Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;
Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
- соревнования;
- выставки;
- праздники;
- интеллектуальные игры;
- психологические тренинги.
Ожидаемые результаты:
- Создание дружного коллектива детей и родителей.
- Комфортность ребёнка в классе.
- Рост воспитанности и культуры учащихся.
- Высокий уровень учебной мотивации.
Направления воспитательной работы:
- Мир знаний.
- Моё Отечество.
- Я и мой коллектив.
- Мир прекрасного.
- Моё творчество.
- Работа с родителями.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с родителями по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице:
Взаимодействие классного руководителя с родителями.
Основные направления |
Формы работы с семьёй |
1. Психолого-педагогическое |
Родительские всеобучи. |
«Дни открытых дверей» – индивидуальные и тематические консультации. | |
Родительские собрания. | |
2. Вовлечение родителей в учебно- |
Дни творчества. |
Открытые уроки и внеклассные мероприятия. | |
Помощь в организации и | |
Анкетирование детей и родителей
по выявлению запросов и степени
удовлетворённости | |
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом. |
Участие родителей класса в работе родительского комитета школы. |
Родительские собрания.
Срок проведения |
Тема собрания |
Ответственные |
Подготовительный период | ||
апрель |
Условия приёма детей в 1 класс. |
Администрация школы, психолог, учитель. |
май |
Ознакомление родителей с |
Администрация школы, психолог, учитель, педагог ДО. |
1 класс | ||
август |
Младший школьник: особенности развития. |
Учитель, психолог. |
сентябрь |
Трудности адаптации первоклассников. |
Учитель, психолог. |
декабрь |
Родителям о внимании и внимательности. |
Учитель. |
февраль |
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? |
Учитель, психолог. |
апрель |
Итоги адаптации первоклассников. |
Учитель. |
май |
Перелистывая страницы учебного года. |
Учитель, педагог ДО. |
2 класс | ||
I четверть |
Особенности учебников, по которым учатся дети. |
Учитель. |
II четверть |
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. |
Учитель, педагог ДО. |
III четверть |
Причины и последствия детской агрессии. |
Учитель, психолог. |
IV четверть |
Поощрение и наказание детей в семье. |
Учитель, родительский актив. |
3 класс | ||
I четверть |
Семейные праздники и их значение для ребёнка. |
Учитель. |
II четверть |
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. |
Учитель, библиотекарь, психолог. |
III четверть |
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. |
Учитель, педагог ДО. |
IV четверть |
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. |
Врач, учитель. |
4 класс | ||
I четверть |
Ваш ребёнок взрослеет. Воспитание в семье. |
Учитель. |
II четверть |
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. |
Учитель. |
III четверть |
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. |
Учитель. |
IV четверть |
Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» |
Учитель, педагог ДО. |
Приложение №3
Вывод: С первого дня работы в школе я поняла, что классному руководителю нельзя стоять в стороне от всех событий, которые происходят вокруг. Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.
Что же такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:
Т – толерантность. Мне кажется, учитель,
как и каждый человек, работающий с детьми,
должен обладать таким важным качеством,
как терпимость, которое мы называем толерантностью.
Мы учим детей понимать друга, а сами мы
этим качеством обладаем? Как бывает трудно
сдерживать себя в некоторых ситуациях!
Но потом понимаешь: все люди разные, нельзя
их мерить одной меркой, нужно принимать
их такими, какие они есть.
В – вера в самого себя, в свои силы
и возможности.
О – открытость и честность.
Р – радость от успеха.
Ч – чувство юмора. Ш. Амонашвили
писал: «Чаще приглашать на уроки Момуса
– бога смеха и шуток, чтобы прогнать с
уроков Морфея – бога сна».
Е – естественность и искренность,
быть самим собой. Дети это чувствуют,
тогда и будут доверять.
С – самостоятельность и нестандартное
мышление, способность решать проблемы
самостоятельно, отстаивать свою точку
зрения.
Т – тактичность.
В – вовлечённость в деятельность,
любознательность, вдохновение, желание
работать лучше, чем вчера.
О – ответственность. И не просто
за будущее детей. Мы формируем то, какой
будет наша страна. Эту ответственность
мы должны воспитать и в детях.
