Особенности социального воспитания в сельском социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;

Оглавление

Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

5курс КУРСОВАЯ .docx

— 115.95 Кб (Скачать)

И мы развиваем. В школе в первую очередь, готовясь к урокам, когда мы делаем домашнее задание, мы уже проявляем свои таланты.

Стихотворение читает Торопова Яна:

Настала матушка-зима,

И сыплет снег весь день она.

Укрыла белым  одеялом

Деревья, улицы, дома.

Очень рада детвора,

Не уходит со двора.

Кто-то тащит  санки, лыжи,

Все снуют  туда-сюда.

 

Город наш  преобразился:

И наряден, и  пригож.

И на сказочное  царство

Древний Кличен стал похож.

 

Стихотворение читает Антонова Светлана:

Настало утро – зимний день!

С утра на улице  мороз.

Он щиплет щёки, уши, нос.

Ты одевайся потеплей,

Вставай на лыжи поскорей!

Тебя ждут Кличен и лыжня,

Подъёмы, спуски, горки,

Как здорово  ходить с утра,

Отличная  погодка!

Ты посмотри по сторонам,

Лес белый  и мохнатый.

Вьюга за ночь постаралась,

Убрала в  наряды!

Снег искрится, серебрится

И на всё  подряд ложится.

Все дома, заборы, горки,

Все деревья  в серебре.

Воздух чист, прозрачен, свеж,

Полон счастья  и надежд.

Настанет  скоро Новый Год,

И Дед Мороз  к нам в дом придёт!

 

Стихотворение читает Кудрявцева Мария:

Зима - красавица!

Ну до чего мила!

Декабрь морозы сильные принёс,

Январь тихонечко  щипает нос.

В ходу и  санки, и коньки,

Вслед ребятне  летят снежки.

Февраль завьюжил под окном,

Занёс он все  пути.

Весна стучится к нам в окно-

Февраль ей не даёт пройти.

Слово классного  руководителя.

Очень приятно, что Яна Торопова, Карина Тишко, Настя  Бурушкина не ограничились выполнением  этого задания, девочки продолжают сочинять стихи, но уже на другие темы.

На уроках ИЗО вы развиваете свои таланты к  рисованию. Многие ребята занимаются живописью. Я хочу попросить наших художников рассказать о том, почему и что они любят рисовать.

О своих работах  рассказывают Максим Иванов, Света  Антонова, Аня Иванова, Аня Яковлева, Маша Кудрявцева, Полина Паращенко, Ира  Корсакова.

Слово классного  руководителя.

Сегодня мы украсили наш кабинет не только рисунками, но и поделками, которые вы научились  делать на уроках труда.

Демонстрация  поделок.

Слово классного  руководителя.

Не будем  забывать о том, что таланты проявляются  и в спорте, и на уроках ФЗК, и  на школьных соревнованиях, и в спортивных секциях. Что мы можем сказать  о спортивных талантах.

Выступления Сережи Померанцева, Димы Никитина, Насти  Бурушкиной.

Слово классного  руководителя.

Есть и  еще одна способность, проявить которую  можно в школе – склонность к языкам. Учащиеся нашего класса изучают  английский язык. Некоторые ребята делают это так успешно, что уже  могут разговаривать на английском языке и даже петь.

«Yesterday». Поет Света Антонова.

Слово классного  руководителя.

Свои таланты, дарования вы развиваете. Готовясь к этому классному часу, мы определились с выбором показательных выступлений и сейчас покажем маленький концерт.

Концерт.

- Музыка. А.Березин.

- Театр. Я.Торопова.

- Пение. С.Антонова, Т.Ковалева, С.Будков, М.Кудрявцева, А.Старорусская.

- Танец. Я.Торопова, П.Гусарова.

Слово классного  руководителя.

Спасибо, ребята, что вы показали нам сейчас свои творческие способности, свои таланты. Да, мы веселы, счастливы, талантливы. Человек  может иметь в себе разные таланты  – к рисованию, пению, танцам, но давайте не будем забывать и о  других талантах – тех сокровищах, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, умение любить и понимать окружающих нас  людей. Я знаю, что к талантам, которые вы сегодня показали, можно  добавить честность, умение прощать  и целеустремленность.

На доске, вы видите, нарисован портфель. Итак, давайте заполним его теми дарами, которые нам нужно взять с  собой.

Дети записывают в портфель разные качества.

15.Слово  классного руководителя.

С этим багажом  мы отправимся дальше. В качестве напутствия я хочу прочитать вам стихотворение  Мэллона.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь

Самым лучшим деревцем у родника,

Будь кустиком, если ты не можешь быть деревом.

 

Если ты не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай дорогу счастливее,

Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем – 

Но будь самым  красивым окунем в озере.

 

Мы не можем  все быть капитанами,

Кто-то должен быть и матросом,

Для всех нас  найдется здесь работа

Работа может  быть большой и малой,

Мы должны делать то, что неотложно.

 

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой,

Выигрываем  мы или проигрываем – неважно,

Проявляй  лучшее, что в тебе есть.

 

Сегодня на нашем классном часе присутствуют гости. Мы хотим на память об этой встрече  вручить вам наши дары, сделанные  своими руками.

16.Вручение.

17.Слово  классного руководителя.

Талантливым может быть один человек, а может  и целый класс. Давайте в конце  нашего классного часа все вместе исполним песню «Крылатые качели».

18.Песня  «Крылатые качели».

 

Приложение №2

Классный час на тему: «Мир увлечений»

Цель: благодаря увлечениям, лучше узнать друг друга, а тем, кто не увлечен, найти себя; расширить кругозор детей; понятие ценности увлечений.

Подготовка  к классному часу:

Дети разбиваются  на группы по увлечениям, каждая группа готовит презентацию своих увлечений.

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Оформление: выставка с работами учащихся.

ХОД УРОКА:

На экране афоризмы:

Единственное  счастье в жизни – это интерес  к чему-либо и постоянное стремление вперед.

Никто не является таким неинтересным, как человек  без интересов.

Счастливый  человек – увлеченный человек.

Работа с  толковыми словарями:

Что объединяет эти афоризмы?

Давайте обратимся  к толковым словарям и найдем лексическое  значение этих слов:

Интерес

Увлечение

Увлеченный

Сообщение об увлечении великих людей.

Многие великие  люди, известные и малоизвестные  люди прославились именно своими увлечениями.

Можете ли вы привести такие примеры из жизни? (к примеру, Блок, Моцарт, Лермонтов)

Озвучивание исследования.

Мы с вами провели исследование и узнали, что  почти все дети нашего класса увлекаются чем-либо (шьют, вяжут, играют на музыкальных  инструментах, поют, танцуют, рисуют, пишут  стихи, увлекаются спортом, даже разрабатывают  свои программы на компьютере). Но не все знают об увлечениях друг друга.

По результатам  исследования вы объединились в группы по увлечениям:

Компьютерные  гении

Интеллектуальный  спорт

Физкультура и спорт

Рукоделие и  декоративно-прикладное искусство

Творческая  группа

Презентация увлечения

Презентуйте свое увлечение. Чем оно интересно  для вас? И какой интерес может  представлять для других ребят?

Как вы уже  заметили, среди вас есть и такие, которые имеют много увлечений: вяжут и пишут стихи, играют в  шахматы,  шашки и рисуют.

Обсуждение вредных привычек.

А как вы считаете, есть в мире вредные увлечения? И как вы относитесь к людям, которые  стали жертвами таких увлечений?

Примерные ответы детей:

Некоторые увлекаются курением, алкоголизмом, наркотиками

Жертвы этих увлечений вызывают жалость, сочувствие, потому что губят свою жизнь.

Подведение итогов (рефлексия).

Написать синквейн – увлечение.

Заключительное слово учителя.

Как мы видим  если увлечение не мешает другим людям  и не вредит самому человеку, то оно  достойно уважения. Я надеюсь что  вам, после сегодняшнего классного  часа будет еще интересней общаться. А тем кто еще не нашел себя, я надеюсь, захотелось заняться чем-нибудь интересным. Ведь стоит только поглубже заглянуть в себя, сочинить первую строку, набросить первую петельку.

Примерные вопросы  группам:

«Компьютерные гении»

Не мешает ли ваше увлечение учебному процессу, ведь за компьютером вы проводите  достаточно много времени? И не мешает ли это вашему здоровью?

«Интеллектуальные спортсмены»

Как вы вырабатываете  критерии успеха?

«Физкультура  и спорт»

Увеличивается в школах количество часов физкультуры, с какой целью?

«Рукоделие  и декоративно-прикладное искусство»

Может ли ваше увлечение помочь задуматься над  смыслом жизни?

«Творческая группа»

Ваше увлечение  может ли каким-то образом помочь в трудные минуты жизни и как? А может быть уже помогло?

 

Приложение №3

Опросник родительского отношения.

Инструкция. «Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов».

Вопросы. 
1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок. 
3. Я уважаю своего ребенка. 
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 
6. Я испытываю к ребенку расположение. 
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни. 
8. Мой ребенок часто неприятен мне. 
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку. 
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни. 
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый. 
16. Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне. 
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка. 
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всём старании. 
19. Ребенка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 
21. Я принимаю участие в своём ребенке. 
22. К моему ребенку липнет всё дурное. 
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни. 
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 
25. Я жалею своего ребенка. 
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время. 
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться. 
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 
37. Я всегда считаюсь с ребенком. 
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень. 
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное – приложится. 
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок ни на что хорошее. 
43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 
45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 
46. Мой ребенок часто раздражает меня. 
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрёпка. 
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 
49. Я не доверяю своему ребенку. 
50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 
52. В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств. 
53. Я разделяю интересы своего ребенка. 
54. Мой ребенок не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов.

Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют 5 типов  отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

Положительные ответы. 
1. Принятие – отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. 
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Подсчитайте количество положительных ответов  по каждому показателю и обратитесь к следующим описаниям.

1. Принятие  – отвержение.

Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам  таким, какой он есть. Вы уважаете, индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.

Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок  не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете  к ребенку злость, досаду, раздражение  обиду. Не доверяете ему, и не уважаете его.

2. Кооперация.

Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому  показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами  ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности  ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и  самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете  ребенку, стараетесь встать на его точку  зрения в спорных вопросах.

Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной  выраженности такого типа отношения.

3. Симбиоз.

При высоких  значениях (4 балла и выше) по этому  показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что  вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все  его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно  ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется  вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете проявлять ему самостоятельность.

Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной  дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в  любом взаимодействии между людьми.

4. Авторитарная  гиперсоциализация.

При высоких  значениях (4 балла и выше) по этому  показателю в вашем отношении  к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют  от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии  разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными  достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его  привычки, мысли, чувства.

Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме