Отчет по практике в МОУ СОШ № 33

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 22:41, отчет по практике

Краткое описание

Цель моей практики:
- Наблюдение за развитием индивидуальных особенностей у детей во время процесса обучения.
Основными задачами практики являются:
- Используя метод наблюдения получить представление об уровне памяти, внимания, умственной деятельности, поведения, развитии и активности детей в школе в данном возрасте;
- Приобретение опыта общения с учениками;
- Участие в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ по психологии.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

   В период с 17 ноября по 28 ноября 2014 года я проходила психолого-педагогическую практику в МОУ СОШ № 33. За мной был закреплен 5 класс.

 

Цель моей практики:

- Наблюдение за развитием индивидуальных особенностей у детей во время процесса обучения.

 

    Основными задачами практики являются:

- Используя метод наблюдения  получить представление об уровне  памяти, внимания, умственной деятельности, поведения, развитии и активности детей в школе  в данном возрасте;

- Приобретение опыта общения  с учениками;

- Участие в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

 

Прежде чем отправиться на психолого-педагогическую практику в школу я задала себе вопрос: «Зачем я туда иду?» Так как мне достались дети с самым интересным, на мой взгляд, возрастом  - 10-11 лет, недолго поразмышляв, я поставила перед собой цель: пронаблюдать за детьми данного возраста во время урока, как они себя ведут, насколько активны, выявить какие-то индивидуальные особенности их развития во время процесса обучения. Ведь именно в этом возрасте в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения. Мне стало очень интересно, влияют ли эти изменения на процесс обучения детей. Во время своего пребывания в школе я внимательно наблюдала за учащимися, побеседовала с некоторыми из них. В отчете старалась подробно изложить результаты своих наблюдений и общения с ребятами. Я надеюсь, что добившись своей цели после прохождения практики, у меня не возникнет проблем в дальнейшей работе с детьми данного возраста.

Выполнение поставленных передо мною задач, я начала со знакомства с классом.  Классный руководитель представил меня учащимся. Ребята проявили дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Такое отношение мне было приятно, придавало уверенности и помогало при прохождении практики.

Во время присутствия на уроке я провела несколько наблюдений за отдельными учащимися.

Наблюдение № 1

 Цель: выявить уровень памяти у учащегося.

Я решила выявить уровень памяти у учащегося данного возраста для того, чтобы в дальнейшей работе в школе эти знания помогли мне в правильном построении урока, чтобы ребята лучше осваивали и запоминали учебный материал.

Пронаблюдав за учеником несколько уроков, я увидела, что он

быстро запоминает и медленно забывает. Преобладает словесно-образная память. Воспринятый материал прочно удерживает в сознании.  Повторное восприятие или воспроизведение не требует волевых усилий и напряжения. Например, на уроке литературы напомнил классу содержание рассказа, который они читали на прошлом уроке. Говорил наблюдаемый очень выразительно и эмоционально, с пониманием смысла.

          Вывод: Уровень памяти у наблюдаемого достаточно высокий, чему я была очень удивлена. Если сделать вывод из прочитанных мною литературных источников, то у большинства учащихся в данном возрасте  в школе отмечается наибольшая забывчивость. И я рада, что мне удалось наблюдать за ребенком, который не входит в это большинство.

 

 

Наблюдение № 2

Цель: отследить уровень внимания у учащегося.

Прежде чем прийти на практику и познакомиться с учениками я решила получить об этом возрасте больше информации из различных статей, литературы и прочих источников. И узнала, что в школе у детей данного периода отмечается самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, уход в фантазии, «сны наяву». Чтобы убедиться в этом я и провела данное наблюдение.

Наблюдаемый 1:

      На основе  наблюдений в течение уроков  мною выяснено: преобладает непроизвольное, несосредоточенное внимание; объект  деятельности удерживается частично  из-за переключения внимания с  одного предмета на другой.

      Кода учитель  делает наблюдаемому замечание, то он сосредотачивает свое внимание волевым усилием. Задания выполняет самостоятельно, но часто отвлекается.

Наблюдаемый 2:

      Внимание  непроизвольное, неустойчивое. В ходе  работы отвлекается, процесс переключения  внимания замедленный, осуществляется  при неоднократном повторении  цели деятельности со стороны  учителя. Информацию с  классной  доски «переносит» в тетрадь  с ошибками. Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении  заданий нуждается в направляющей  помощи учителя.

        Вывод: Уровень внимания учащихся очень низкий, как и говориться в различных источниках. Я сделала для себя вывод, что при работе с такими детьми нужно как следует продумывать, как привлечь внимание учащихся к своему уроку, чтобы они не отвлекались на своих сверстников и «не спали» на уроке.

Наблюдение  №3

Цель: наблюдение за умственной деятельностью ученика.

Перед уроком у меня возникли несколько вопросов, связанных с умственной деятельностью учащегося в данном возрасте, ответы на которые помогут мне в будущей педагогической деятельности:

1. Быстро ли реагирует  на вопрос учителя (поднимает  руку или нет, может ли отвечать  сразу после вопроса учителя  или долго обдумывает)?

2. Какой материал лучше  запоминает (наглядный или словесный)?

3. Запоминает осмысленно  или механически, может ли самостоятельно  приводить примеры?

4. Может ли сделать  выводы самостоятельно?

И чтобы ответить на эти вопросы, я внимательно наблюдала за одним из учеников. Привожу результаты своего наблюдения:

          На  вопросы учителя  реагирует  быстро, часто поднимает руку. При  обращении  учителя к наблюдаемому дает довольно четкий ответ, но иногда добавляет комментарии не по теме.

            Проявляет интерес при демонстрации  наглядного материала, лучше запоминает  такой материал. При словесном  объяснении не отвлекается, слушает  внимательно, с интересом.  Всегда  может повторить то, что только  что сказал учитель.

            Так как ученик внимательно следит за ходом урока, то он может с легкостью привести пример.

           Самостоятельные выводы формулирует  хорошо, рассуждает в правильном  направлении.

           Вывод: Навыки умственной деятельности у данного ребенка сформированы хорошо. А значит, в этом возрасте учащиеся очень активны. На своих будущих уроках я буду стараться предоставлять материал наглядно, так как он воспринимается и запоминается намного лучше словесного. Также меня обрадовал тот факт, что дети в данном возрасте способны самостоятельно делать выводы и из них не  придется «вытягивать» какую-либо информацию, умеют рассуждать и  есть своя точка зрения.

 

Характеристика класса и двух отдельных учащихся

Во время прохождения практики я провела беседу с классным руководителем и двумя учащимися, чтобы составить характеристику класса и некоторых ребят. Мне было очень интересно сравнить то, что сказал учитель, и что я увидела на уроках сама. Получилось следующее:

 

Познавательный уровень, работоспособность и успеваемость учащихся

 

      Познавательный  уровень развития учащихся в данном возрасте довольно высок.  В основном все ребята учатся на 4 и 5, отличников, к сожалению, нет. Хотя, на мой взгляд, многие ребята очень способные и смогли бы подтянуть свои оценки. Дети с ответственностью подходят к своей деятельности, всегда выполняют домашние задания, на уроках внимательно слушают классного руководителя, учителей ИЗО, музыки, иностранного языка, активно занимаются спортом на физкультуре.

 

Психологический климат в коллективе, сплоченности

          5 «Д» вполне дружный и сплоченный, дети хорошо общаются между собой. Настроение в классе преобладает положительное, бывают конфликты, но они быстро разрешаются классным руководителем. Сплоченность класса, если опираться на наблюдения, выше среднего. Настроения в классе различные: кто-то настроен на активное участие в жизни класса, кто-то отстранен, стремится отделиться. В классе присутствуют группировки по интересам: группы девочек, группировки мальчиков.

Дети в целом удовлетворены взаимоотношениями в классе и руководством класса, но есть исключения. Также на вопрос: «Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе и вне ее?» можно ответить, что одни дети сильно заинтересованы в совместном времяпровождении, вторые слабо, а третьи и вовсе против этого. И все-таки школьники переживают за свой коллектив, поддерживают в неудачах и радуются успеху. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. И это меня очень обрадовало.

Организованность класса

Дети в силу своего возраста слабо организованы. Пока что очень мало обязанностей возлагает на них классный руководитель. Но ребята достаточно послушны: когда учитель просит помыть доску или полить цветы, отказов и возмущений не возникает.

Характер товарищеских связей в коллективе

 Ребят связывает в  первую очередь учеба, школьные  дела, затем общее место жительства - многие ребята живут не далеко  от школы и хорошо общаются  во внеурочное время. Друг к  другу они довольно внимательны, всегда обращают внимание на  настроение одноклассников, стараются  развеселить.

 

Характеристика учащихся

      На перемене мне удалось провести беседу с двумя учащимися. Ребята с огромной заинтересованностью отвечали на мои вопросы. Мне показалось, что они были даже очень рады, что я проявила к ним внимание. Ребята не стеснялись и рассказывали все о себе как лучшему другу, что меня очень впечатлило. У меня получились следующие характеристики:

Ученик №1.

Общие сведения: 11 лет. Семейное положение: родители живут в г. Ахтубинск, редко видятся с ребенком, девочка проживает с дедушкой, бабушкой и братом недалеко от школы. Состояние здоровья – хорошее, болеет редко. В классе часто поливает цветы.

Общее развитие школьника: Ученица занимается хореографией, посещает танцевальный кружок. Очень усердная в учебе, посвящает ей много времени; культурная, воспитанная девочка. Любит читать, из школьной программы больше всего по душе сказка Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

Успеваемость: преобладающие оценки – 4 и 5. Любимые предметы в школе: математика, английский язык, ИЗО, музыка. Очень ответственно относится к учебе, выполняет все задания, будет стремиться учиться дальше на отлично.

Трудовая и общественная активность: Девочка помогает в уборке класса. Ко всем обязанностям относится добросовестно, с большим интересом и ответственностью.

Основные черты характера и морально-волевые качества: самостоятельная, упорная, организованная. Про себя говорит, что не всегда честна, любит схитрить. Ей нравится проводить время с друзьями, шутить и смеяться.

Профессиональная направленность: Школьница определяется между двумя профессиями - астроном или модель.  

 

Ученик №2

Общие сведения: 11 лет. Семья неполная – живет с мамой. Дом находится недалеко от школы, поэтому ходит пешком. Состояние здоровья хорошее.

Общее развитие школьника: Любит играть в компьютерные игры, в основном военного характера; читает фантастику. Мальчик ходит на дзюдо, участвует в соревнованиях и уже завоевал 2 серебряные медали.

Успеваемость: преобладающие оценки 4 и 5. Любимые предметы: информатика, математика, физкультура. Усердно учится, старается выполнять все задания.

Трудовая и общественная активность:  Ученик говорит, что его обязанность в классе -  следить за порядком.

Основные черты характера и морально-волевые качества: Мальчика можно назвать скромным  , чувство долга имеет для него большее значение. Честный, совестливый и самостоятельный. Так как он воспитывается в неполной семье, очень часто помогает маме по хозяйству дома.

Профессиональная направленность: с будущей профессией еще не определился.

 

 

Пообщавшись с учениками, я сделала вывод, что в данном возрасте ребёнок испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. Даже психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя. Но я заметила, что они очень стараются перебороть это чувство, усердно учатся, ответственно ко всему относятся, стараются утвердиться среди сверстников.

Информация о работе Отчет по практике в МОУ СОШ № 33