Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 23:48, отчет по практике
Цели педагогической практики – сбор и систематизация информации о деятельности учебного заведения МОУ гимназия № 8.
Задачи педагогической практики:
закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения дисциплин образовательной программы;
апробация знаний студентов по социальной педагогике, методике работы социального педагога с различными половозрастными и социальными подгруппами населения в условиях образовательных учреждений и специализированных центров;
Общий тип тревожности |
Школьный тип тревожности |
Самооценочный тип тревожности |
Межличностный тип тревожности |
Нормальный уровень (33,3%) |
Нормальный уровень (22,2 %) |
Нормальный уровень (55,5%) |
Нормальный уровень (77,8 %) |
Повышенный уровень (55,5%) |
Повышенный уровень (44,4%) |
Повышенный уровень (22,2%) |
Повышенный уровень (11,1%) |
Высокий уровень (11,1%) |
Высокий уровень (22,2%) |
Высокий Уровень (22,2%) |
Высокий уровень (11,1%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Очень высокий уровень (11,1%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Повышенная межличностная тревожность у девочек составляет 11, 1 %; высокая межличностная тревожность у девочек 11, 1 %; очень высокая межличностная тревожность у девочек не выявлена.
Повышенная тревожность общего типа среди девочек составляет 55, 5 %; высокая тревожность данного типа составляет 11, 1 %; очень высокий уровень не наблюдается.
Таким образом, по результатам исследования уровня выраженности четырех типов тревожности у девочек, наблюдается преобладание нормального уровня по данным всех исследуемых типов, кроме школьного и общего типов тревожности. В школьном типе тревожности преобладает повышенный уровень, в самооценочном и межличностном типах тревожности преобладает нормальный уровень, в общем типе преобладает также нормальный уровень тревожности, следовательно, по результатам данной методики у девочек выявлен нормальный уровень тревожности, кроме школьного типа. Это свидетельствует о том, что девочки беспокоятся по поводу учебных ситуаций, это беспокойство проявляется в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Подростки с «повышенными», «высокими» и «очень высокими» значения школьной тревожности указывают на эмоциональное неблагополучие подростка в контексте тех или иных школьных ситуаций. Самооценочная тревожность связана с оценкой себя с другими. Самооценочной тревожностью испытывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
В таблице 4 и рисунке 4 представлены результаты исследования мальчиков.
Повышенная школьная тревожность у мальчиков отсутствует; высокая школьная тревожность у мальчиков составляет 25 %; очень высокая школьная тревожность у мальчиков не выявлена.
Повышенная самооценочная тревожность у мальчиков 25 %; высокая самооценочная тревожность у мальчиков не выявлена; очень высокая самооценочная тревожность у мальчиков отсутствует.
Повышенная межличностная тревожность у мальчиков 25 %; высокая межличностная тревожность у мальчиков не выявлена; очень высокая межличностная тревожность у мальчиков не выявлена.
Таблица 4
Уровень выраженности типов тревожности у мальчиков
Общий тип тревожности |
Школьный тип тревожности |
Самооценочный тип тревожности |
Межличностный тип тревожности |
Нормальный уровень (75%) |
Нормальный Уровень (75% ) |
Нормальный уровень (75%) |
Нормальный Уровень (75 %) |
Повышенный Уровень (25%) |
Повышенный Уровень (0%) |
Повышенный Уровень (25%) |
Повышенный Уровень (25%) |
Высокий уровень (0%) |
Высокий уровень (25%) |
Высокий Уровень (0%) |
Высокий Уровень (0%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Очень высокий уровень (0%) |
Рис. 3 Проявление уровней тревожности в различных типах у девочек
Таким образом, в школьном, самооценочном, межличностном и общем типах тревожности преобладает нормальный уровень. По результатам данной методики выяснилось, что мальчики не проявляют тревожность ни в одном из данных типах.
Более подробно результаты представлены на рисунке 3 и 4.
Рис. 4 Проявление уровней тревожности в различных типах у мальчиков
Сравнивая данные можно сделать вывод, как у девочек, так и у мальчиков преобладает нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Шкала социально – психологической адаптированности
Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.
Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально – психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.). Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны.
Шкала предъявляется обследуемым в виде списка высказываний. Под каждым высказыванием нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для обследуемого.
2. Тест «Самооценка силы воли»
Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.
Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту.
Признаки волевых качеств школьников:
Признаки дисциплинированности:
Признаки самостоятельности:
Признаки настойчивости:
Признаки выдержки:
Таблица 5
Общие показатели
Коэффициент |
Низкий < 39 |
Норма 39 - 44 |
высокий > 45 |
Мальчики |
21,05% |
5,26% |
73,69% |
Девочки |
15,38% |
11,53% |
73,09% |
Распределяемость мальчиков и девочек на уровни социально – психологической адаптированности примерно одинакова. На низком уровне мальчиков несколько больше (мальчики – 21,05%, девочки – 15,38%). Можно сказать, что мальчики имеют меньшее развитие личностной зрелости, чем девочки.
Таблица 6
Отдельные факторы социально – психологической адаптированности
|
Мальчики |
девочки | ||||
Низкий показатель < 50 |
Норма 50 - 65 |
Высокий показатель > 65 |
Низкий показатель < 50 |
Норма 50 - 65 |
Высокий показатель > 65 | |
Принятие других |
15,78% |
42,1% |
42,1% |
11,53% |
34,61% |
53,84% |
Принятие себя |
10,62% |
42,1% |
47,26% |
3,84% |
15,38% |
80,76% |
Эмоциональный комфорт |
21,05% |
47,26% |
31,57% |
15,38% |
34,61% |
50% |
Ожидание внутреннего контроля |
63,15% |
31,57% |
26,31% |
15,38% |
30,76% |
53,84% |
Доминирование |
42,1% |
15,78 |
21,05% |
34,61% |
23,07% |
42,30% |
«Уход от проблем» |
5,26% |
36,84% |
57,89% |
0% |
34,61% |
65,39% |
В этом возрасте подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Это подтверждается исследованием, в факторе «принятие других». Среди мальчиков 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девочек 88,47% с такими – же показателями. Так как в группе сверстников самооценка подростка формируется за счет мнения сверстников, то принятие себя зависит от принятия других. Чем выше показатели в графе «принятие других», тем выше показатели в графе «принятие себя». Принимающих себя мальчиков 89,38%, а девочек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих
Чем подросток лучше принимает других и себя, тем комфортней он себя чувствует. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% мальчиков и 84,62% девочек.
Изучение доминирования показали, что девочки более самостоятельные. Большая часть мальчиков нуждается в контроле со стороны, в то время, как таких девочек 15,38%. По последнему показателю и у мальчиков и у девочек показатели не очень хорошие. Большинство подростков (мальчики – 57,89%, девочки – 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется боязнью принимать жизненно важные решения и несформированностью самостоятельности.
Методы изучения волевых качеств представлены в таблице 7.
Таблица 7
Психолого-педагогическое наблюдение силы воли у подростков
Мальчики |
Девочки | |||||
Очень слабо развито |
Слабо развито |
Сильно развито |
Очень слабо развито |
Слабо развито |
Сильно развито | |
Общая оценка |
31,57% |
68,42% |
0% |
19,23% |
76,92% |
3,84% |
Дисциплинированность |
26,31% |
73,68% |
0% |
11,53% |
80,76% |
7,69% |
Самостоятельность |
42,1% |
57,89% |
0% |
23,07% |
57,69% |
19,23% |
Настойчивость |
31,57% |
68,42% |
0% |
23,07% |
57,69% |
19,23% |
Выдержка |
31,57% |
63,15% |
5,26% |
26,92% |
38,46% |
34,61% |
Организованность |
63,15% |
26,31% |
10,51% |
34,61% |
46,14% |
19,23% |
Решительность |
10,51% |
47,36% |
42,1% |
3,84% |
69,23% |
26,92% |
Инициативность |
42,1% |
57,89% |
0% |
30,76% |
61,53% |
7,69% |