Каждый раз,
когда я беру малышей в первом
классе, то начинаю с помощью ребят
формировать органы ученического самоуправления
в классе.
В органы ученического самоуправления
избираются ребята, которые способны не
только ответственно подойти к делу, стать
его инициатором, повести за собой.
Детское самоуправление.
Каждый учащийся живёт в своей семейке (группа ребят из 5-6 человек). Семейка выбирает себе командира, распределяет поручения (Золушки, Айболиты, Затейники, Знайки, Лесовички). Командир оказывает помощь учителю, выясняет причину отсутствующих, отвечает за состоянием дисциплины на уроке, выполняет поручения учителя. Золушки организуют дежурство, следят за порядком, пропагандируют проведение субботников и трудовых десантов, организуют класс, и распределяют фронт работ во время генеральной уборки, отвечают за сохранность мебели в классе. Айболиты следят за выполнением правил гигиены, ведут пропаганду спортивных достижений и здорового образа жизни. Затейники организуют работу художественно-эстетического направления, принимают участие в оформлении стенгазет, поздравительных открыток. Знайки помогают в учёбе, подготовке проектов. Лесовички своевременно поливают цветы, рыхлят. Еженедельно происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.
В конце каждой четверти подводятся итоги работы. Каждый ученик старается себя проявить в какой-то области: учебной, научной, спортивной, художественном творчестве, организаторской деятельности, добрых делах. Проводится награждение победителей в номинациях: «Умники и умницы», «Навстречу открытиям», «Чемпион класса», «Талант», «Дирижёр театра», «Доброта и милосердие». Вручаются грамоты, оформляется стенд «Ступеньки почёта» с фотографиями.
Заключение
Практика прямой социальной помощи государства населению в аграрных и агропромышленных регионах страны должна быть дополнена комплексными долгосрочными программами опосредованного характера, дающими льготы предпринимателям всех секторов экономики, общественным организациям, которые оказывают помощь "слабым" группам, несущим расходы по поддержанию жизнестойкости социальной сферы сельских регионов. Социальная политика как направленная на дальнейшее разрушение коллективных хозяйств, госхозов, сохраняющих товарное производство, так и не уделяющая должного внимания созданным фермерским хозяйствам сегодня не просто ошибочна, но и преступна. Это имеет прямое отношение к перспективам сохранения стабильности, возрождения и укрепления социальной защищенности не только сельского населения, но и в целом российского общества, каждого россиянина. Принципиально важно понять, что экономическая и социальная дееспособность сельского населения страны не может возникнуть сама собой без серьезной государственной поддержки, согласованных действий предпринимателей, неправительственных организаций, государственных учреждений управления и социальной сферы.
В условиях перехода к рыночной экономике первостепенное значение имеет социальная защищенность населения, которая представляет собой целостную систему законодательно закрепленных, экономических, юридических и социальных прав и свобод, обеспечивающих населению гарантированный обществом уровень безопасности и жизнедеятельности. Поэтому необходимо усовершенствовать систему социальной защиты применительно к современным условиям развития общества. Проблема реформирования системы социальной защиты заключается в ее обновлении, придании ей гибкости, возможности адаптации к новым, меняющимся условиям. От государства требуется проведение более гуманной социальной политики, важным направлением которой должна была стать защита работающего и неработающего населения. В сложившихся условиях необходима четко обозначенная социальная политика государства, воплощенная в социальных программах и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп сельского населения.
