Особенности социального воспитания в сельском социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;

Оглавление

Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

5курс КУРСОВАЯ .docx

— 115.95 Кб (Скачать)

- только  правильно сформулированные особенности,  объективно определенная специфика  воспитательного процесса на  селе смогут способствовать преодолению  трудностей и разрешению проблемы, встречающиеся сельской школой  в деле воспитания подрастающего  поколения в современном сельском  социуме;

- и, наконец,  только совместно с другими  воспитательными институтами села  можно добиться положительных  результатов в воспитательном  процессе.

 

1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума

 

Ратуя за отведение  в сельской школе центральной  роли в воспитательной работе в условиях сельского социума, мы невольно касаемся таких категорий как социализация, сельская среда, а также формы, приемы, принципы воспитания, которые, в свою очередь, подчиняются целям задачам  воспитательной работы.

Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что  оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его  социализация – главнейшее назначение воспитания. Социализация – это  процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норма, ценностей и форм поведения. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидуумом общественного опыта, всей человеческой культуры. [Выготский Л.С. Психология подростка: Проблемы возраста. Собр. Соч. в 6 т. – Т.4. – М., 1984.]. Синонимом слова “социализация” может быть “очеловечивание”. Социализация тождественная “окультированию” – присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Цель нашей работы рассмотреть сельскую микросреду, ибо в ней заложены определяющие методологические подходы к воспитанию, развитию и социальной защите личности сельского школьника.

Сельская  среда – это сложнейший комплекс, сочетающий различные факторы: социальные, национальные, имущественные, возрастные. Сельские жители и сегодня являются носителями исторической памяти, социального, трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия. В условиях села все еще играют существенную роль народные традиции – “воспитание всем миром”, взаимопомощь, забота общества о формировании у детей уважения к старшим, любви к родным местам, чувства дома, семейного очага, включения детей в различные виды трудовой деятельности, народного творчества, ритуальные праздники, связанные с важными событиями в жизни сельского жителя.

Сельская  среда, на фоне которой и во взаимодействие с которой живет и развивается  сельский школьник, имеет свою специфику. Она выражается в особенностях сельского  образа жизни, сезонности, цикличности  сельскохозяйственного производства, условиях труда, быта, досуга, особенностях сельской культуры (о которых более  подробно мы остановимся при рассмотрении следующего вопроса), характера и  направленности производства, национальной и профессиональной структуре населения, нормах поведения и формах общения  сельских жителей, их культурном и образовательном  уровне, возможностях культурных и  образовательных учреждений села.

Принципы  воспитания (принципы организации воспитательного  процесса) – это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам  организации воспитательного процесса. Требованиями, предьявляемыми к этим принципам являются: обязательность, комплексность, равнозначность. Вместе с тем принципы воспитания – это  не готовые рецепты, а тем более  не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически  достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитания. Хотя требования принципов одинаковы  для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная  отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная  направленность воспитания;

- связь воспитания  с жизнью, трудом;

- опора на  положительное в воспитании;

- единство  воспитательных воздействий.

В систему  нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. [Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. – М,, 1974. – 223с.].

Общеизвестно, что первым критерием для анализа  форм воспитания может быть количественной. По количеству охватываемых процессом  воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5-7 до 25-40, а  при массовых формах верхний предел числа не ограничен. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности  различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания.  Их неоспоримое  преимущество – возможность очень  быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при  изменении условий. Однако высокая  экономическая стоимость индивидуального  и микрогруппого воспитания –  серьезное препятствие на пути его  широкого распространения. В условиях повсеместного внедрения стандартов и нормативов есть реальное опасение снижения результатов воспитательного  процесса. Но при правильном объединении  усилий всех воспитательных институтов сельского социума этот негатив  можно избежать. Это еще раз  убеждает о повышении роли сельской школы в воспитательной работе в  сельском социуме.

Применительно к школьной практике методами, т.е. путями (способами) воспитания считаются способы  воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью  выработки у них заданных качеств. Несомненно одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют  конкретным условиям воспитания, позволяют  быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания –  вершина педагогического профессионализма.

Однако создать  принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов  стоит постоянно, и каждый воспитатель  в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих  методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования  методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель  вместе со своими воспитанниками, чтобы  быстрее достичь цели. Если ими  начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического  мастерства. Такова связь методов  и приемов воспитания.

В условиях современной социальной ситуации возможность  влиять на нравственное оздоровление в социуме, миропонимания человека сохраняет школа. Сегодня трудно рассчитывать на ощутимый эффект прямого  воздействия учителя на взгляды, поведение, социальную активность взрослого  населения с помощью лекций, бесед, призывов, ибо по своей сути эти  методы в "чистом виде" устарели. Для оздоровления сельского социума  естественным путем нам представляется обращение к традиционному механизму  воздействия сельского мира на семью, на личность, использование многовековых идей социальной защиты духовности человека, во имя благополучия всей общины, инициирование  этих идей посредством целенаправленных социальных акций школы. Сельская школа, проводя эти мероприятия, должна учитывать, как те или иные условия  сельской среды, те или иные изменения, происходящие в сельском социуме, влияют на личность ребенка. [Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. - Минск, 2000].

 

1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и ее реализации

 

В центре внимания педагогической работы все более  отчетливо просматривается,  во-первых, объектом воспитательной работы выступают  общности, учреждения, организации, прежде всего семья как социальный институт, как первичная ячейка социальной жизни, а также трудовой коллектив, как устойчивое объединение работников. В-третьих, можно говорить о различных  социальных группах населения, имеющих  специфические условия жизни, способы  ее поддержания, характерные черты  социального облика, специфику проблем, которые являются основой для  разработки и осуществления программ социальной поддержки и помощи человеку, а также активное развитие системы  социального обслуживания различных  категорий населения.

Условия и  фактор сельской среды, уровень культуры и образования родителей, особенности  образа жизни сельской семьи, ценностные установки и ориентации, привычки и стереотипы во многом являются для  сельских школьников важным источником.

В целом проблема жизненного и социально-профессионального  самоопределения сельской молодежи стоит чрезвычайно остро. Переход  экономики сельского хозяйства  на рыночные отношения способствовал  формированию новой социально-экономической  ситуации на селе, в которой молодежь, будущее села, оказалось не востребованной в профессиональном плане. На селе наблюдается  рост неработающей молодежи, слабоадаптированной  к новым социально-экономическим  условиям. Функционирующие в сложнейших социально-экономических условиях сельхозпредприятия могут предложить молодым людям, не имеющим профессиональных знаний и умений, только неквалифицированные  сельскохозяйственные работы, низкую оплату труда, что не отвечает интересам  и потребностям молодых людей. Однако, из-за безработицы даже такие работы выполняют взрослые, что не оставляет  шансов молодым людям быть трудоустроенными. Еще более актуальной, чем раньше, становится проблема поиска, интеграции и координации усилий всех социальных институтов в подготовке учащихся сельской школы к жизни и выбору профессии.

Проведенное анкетирование для выпускников  школы позволило сделать следующие  выводы:

Главными  из проблем, которые волнуют выпускников  средней школы более всего, являются: получение образования, распространение  наркотиков, трудоустройство.

Хотели бы жить и работать после окончания  учебного заведения: в городе - 40%, в  родном селе - 25%, в другом селе — 2%, в  дальнем зарубежье -О, 2%, ближнем  зарубежье - 0,1%, не знают - 16%.

В качестве наиболее привлекательных профессий  три первых места заняли юрист, врач, экономист. Выпускников сельской школы  совсем не привлекают сельскохозяйственные профессии.

В числе основных факторов, оказавших влияние на выбор  профессии-родители, представители  этой профессии, учителя, друзья.

Выявилась более четкая зависимость не между миграцией и безработицей, а между миграцией и крайне ограниченными возможностями самореализации.

Ориентации  на миграцию не зависят ни от образования  родителей, ни от рода их занятий, ни от дохода и его оценки респондентами, а это может говорить только об одном: тенденция и миграцию молодежи из села носит всеобщий характер.

С миграцией  молодежи село не просто теряет перспективу. Страна теряет село со всеми вытекающими  их этого обстоятельствами.

Тенденции в  отношении к службе у сельских школьников мало отличаются от тех, которые  имеют место в городах. Однако, выше показатели позитивного  отношения  к  службе. Можно предположить, что позитивно относящиеся к службе более зрелые в гражданском отношении молодые люди.

Изучение  особенностей социального воспитания показали:

Во-первых, основной особенностью сельского образа жизни  является близкое знакомство жителей  села между собой, что позволяет  установить тесный контакт разных возрастных групп населения: хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи создают  особую атмосферу доверительности, нравственной открытости, социального  контроля всех сфер жизни каждого  человека в семье;

Во-вторых, сохраняется  активность сельских жителей в общественной жизни села, о чем свидетельствует  их участие в работе общественных организаций села. Сельская семья  сравнительно рано приобщает детей  к труду, что делает его субъектом  деятельности. Здесь реализуются  один из основополагающих принципов  народной педагогики - воспитание самой  жизнью, где сам процесс воспитания не абсолютизируется. Активное участие  сельских детей в бытовом и  производственном труде способствует формированию в них таких качеств, как упорство, трудолюбие, ответственность, самостоятельность;

В-третьих, близкое, соседское проживание прародителей с детьми усиливает воспитательный потенциал сельской семьи. Многопоколенная  связь не разрушается. Близость сельских жителей к природе создает  благоприятные возможности для  органической связи воспитания детей  с окружающей природой, с явлениями  жизни растительного и животного мира. Спецификой села является прекрасная природа, богатый запас леса, озера. Многие семьи организуют свой отдых с детьми на природе, увлекается туризмом, рыболовством, охотой и т.д. Родители вместе с детьми заготавливают на зиму ягоды, грибы, овощи, рыбу и другие продукты питания;

В-четвертых, положительно влияет на воспитание детей  в семье таких традиций, как  гостеприимство, тесная связь с родственниками, помощь друзей, общение с соседями. Такие традиции, как гостевание, посещение соседей учат детей  быть щедрыми, отрицать корысть, жадность и эгоизм. В последние годы многие семьи создают условия и изыскивают возможности для профессионального  образования детей;

В-пятых, со стороны отдельных родителей  наблюдается переложение на школу  свои функции семьи и родителей  и возложение на неё всей ответственности  за воспитанность своих детей. На фоне социально-экономических преобразований в селе отчетливо видно падение  экономического потенциала сельской семьи, резкое уменьшение семейного бюджета.

В возрастающем темпе идет алкоголизация населения, что снижает воспитывающую роль семьи в селе. Растет число лиц, привлеченных за правонарушения среди  молодежи и подростков, состоящих  на учете в инспекции по делам  несовершеннолетних. Также вызывает тревогу то, что на почве пьянства увеличивается число конфликтов в семье между детьми, семьями  и соседями.

Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме