоэпия?Нормативность речи является
важнейшим условием ее действенности.
Всякое отклонение от литературной нормы,
будь то в отборе лексико-фразеологических
средств или выборе грамматических форм
и конструкций, препятствует непосредственному
и точному восприятию содержания письменной
и устной речи.Для успеха выступления
существенное значение имеет выразительность
речи, которая достигается четким, ясным
произношением, правильной интонацией,
умело расставленными паузами. Должное
внимание следует уделять темпу речи,
силе голоса, убедительности тона, а также
особенности ораторского искусства: позе,
жестам, мимике.Важная роль отводится
нормативному произношению и ударению.
Отклонение от орфоэпических норм становится
помехой в общении с аудиторией: отвлекает
внимание от содержательной стороны выступления,
направляют мысль на второстепенные детали.Русская
орфоэпия включает в себя правила произношения
безударных гласных, звонких и глухих
согласных, правила произношения отдельных
грамматических форм, особенности произношения
слов иноязычного происхождения.В целом,
современные орфоэпические нормы представляют
собой последовательную систему, развивающуюся
и совершенствующуюся. В формировании
литературного произношения огромную
роль играет театр, радиовещание, телевидение,
звуковое кино, которые служат мощным
средством распространения орфоэпических
норм и поддержания их единства.п.2. Стили
произношения.В зависимости от темпа речи
различаются стили полный и неполный.
Полный стиль (при медленном темпе речи)
отличается отчетливым произношением
звуков, тщательностью артикуляции, а
в неполном стиле (при быстром темпе речи)
отличается менее отчетливое произношение
звуков, сильное редуцирование (сокращение).Различие
между названными стилями проявляется,
во-первых, в соотносительности их норм
с соответствующими лексическими пластами:
слова нейтрального стиля в своем звучании
оформляются по нормам нейтрального стиля
произношения, слова высокого стиля по
нормам высокого стиля произношения, слова
разговорные по нормам разговорного стиля
произношения. Так, относящиеся к высокой
лексике слова дерзание, свершение произносятся
со звуком [эи] в первом предударном слоге
(сравните: преобладающее сейчас произношение
[иэ] не в высоком стиле). Наоборот, слова
разговорного стиля при наличии произносительных
вариантов оформляются по нормам разговорного
стиля произношения. Так, в словах втемяшиться,
затек, в первом предударном слоге обычно
произносится гласный [и]. Во-вторых, различия
между стилями произношения может сказаться
в том, что некоторые нормы нейтрального
стиля имеют свои соответствия в высоком
или разговорном стиле. Сравните произношение
слов [со]нет, [фо]нетика в высоком стиле
и [са]нет и [фа]нетика в нейтральном стиле.п.3.
Как произносить безударные гласные звуки.В
безударных слогах гласные подвергаются
редукции качественным и количественным
изменениям в результате ослабления артикуляции.
Качественная редукция это изменение
звучания гласного с потерей некоторых
признаков его тембра, а количественная
это уменьшение его долготы и силы. В меньшей
степени редуцируются гласные, находящиеся
в первом предударном слоге, в большей
степени гласные остальных безударных
слов.В первом предударном слоге На месте
букв а и о произносится звук [а]от ударяемого
[а] он отличается меньшей продолжительностью
и более задним образованием. Например:
тр[а]ва, с[а]сна.В остальных безударных
слогах на месте букв а и о произносится
краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый
в транскрипции знаком [ъ]. Например: тр[ъ]вяной,
з[ъ]лотой, школ[ъ], выз[ъ]в.В начале слова
безударные [а] и [о] произносятся как [а].
Например: [а]зот, [а]бладать.После твердых
шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предложном
слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон,
ш[а]гать. Но перед мягкими согласными
произносится звук средний между [ы] и
[э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей.После
мягких согласных в первом предударном
слоге на месте букв е и я произносится
звук средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна,
ч[иэ]сы.В остальных безударных слогах
на месте букв е и я произносится очень
краткий [и], в транскрипции обозначаемый
знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти,
п[ь]толок, выт[ь]нуть.На месте сочетаний
букв аа, оо, ао, оа в предударных слогах
произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать,
з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.п.4.
Произносите правильно согласные звуки.В
конце слов и в их середине перед глухими
согласными звонкие согласные оглушаются,
например: ястре[п], бага[ш], разбе[к], запа[т],
бага[ш], ко[ш]сырье, тра[ф]ка.На месте глухих
согласных перед звонкими, кроме в, произносятся
соответствующие звонкие, например: [з]бежать,
о[д]бросить, во[г]зал.В ряде случаев наблюдается
так называемые ассимилятивное смягчение,
то есть согласные, стоящие перед мягкими
согласными, произносятся мягко. Это относится,
в первую очередь, к сочетаниям зубных
согласных, например: [зд]есь, гво[зд]ди,
е[сл]ли, ка[зн], ку[зн]ец, пе[нс]ия. Встречаются
два варианта произношения, например:
[зл]ить, и[зл]ить, по[сл]е и по[сл]е.Двоякое
произношение наблюдается в сочетаниях
с губными согласными, например: [дв]ерь
и [дв]ерь, [зв]ерь и [зв]ерь. В целом регрессивная
ассимиляция по мягкости в настоящее время
идет на убыль.Двойные согласные являются
долгим согласным звуком обычно тогда,
когда ударение падает на предшествующий
слог, например: гру[п]а, ма[с]а, програ[м]а.
Если же ударение падает на следующий
слог, то двойные согласные произносятся
без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн,
гра[м]атика.п.5. Как произносятся иностранные
слова.В словах иноязычного происхождения,
не окончательно усвоенных русским языком,
на месте букв о, в отличии от русской орфоэпической
нормы, в безударном положении произносится
[о], то есть без редукции: б[о]о, [о]тель,
кака[о], ради[о]. Допускается двоякое произношение:
п[о]эт и п[а]эт, с[о]нет и с[а]нет и др.Перед
гласными, обозначаемыми буквой е, во многих
иноязычных словах согласные произносятся
твердо: ат[э]лье, код[э]кс, каф[э], Шоп[э]н.
Глава 3. Разнообразие в речи.1. Богатство
речи. Да будет же честь и слава нашему
языку, который в самородном богатстве
своем... течет, как гордая, величественная
река. Н. М. Карамзин.Самый первый критерий
богатства и бедности речи это количество
слов, которые мы используем. У Пушкина,
например, в обращении было более двадцати
тысяч слов. Для сравнения: хорошо образованный
человек нашего времени применяет 3000-6000
разных слов. Сопоставление этих двух
цифр позволяет увидеть главный источник
речевого богатства: чем больше слов находится
в распоряжении отдельного человека, тем
богаче его речь, тем свободнее и полнее
он выражает свои мысли, чувства, настроения,
и желания, тем реже (в среднем) он повторяет
одни и те же слова, тем точнее выражает
сложные и тонкие оттенки мысли. Но дело,
конечно, не только в словах самих по себе,
но и в их значениях, и в формах морфологии
и синтаксиса, и в интонации. Чем лучше
все это известно говорящему и пишущему,
чем больше разных языковых единиц и явлений
введено в речь, тем она богаче и разнообразнее.Так
что нельзя достичь речевого богатства,
не изучая изумительный язык народа в
его литературной и разговорной формах,
во всем многообразии его стилей и социально-профессиональных
разновидностей, во всем обилии и разнообразии
его лексики и фразеологии, словообразования
и грамматики.Словам нашего языка свойственна
полисемия, означает способность слова
употребляться в разных значениях. И для
того чтобы эти значения проявились, нужно
слово употребить в речи.Развитие значений
помогает формированию в языке очень важных
для речи лексических групп: синонимов,
антонимов, омонимов.Синонимами (греч.
Синонимус одноименный) называются слова,
имеющие одинаковое значение и часто различающиеся
дополнительными смысловыми оттенками
или стилистической окраской. Но слова-синонимы
существуют и активно влияют на качество
нашей речи. От знания синонимов и умения
свободно распоряжаться ими зависит точность
и яркость наших высказываний: ведь синонимы
очень близки по смыслу, и правильное введение
синонима в высказывании обеспечивает
верную передачу тонких оттенков мыслей.Если
синонимы возникают в результате тесного
сближения значений различных слов, то
омонимы это слова одинаковые по форме,
но различные по содержанию. Например:
брак в значении супружество и брак испорченная
продукция.Антонимы это слова с прямо
противоположными значениями: верх и низ,
вперед и назад, добро и зло.Лексические
группы, или «ряды», различного происхождения,
состава и объема это неиссякаемый источник
уточнения, обогащения, украшения речи
каждого человека. Умелое или неумелое
использование слов, находящихся в этих
группах или «рядах», заметно влияет на
качество речи, на ее культуру.Нельзя не
присмотреться внимательнее и к русской
фразеологии пословицам, поговоркам, «крылатым»
выска-зываниям писателей, поэтов, общественных
деятелей, вошедших в язык народа к устойчивым
оборотам речи и словосочетаниям.Фразеология
многообразна по своим источникам, построению
фразеологических единиц (устойчивых
оборотов речи), по выражаемым этими единицами
значениям, по стилистической роли в речи.Нет
никакой возможности дать даже самое общее
представление о русских пословицах и
поговорках, этих сгустках народной мудрости:
их надо изучать.И вот все это очень беглое
очерченное словарное богатство может
пролежать для иных людей под спудом, не
войти в их речь. А если и войдет, то лишь
как бледное и искаженное отражение того,
чем так славен русский язык. Почему? Да
просто потому, что оно плохо известно
или нерадиво используется. п.1. Интонация
обогащает речь.Литературной русской
речи свойственны разнообразная интонации,
взятые из разговорного языка и обогащенные
и отшлифованные литературным языком.
Интонация это ведь не только повышение
и понижение тона, это также усиление и
ослабление голоса, замедление и убыстрение
темпа, различные изменения тембра, это
перерывы в речевом потоке, или паузы.
Интонация, участвуя в построении высказывания
и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику,
создает великолепные возможности выражения
разнообразнейших оттенков смысла. Интонация
усиливает выразительность речи.Каждый
писатель, создавая текст, слышит интонацию
своей речи. Не случайно В. В. Маяковский
изменил, казалось бы, такую устойчивую
форму стихотворной строки ввел «лесенку».
Это помогало полнее и заметнее для читателя
передавать интонацию.К сожалению, многие
выпускники школ не приобретают настоящего
вкуса к художественному слову и одной
из причин этого служит интонационная
однотонность и негибкость речи учителя.
Однотонность интонации не позволяет
выразить сложную игру мыслей, чувств
и настроений, заложенных в художественном
тексте, текст становится бедным, невыразительным.
Да и повседневная жизнь людей небезразлична
к интонации их речи. Ведь интонацией в
прежде всего выражается настроение человека.Вспомним
и о том, как часто приходится слышать
грубую, оскорбляющую интонацию в магазине,
в трамвае, в больнице…Преодолевая в своей
речи отрицательные интонации, человек
не только делает хорошее для людей он
воспитывает, делает лучше самого себя.п.2.
И синтаксис тоже обогащает.Принято говорить
о том, что грамматика языка (т.е. способы
и средства построения и изменения слов
и построения предложений) недостаточно
подвижно и активно в создании речевого
разнообразия. Синтаксис русского литературного
языка обладает завидным многообразием
средств, способов, типов построения, очень
не похожих друг на друга предложений.
Можно использовать в речи простые предложения,
а можно сложные; можно ввести в речь сочинительные
союзы, а можно и не вводить… Конечно,
для того, чтобы использовать гибкую систему
синтаксических средств нашего языка,
ее нужно хорошо знать и не только в теории,
а на практике, в речевом ее бытовании.Поэзия
Пушкина впервые в истории русской литературы
показала гибкость и красоту русского
синтаксиса, русской интонации. Как хорошо
передает пушкинский синтаксис ритм и
мелодию вальса:
Однообразный и безумный,Как вихрь жизни
молодой,Кружится вальса вихрь шумный;Чета
мелькает за четой.Чем лучше знаком пишущий
и говорящий с интонационными ресурсами
нашего языка и практикой речевого их
использования, тем свободнее и разнообразнее
его речь.п.3. Меткое слово.Славится хорошая
русская речь метким и образным словом.
Не случайно словесное народное искусство
создало в таком обилии пословицы и поговорки.Ведь
и сам язык, его роль в жизни человека получили
меткое и яркое отображение в пословицах
и поговорках.Речевое творчество народа
никогда не прекращается. Выразителями
этого народного таланта становится и
национальные писатели. Многие «крылатые»
высказывания русских писателей и поэтов
вошли в общий язык народа.Меткие изречения
могут обогатить нашу речь, если каждое
из них будет к месту и вовремя использовано.
2. Образность речи.Дивной связью он (народ)
плен невидимую сеть русского языка: яркого,
как радуга, вслед весеннему ливню, меткого,
как стрелы, задушевного, как песня над
колыбелью, певучего и богатого.А. Н. Толстой.Какую
речь называют образной?Николай Васильевич
Гоголь писал: «нет слова, которое было
бы так замашисто, бойко, так вырвалось
из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово». Писателя
восхищает МЕТКО СКАЗАННОЕ слово, то есть
слово образное, живое, эмоциональное.
Именно оно не оставляет равнодушным им
слушателя, на читателя.Искусству образной
речи нас учат писатели и поэты. В чем же
особенность использования языковых средств
художниками слова. Как им удается достичь
красочности описания?Образность речи
создается благодаря употреблению слов
в переносном значении.Картинность описаний
создает ТРОПЫ (от греч. Тропос. образ.)
слова, употребленные в переносном, образном
значении. Тропы нужны художнику слова
для наглядности изображения предметов,
явлений, картин природы, тех или иных
событий.Иногда неправильно считают, что
к тропам обращаются лишь при изображении
необычных, исключительных картин. Тропы
могут быть и яркими средствами реалистических
написаний, лишенных реалистического
ореола. В таких случаях самые обыкновенные
слова обретают большую выразительную
силу.Можно привести не мало примеров,
как с помощью тропов изображаются явления,
лишенные возвышенного, романтического
ореола; предметы неэстетические, вызывающие
у нас отрицательную оценку. Сошлемся
на известные строки О. Мандельштама: «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез…
Петербург, у меня еще есть адреса, по которым
НАЙДУ МЕРТВЕЦОВ ГОЛОСА. Я на лестнице
черной живу и В ВИСОК УДАРЯЕТ МНЕ ВЫРВАННЫЙ
ЗВОНОК. И всю ночь напролет жду гостей
дорогих, ШЕВЕЛЯ КАНДАЛАМИ ЦЕПОЧЕК ДВЕРНЫХ».Такие
примеры убеждают нас в том, что тропы
могут живописать и явления неэстетические,
которые все же нас волнуют. Для стилистической
оценки тропов важна не их условная красивость,
а их органичность в тексте, обусловленность
их содержанием произведения.В то же время
важно заметить, что в художественной
речи используется своеобразный стилистический
прием, когда писатель намеренно отказывается
от тропов и употребляет все слова только
в их точных значениях. Например:Мы с тобой
на кухне посидим,Сладко пахнет белый
керосин.Острый нож да хлеба каравай…Хочешь,
примус туго накачай,А не то веревок собери,Завязать
корзину до зари,Чтобы нам уехать на вокзал,Где
бы нас никто не отыскал.(О. Мандельштам)Такая
художественная речь, в которой все слова
используются в прямом значении, называется
автологической, в отличии от металогической,
оснащенной тропами. Как видно из примера,
отсутствие тропов в речи еще не свидетельствует
о ее бедности, невыразительности. Все
зависит от мастерства писателя, поэта.
Однако если он не использует тропов, условием
художественности речи является наблюдательность
автора, его умение подчеркнуть характерные
детали, точность словоупотребления и
т.д. В речи же, насыщенной тропами, мастерство
писателя проявляется в искусной метафоризации,
в привлечении разнообразных стилистических
приемов для создания ярких художественных
образов.Стилистика образной речи сложна
и многопланова, ее изучение требует детальной
характеристики всех тропов, которыми
так богат наш язык, и творческого освоения
их мастерами художественного слова. Ведь
одни и те же предметы и явления писатели
изображают по-разному, у них художественные
образы всегда самобытны, неповторимы.Не
только у разных авторов при описании
близких явлений мы находим самобытные
образы, но и в творчестве каждого художника
один и тот же предмет может получать воплощение
в совершенно различных тропах. Так, Есенин,
сравнивший небо с колоколом, в другом
случае пишет: На небесном синем блюде
желтых туч медовый дым мен: Ситец неба
такой голубой и т.д. Краски для образной
речи неистощимы, как и творческая фантазия
поэтов. Если же образное словоупотребление
начинает повторяться и те или иные тропы
становятся привычными, они могут закрепится
в языке как новые значения слова (время
летит, вихрь событий) или стать фразеологизмами
(совесть заговорила, как две капли воды).
Такие тропы называют общеязыковыми в
отличии от авторских. Причем любой троп
может стать общеязыковым. При этом прямое
значение слова стирается, а иногда утрачивается
совсем. Поэтому употребление языковых
тропов не рождает в нашем представлении
художественных образов, от чего они мало
интересны в стилистическом отношении.А
бывают и такие тропы, употребление которых
нежелательно, потому что они не только
не создают образа, но и обесцвечивают
слог, делают язык невыразительным. И тогда
говорят уже не о тропах, а о речевых штампах.
Возник штамп, а сейчас подобные «находки»
воспринимаются уже как проявление дурного
вкуса.
3. Живость, эмоциональность, выразительность
речи.Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок; все зернисто,
крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье
еще драгоценней самой вещи.Н. В. Гоголь.Учитесь
говорить «своими словами»…В чем секрет
слов, которые создают атмосферу непринужденности,
воздействуют на чувства собеседников,
придают особую выразительность их речи?
И с другой стороны, какие слова лишают
речь живых, эмоциональных красок?Первое
условие живости речи употребление слов,
которые стилистически оправданы в определенной
ситуации. На трибуне оратор обращается
к публицистической, книжной лексике,
а в беседе с другом отдает предпочтение
разговорным словам.Оживляет речь использование
слов с яркой эмоционально-экспрессивной
окраской. Такие слова не только называют
понятия, но и отражают отношение к ним
говорящего. Например восхищаясь красотой
белого цветка, можно назвать его белоснежным,
белехоньким, лилейным. Эти прилагательные
эмоционально окрашены: в них положительная
оценка отличает их от стилистически нейтрального
слова белый. Эмоциональная окраска слова
может выразить и отрицательную оценку
называемого понятия (белобрысый говорят
о некрасивом человеке со светлыми волосами,
облик которого нам неприятен). Поэтому
эмоциональную лексику называют оценочной.Изображение
чувства к речи требует также особых экспрессивных
красок. Экспрессивность (от лат. экспрессио
выражение) значит выразительный, экспрессивный
выразительный. В этом случае к номинативному
значению слова добавляются особые стилистические
оценки, усиливающие его выразительность.
Так, вместо слова хороший мы употребляем
более выразительные прекрасный, замечательный,
восхитительный и др.; можно сказать не
люблю, но мы порой находим и более сильные
слова: ненавижу, презираю, пытаю отвращение.
В таких случаях лексическое значение
слова осложняется экспрессией. Часто
одно нейтральное слово имеет несколько
экспрессивных синонимов, различающихся
по степени экспрессивного напряжения
(ср: несчастье -горе - бедствие - катастрофа;
буйный - безудержный - неукротимый - неистовый
- яростный).Яркая экспрессия выделяет
слова торжественные, риторические, поэтические.
Особая экспрессия отличает слова шутливые,
иронические, фамильярные. Экспрессивные
оттенки разграничивают слова неодобрительные,
пренебрежительные, презрительные, унизительные,
вульгарные, бранные. Экспрессивная окраска
в слове наслаивается на его эмоц ионально-оценочное
значение, причем у одних слов преобладает
экспрессия, у других слов преобладает
экспрессия, у других эмоциональная окраска.
Это не трудно определить, доверившись
своему лингвистическому чутью.Экспрессивную
лексику можно классифицировать, выделяя:
1)слова, выражающие положительную оценку
называемых понятий, и 2)слова, выражающие
их отрицательную оценку. В первую группу
войдут слова высокие, ласкательные, отчаянные
шут-ливые; во вторую иронические, неодобрительные,
бранные и др. Мы отбираем в речи слова,
сознательно или несознательно подчиняясь
условиям общения и стараясь воздействовать
на собеседника, учитывая его общественное
положение, характер наших с ним отношений,
содержание беседы и т.д.Содержание разговора,
условия, в которых происходит беседа,
обычно подсказывает нам, какие слова
нужно употребить высокие или сниженные,
торжественные или шутливые. И речь наша,
соответственно получает ту или иную стилистическую
окраску.В определенных случаях может
быть оправдано и соединение в речи стилистически
неоднородных, даже контрастных по своей
эмоционально-экспрессивной окраске языковых
средств. Смешение стилей, как говорят
лингвисты, обычно создает комический
эффект, что знаю и ценят юмористы и сатирики.Что
же лишает нашу речь живости? Что делает
ее бесцветной, неэмоциональной? Прежде
всего неумение находить слова, которые
точно передавали бы наши чувства, слова,
которые задевали бы за живое? Это неумение,
а точнее, беспомощность в обращении с
богатейшими ресурсами родного языка
сформировалось, к сожалению, еще в школе,
где учат по скверным рецептам писать
сочинения, повторять заученные фразы,
отвечать по учебнику…Язык любого сочинения
может стать выразительным и эмоциональным
лишь при условии, что пишущий не будет
повторять заученных фраз, общеизвестных
книжных формулировок, а постарается найти
свои слова для выражения мыслей и чувств.
Стиль не будет бесцветным, если автор
обратится к эмоциональной, экспрессивной
лексике, которая придает языку живость.
Заключение.Развитие мировой культуры
выработало основные коммуникативные
качества хорошей речи. Конечно, эти качества
изменяются, развиваются, поэтому понятия
о хорошей речи не во всем совпадают в
разные эпохи и у представителей различных
классов и мировоззрений.Я изучила эту
тему и уяснила для себя то, что каждый
человек должен излагать свои мысли так,
чтобы его нельзя было не понять, а именно
точно, ясно и просто. Если речь не ясна,
то она не достигает цели.Чтобы речь была
точной, слова следует употреблять в полом
соответствии с теми значениями, которые
за ними закреплены.Важнейшее условие
хорошей речи логичность. Мы должны заботиться
о том, чтобы наша речь не нарушала логических
законов.Речь это связанное целое, и каждое
слово в ней, любая конструкция должны
быть целенаправленны, стилистически
уместны.Не для всякого общественного
положения, не для всякого места подходит
один и тот же стиль, но в каждой части
речи, также как и в жизни, надо всегда
иметь ввиду, что уместно. Соблюдение уместности
предполагает знание стилей литературного
языка.Чистота речи также важна. Если в
речи присутствуют слова-паразиты, речевые
штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует
о бедности словарного запаса, о беспомощности
говорящего.Требования правильности речи
относится не только к лексике оно распространяется
и на грамматику, словообразование, произношение,
а в письменной речи на орфографию и пунктуацию.
Соблюдение нормы главное условие культуры
речи. Всякое отклонение от литературной
нормы препятствует непосредственному
и точному восприятию содержания письменной
и устной речи.Всякая речь имеет определенное
содержание. Содержательность речи зависит
от многих условий, которые влекут за собой
многообразие форм подачи материала.Многословие
или речевая избыточность может проявиться
в употреблении лишних слов в короткой
фразе. Лишние слова в устной речи указывают
на нечеткость, неопределяемость представлений
автора о предмете речи.Чтобы достичь
речевого богатства нужно изучать язык
в его литературной и разговорной формах,
его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании
и грамматике.Образность речи создается
благодаря употреблению слов в переносном
значении.Существенное значение имеет
выразительность речи, которая достигается
четким ясным произношением, правильной
интонацией, умело расставленными паузами.
Должное внимание следует уделять темпу
речи, силе голоса, убедительности тона
а также особенностям ораторского искусства:
позе, жестам, мимике.Хорошая речь не возможна
без соответствующих знаний, умений и
навыков. Это все приходит как результат
труда.Изучать и быть требовательным не
только к речи других, но и к своей собственной
прежде всего.
Сноски:1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты
хорошей речи», М., 1993, с.3.2. //////, с.107.3. //////,
с.100.4. //////, с.99.5. //////, с.197.6. //////, с.199.7. //////,
с.199.8. Головин Б.Н. «О культуре русской
речи», Вологда, 1982, с.227.9. //////, с.228.10. //////,
с.228.11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Книга
о хорошей речи» М., 1997, с.54.12. //////, с.21.13.
//////, с.23.14. //////, с.10.15. //////, с.8.16. //////, с.22.17.
//////, с.11.18. //////, с.12.19. //////, с.26.20. //////, с.10.21.
//////, с.29.22. //////, с.27.23. //////, с.10.24. Скворцов
Л.И. «Правильно ли мы говорим по-русски?»,
справочное пособие по произношению, ударению
и словоупотреблению, М., 1995, с.137
Библиография.1. Блинов И.Я. «О культуре
речи». М.,1988г.2. Головин Б.Н. «О культуре
русской речи». Вологда, 1986г.3. Голуб И.Б.,
Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи».
М., 1993г.4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., «Книга
о хорошей речи». М., 1997.5. Костомаров В.Г.
«Культура речи и стиль». М., 1960г.6. Розенталь
Д.Э. «Культура речи». М., 1964г.7. Скворцов
Л.И. «Правильно ли мы говорим по-русски?»,
Справочное пособие по произношению, ударению
и словоупотреблению». М., 1983г. |
Рекомендуем
для ознакомления : |
Социалистический
тип государства |
Читать |
Экологические аспекты
инноваций |
Читать |
Самоактуализация |
Читать |
Роль воображения
в науке |
Читать |
Примеры разностных
аппроксимаций |
Читать |
|