Список используемой литературы
1. Алексеева В.Г. Социальная среда и нравственное воспитание молодежи. М.-Знание, 1975;
2. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.:3нание, 1979;
3. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации. Человек и общество // Проблемы социализации. Ученые записки. Л.:Изд-во ЛГУ, 1971;
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Изд-во МГУ , 1980;
5. Берлянчик М.М. Сельская школа и родители: формирование склонностей детей к искусству, народной культуре // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф.Яркиной;
6. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика;
7. Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания:. М.: Педагогика, 1989;
8. Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного общества. Дисс. к.пед.н. Казань;
9. Бочарова В.Г. М.-Тула:Центр социальной педагогики РАО, 1993;
10. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс.д-рапед.н. М., 1991;
11. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дисс. к.пед.н. Екатеринбург, 1993;
12. Буева Л.П. Социология и педагогика. М., 1971;
13. Валеева Т.В. Социализация подрастающего поколения в семьях Великобритании. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, Красноярск, 1997;
14. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. 1991;
15. Зитева Т.Н Сельская семья под патронажем социального педагога.Образование в сельском социуме: проблемы и инновационный опыт М., 2001;
16. Калугина З.И. (2000), Парадоксы аграрной реформы в России:социологический анализ трансформационных процессов. Новосибирск;
17. Кузник Н.П., Шабанов В.Л. Роль личного подсобного хозяйства в формировании доходов и в потреблении сельского населения в условиях переходной экономики. Саратов, 2002;
18. Кузник Н.П., Шабанов В.Л. Указ. соч. С. 27; Борзунова Т.А. Бедность в современной модели социального воспроизводства. Великие Луки, 2002;
19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. 4.1. Пенза:Изд-во ИПК и ПРО, 1994;
20. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.:3нание, 1979;
21. Петриков А. В. Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения: Методические принципы осуществления проекта // Аграрная реформа: экономика и право. 2000. № 3;
22. Ревзин С.З. Формирование социально зрелой творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса. Дисс.к.пед.н. Минск, 1992;
23. Рогожников В.А., Орлова Г.Г., Бондаренко Л.В. и др. Здоровье и
социально-экономическое положение сельского населения. М., 2002.
Приложение №1
Классный час на тему:
«Мы веселы, счастливы, талантливы!»
Цель: подводя итог жизнедеятельности классного коллектива, показать уровень развития способностей учащихся; попытаться понять, что такое одаренность и дать толчок к дальнейшему развитию творческого потенциала в классе.
Форма: час творчества (беседа, концертные номера)
Оформление: выставка рисунков, выставка поделок, творческих работ; на доске нарисован контур школьного портфеля.
Оборудование: магнитофон, декорации для концертных номеров, музыкальные инструменты, стенды и столы для выставок.
Подготовка: мини-сочинения на тему «Одаренность», выбор концертных номеров.
Содержание классного часа:
1.Вступительное слово классного руководителя.
Тема нашего классного часа: «Мы веселы, счастливы, талантливы!». И это неслучайно.
Мы талантливы. Это действительно так. Но как мы понимаем это качество, что вкладываем в понятия талантливый, одаренный? Во время подготовки к этому классному часу вы по моей просьбе написали мини-сочинение на тему: «Одаренность», где вы рассуждали над тем, что такое одаренность и одаренный человек.
Я с большим интересом прочитала эти работы и попытаюсь их сейчас проанализировать. Замечательно, что несколько раз в работах повторяется мысль о том, «что в нашем классе много одаренных детей». Послушайте некоторые мнения.
Дима Никитин: «Одаренный от слова дар. Одаренный человек – это человек, у которого есть этот дар. И непросто дар, который дарит человек человеку, а что-то большее. То большее, что нельзя приобрести за деньги и даже по собственному желанию».
Максим Иванов: «Одаренность – это особый талант в чем-либо, данный человеку от рождения. Талант может проявиться уже даже в детстве. Ребенок может проявить способности при каких-либо занятиях: рисование, музыка, спорт и т.д. Также талант может передаваться от родителей к детям или от бабушки, дедушки к внукам. Но для полного проявления одаренности талант нужно развивать и поддерживать. А для этого нужно много заниматься. Нельзя бросать свое занятие, потому что этот талант может пригодиться в дальнейшей жизни».
Сережа Будков: «Слово одаренность иначе можно назвать талант. У одного человека талант может быть к рисованию, а у другого к пению. Талант иногда надо искать и обязательно развивать».
Сережа Померанцев: «Одаренность – это Божий дар. Я считаю, что Бог преподносит одаренность тому человеку, у которого чиста душа. Я думаю, что у каждого человека есть свой дар, но не все люди им пользуются».
Света Антонова: «Талант – это дарование, выдающиеся природные способности. В каждом человеке заложены разные способности. Нужно их суметь открыть и развить. Яркий талант проявляется сразу. Его может определить даже посторонний человек. А скрытый талант определить и помочь развить ребенку могут только близкие люди. Поэтому необходимо с раннего возраста заниматься в разных направлениях. Где интереснее и лучше будет получаться, то надо и развивать».
Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме