Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;
Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Из социально - педагогической характеристики, изучение опыта организации семейного воспитания видно, что современной сельской семье, наряду с положительными особенностями, свойственны и недостатки, противоречия и даже недостатки, противоречия и даже негативные явления:
- принижение
роли семьи, самоустранение
- недостаточное
использование воспитательного
потенциала природы. Природная
среда - источник существования,
знаний о мире и жизни,
- Разобщенность
учреждений и организаций,
Отмеченные негативные явления, происходящие в семье, заставляют общество искать пути и средства повышения роли семейного воспитания.
В качестве
одного из эффективных средств решения
этой проблемы мы рассматриваем развертывание
социально-педагогической работы, сутью
которой является повышение уровня
воспитательного потенциала семьи,
улучшение взаимоотношений
Разработана
модель сельской школы - центра воспитания,
которая
рассматривается как центр здоровья, развитии,
культуры и духовности,
схема комплексной программы развития
наслега.
Ниже привожу деятельность Центра воспитания в Дубовском поселении.
Школа в сельском
социуме функционирует как
Сельская школа в данной ситуации остается центром регулирующим, направляющим сфере и способы социально- воспитательной работы т.к. в ней сосредоточены специалисты в данной области.
А вся система работы должна координировать с администрацией школы, что позволило бы своевременно принимать решения и меры по всем вопросам организации и осуществление воспитательной деятельности. Такая открытость школы создает рациональные условия для формирования учащихся, поскольку вся их внешкольная жизнь связывается с трудом и бытом, и они становятся субъектами реальной жизнедеятельности людей.
Цель: Деятельностное, эмоциональное и целевое единство школы, общества, учреждений, организаций, сплочение их в коллектив единомышленником, организация учебной и внеучебной деятельности в целостном процессе.
Задачи: создать оптимальные условия для творческого развития детей, учащихся, повышая интеллектуальный уровень; организовать стимулирования активного взаимодействия школы, семьи и общественных организаций в воспитании детей. Разработать критерии мониторингового исследования воспитанности и обученности учащихся; изучать индивидуально - психическую особенность школьников. Заключить договора между школой и родителями, школой и социума, школой и предприятиями.
В результате происходящих перемен в обществе возрастает отторжение семьи от школы, нарушается чувство единения средней школы и сельской семьи. Сельская школа и общество не отделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. Являясь органической частью целого, средняя школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, ему присущие. Отсюда вполне справедлива утверждения: здоровое общество - здоровая школа, большое общество - большая школа. Взаимосвязь и взаимозависимость средней школы проявляется тем, что школа на селе признана осуществлять образе, адекватное потребностям сельского социума, а значит потребностям сельской семьи и личности.
Поэтому школа является динамичной общеобразовательной структурой сельской социальной среды, вынужденной изменяться в соответствии с изменениями социальных и экономических основ общественной жизни.
Вывод:
Во-первых, эффективность
взаимодействия семьи и социума
и решающей мере зависит от школы,
ее сотрудничества с другими социальными
службами, ориентированными на определении
государственной или
Во-вторых, современное село переживает на данном этапе социально-экономический кризис, обуславливающий падение нравственных устоев, это в свою очередь, становится причиной возникновения различных явлений в обществе, особенно в молодежной среде как наиболее уязвимой ее части. Исходя из этого, наше внимание было сосредоточено на рассмотрении проблемы совершенствования социально-педагогической работы в сельском социуме с учетом специфики социальных, природно-климатических, национальных и других особенностей.
В-третьих, изучив
современную сложную ситуацию, создавшуюся
на селе на данном этапе, его социально-педагогические
проблемы, мы пришли к выводу, что
в настоящее время необходимо
приложить все усилия по педагогизации
социокультурной среды
- «открытость» школы к окружающей среде как воспитательного
центра в социуме;
- воспитание школьников через коллективную творческую
деятельность в содружестве со взрослыми.
Данная модель деятельности педагога в условиях Дубовского сельского поселения на поиски эффективных путей перестройки существующей системы воспитательной работы в школе, на совершенствование интеграции воспитательных сил для создания целостной воспитывающей среды, на рационализацию социально-педагогической деятельности. Таким образом, в целях совершенствования организации процесса взаимодействия семьи и социума в воспитании школьников необходимо:
- создание педагогизированной среды на селе;
- разработка
оптимальной модели
- создание
социально-педагогического
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально-
Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал.
В своей работе
педагогический коллектив учитывает
особенности социальной среды и
выступает как культурно-
В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о составе семьи и характере семейных взаимоотношений. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам: режим работы школы, внеурочная деятельность, питание в школьной столовой. Родительский комитет состоит из молодых родителей, некоторые из них – бывшие выпускники, не безразличные к школьным проблемам. Совместно с педагогическим коллективом планируются собрания в форме деловой игры, тренингов, консультаций. На тематических родительских собраниях всегда присутствуют и представители общественности.
В своей воспитательной работе школа опирается на знание сельских интересов, авторитет местных жителей. На селе еще сохраняются традиции уважения к старшим, физическому труду, взаимопомощь, и школа выступает хранителем национальных обычаев и культурных традиций.
На территории
Дубовского поселения расположены
детский сад, фельдшерско-акушерский
пункт, модельная библиотека. Со всеми
учреждениями у школы заключены
договора социального партнерства
о взаимодействии и сотрудничестве.
Сельские праздники, митинги, собрания,
субботники, встречи и соревнования
проходят при самом активном участии
школы. Например, обучающиеся и учителя
каждый год занимаются озеленением
села, трудовая бригада школьников
активно участвует в
Программа развития школы ставила задачу превращения школы в центр образования молодежи, в данный момент сложились предпосылки для превращения школы в социокультурный центр.
Однако существует
противоречие. В связи с введением
жестких образовательных
Социальный педагог в общеобразовательной школе обеспечивает взаимодействие учебного заведения, семьи и различных социальных институтов в воспитании детей, помогает ребенку адаптироваться в современных общественных отношениях. В школе основными функциями работы социального педагога являются:
1. Диагностическая
и прогнозтическая функция.
2. Координационно-
3. Профилактическая
функция. В своей работе
4. Защитная
функция. Разрабатывает и
5. Реабилитационная
и коррекционная функция.
Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.
Перед классным
руководителем стоит задача интегрировать
усилия всех педагогов, направленные на
реализацию этих функций. Для достижения
данной цели необходимо решение ряда
частных задач, связанных с формированием
отношений учащихся со своими сверстниками
в классе, то есть с реализацией
социально-психологических
Главное назначение
организаторской функции - поддержка
положительной детской
Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме