Особенности социального воспитания в сельском социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;

Оглавление

Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

5курс КУРСОВАЯ .docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Из года в  год растет, растет и профессиональный уровень социального работника на селе. Ежегодно со всеми социальными работниками проводится учеба, которая включает в себя основы психологии, этики, доврачебной медицинской помощи, знание по пенсионному законодательству, социальному обеспечению, санитарным нормам. Перечень услуг на дому насчитывает более 94 наименований, из них 64 дополнительные услуги, учитывающие специфику села. К ним относятся - посадка овощей, прополка, рыхление полив, уход за  домашним скотом и птицей, топка бани и т.д. Большой объем услуг на уход за  ослабленными больными, т.к. 74% от общего количества обслуживаемых составляют инвалиды и пенсионеры старше 75 лет. Все заботы о них лежит на рядовом социальном работнике. Большая востребованность социального работника на селе определяется демографической ситуацией (в селах проживает от 25% до 50% людей пенсионного возраста) так и условиями проживания (отсутствие удобств, отдаленность от торговых центров и поликлиник). И хотя надомное обслуживание остается по-прежнему основным направлением Центра, деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями их социальную адаптацию, повышение качества жизни через доступность социальных услуг.

Чтобы повысить эффективность социальной помощи малообеспеченным категориям сельского населения необходимо, во-первых, иметь представление о данных слоях общества, о том, что они обладают разным уровнем материальной обеспеченности, состоянием здоровья, неодинаковыми жилищными условиями, семейным положением и другими социально-демографическими характеристиками.

Во-вторых, необходимо выявить основные проблемы, потребности разных групп сельского населения. В-третьих, определить наиболее подходящие пути и формы оказания социальной помощи нуждающимся людям. Необходима разработка такой системы социальной защиты сельского населения, которая сочетала бы государственные меры с муниципальными программами. Необходимое понимание процессов социально-экономических преобразований в АПК и сельской местности возможно только с учетом изменений характера местного самоуправления, социальной роли и экономической значимости сельских домохозяйств и коллективных хозяйств, а также появлением новых хозяйственных субъектов.

Таким образом, для реализации комплексной системы  социальной защиты населения в условиях резкого обострения социальных противоречий необходимо осуществление широкого спектра экономических, политических, правовых и иных мер, обеспечивающих прогрессивное развитие общества. Система социальной защиты населения предполагает интеграцию и дифференциацию политических, экономических и социальных институтов в обществе, с ориентацией на решение текущих и перспективных вопросов социальной безопасности и защиты населения в экстремальных и кризисных ситуациях.

Помимо мер  сугубо ситуативного реагирования в  виде временной материальной помощи остро нуждающимся группам сельского  населения, целесообразен поиск  долговременных, организационных форм стабилизации уровня жизни людей.

Представляется  целесообразным не только осуществлять социальную защиту сельского населения  в трудных условиях перехода к  рыночной экономике, но и вообще обеспечить нормальные условия жизнедеятельности, удовлетворять материальные и духовные потребности человека, создавать  условия для  воспитания, физического, психического и духовного развития.

 [http://100pudov.com.ua/subject/72/33153?page=2]

 

1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе

 

Воспитательный  процесс современной сельской школы, имея свои особенности, специфику, трудности  и проблемы, цели и задачи, был, есть и будет органической составной  частью процесса социального воспитания и, естественно, не может рассматриваться  в отрыве от него. А закономерности деятельности школы как основного  института социализации и воспитания подрастающего поколения, эффективность  воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени  не могут быть точно оценены, поняты, проанализированы вне контекста  тех социально-экономических и  общественно-политических изменений, которые происходят в обществе. Задачи выявления специфики, определения  тенденций и перспектив развития воспитательной работы в сельской школе, их решения находятся в тесной взаимосвязи с теми процессами, которые  имеют место в обществе вообще и в сельской среде.

Многие исследования, посвященные данным проблемам, в  частности исследования Института  педагогики социальной работы М.П. Гурьяновой, свидетельствуют, что сельская школа  – это не только сугубо образовательное  учреждение. Это прежде всего –  институт социализации и воспитания. Сельская школа – это носитель традиций сельских жителей, того, что  называется ценностями крестьянского  мира; это единственный социальный институт, способный решать проблемы трудового воспитания; это единственный, судя по современной массовой практике, очаг культуры на селе; это, в отсутствие других воспитательных институтов, единственный компенсатор недостаточного семейного  воспитания. Наконец, сельская школа  – это фактор педагогизации среды, однако при условии, что школьная воспитательная среда превосходит  по своему уровню (нравственно –  этическому, эстетическому содержанию) окружающую социальную среду [М.М. Плоткин. Социальное воспитание школьников. М., 2003, 200 с.].

Общеизвестно, что для школы приоритетной всегда является ее образовательная функция, обеспечивающая развитие интеллектуальных сил и способностей учащихся. Но на современном этапе выдвигаются  и другие функции, связанные с  культурным, исследованием, профессиональной ориентацией, охраной детства. Среди  педагогических функций школы особое место занимает преобразующая. Она  особо проявляется в сельской местности изучаемого региона, где  традиционно со школой, с ее разнообразной  деятельностью тесно связана  вся жизнь населения. Влияние  школы на функционирование и развитие всех сторон жизни селян огромно  и многозначительно. Каждая школа  находит свои способы и пути педагогизации  жизнедеятельности людей. Это зависит  от конкретных условий быта и труда  населения, от жизненных проблем, стоящих  перед жителями данного наслега, а также от возможностей и способностей работников школы.

Пожалуй, нет  необходимости лишний раз доказывать насколько существенную роль играет школа в сельской местности в  осуществлении различных социальных проблем.

Поэтому, констатируя, что сельская школа – важнейший  и решающий компонент социализации и воспитания мы обязаны отметить и то, что среда ее существования, развития, совершенствования это  есть многообразные коммуникативные  связи, взаимозависимость и взаимодействие с другими социальными институтами. В этом отношении среда средней  школы – это социальные явления  и образования окружающей ее жизни, с которыми она так или иначе  взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь при этом сама. Одновременно изменяются условия осуществления  школой ее социально-воспитательной функции; среда становится полноправным участником воспитательного процесса.

Имея такие  рассуждения, мы обращаемся к наиболее емкому, и на наш взгляд, полному  определению понятия сельской школы. Сельская школа – совокупность различных  типов и видов общеобразовательных  учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному  окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных  потребностей сельских детей и выполняющих  специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную  и социально-педагогические функци.

Правы те педагоги, которые рассматривают сельскую школу как центр социокультурного развития села, возлагают на нее  селообразующую и селосохраняющую функцию. [В.М. Егоров, Н.Д. Неустроев. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.; 2003. 224 с.].

Чтобы правильно  вести всю воспитательную работу в сельской школе, важно точно  знать что такое село, сельская жизнь, правильно представлять себе эту среду с точки зрения микросоциума.

Между тем, на сегодняшний день в сельском социуме  имеет место ряд стереотипов, противоречий, укоренившихся в общественном сознании, которые тормозят развитие процесса социального воспитания в  сельской среде, делают его мало эффективным. Это противоречия:

- между потребностями  изменившейся социально- экономической  ситуации в обществе, ориентированном  на воспитание у учащихся социально  значимых личностных качеств  – активности, инициативности, ответственности,  трудолюбия, соответствующих динамизму  современного общества и необходимых  для адаптации и успешного  функционирования в нем, и целями, задачами, содержанием воспитания  и образования, принципами организации  деятельности современной сельской  школы;

- между новой  социально- политической обстановкой  в стране с рыночной экономикой  и сохраняющимися рецидивами  прежней системы народного образования;

- между тенденциями  гуманизации и демократизации  воспитательной системы в целом  и рецидивами авторитарной педагогики;

- между потребностью  гуманизации отношений педагогов  и детей и неготовностью к  этому как учителей так и  детей;

- между многовековым  потенциалом народного опыта  воспитания и отсутствием научно  обоснованных методов его использования.

Без учета  этих и других противоречий воспитательный процесс вообще немыслим.

А теперь рассмотрим основные особенности или же отличительные  характеристики процесса социального  воспитания в сельской школе. Они  таковы:

- социальное  воспитание в сельской среде  – это, прежде всего, социально  педагогическое явление многофакторного  и многоуровневого порядка. Оно  имеет своим объектом личность  школьника в среде  (в отличие  от традиционного воспитательного  процесса в городской школе,  для которого личность школьника  есть объект в рамках школы,  класса) и, следовательно, учитывать  все факторы среды как средства  воздействия на личность. Воспитательный  процесс в сельской школе –  это социальное воспитание, осуществляемое  не только в школе, но и  за ее рамками; не только  школой, но и другими организациями  и объединениями, а также социальными  институтами, для которых воспитание  не является основной функцией;

- важнейшую  преобразующую, корректирующую функцию  воспитательного процесса в сельской  школе выполняет социальная среда,  характер человеческого и предметного  окружения школы, влияющие как  положительно, так и отрицательно  на формируемую личность и  ее отношение с окружающим  материальным и  духовным миром.[ Воспитание учащихся по месту жительства: Книга для учителя. Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Плоткина. – М., 1987. – 192с.];

- одна из важнейших функций социального воспитания в сельской школе – координация, управление, корректировка организованных и стихийных влияний и воздействий на личность в микросреде. [Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 1999];

- принципиально  важным среди факторов социального  воспитания являются гуманизация  и демократизация отношений учителя  и учащихся сельской школы;  важнейшим показателем при этом  является социальная среда, событие  детей и взрослых, единство школы  и семьи; главное средство –  сотрудничество, сотворчество, взаимодействие  всех социальных сил и институтов; взаимодействие – стержневое  понятие социального воспитания  в сельской школе, внутренний  источник данного процесса –  активность и заинтересованность  всех социальных институтов и  сил сельского социума в реализации  воспитания;

- социальное  воспитание в сельской школе  приобретает особое значение  и в силу того, что тесный  контакт жителей села, близость  сельчан друг к другу независимо  от возраста, повседневное, прямое  общение  с природой и в  этом имеется одна из объективных  особенностей сельского воспитания. [М.М. Плоткин. Социальное воспитание школьников. М. 2003. с.165].

Характеризуя  особенности социального воспитания сельской школы, многие исследователи  независимо от области познания будь то социолог или педагог, исходят  от различий города и деревни, городской  и сельской жизни. Это, конечно, верно. Но не у всех этот «научный» подход выглядит убедительным. Хочется уже  в ближайшем будущем возможности  компьютеризации и высоких технологий, включая сюда, в первую очередь, возможности Интернета, использовать в воспитательном, более того в социо-воспитательном процессе, а не только в учебном как сейчас.

Проблемы  организации и управления социального  воспитания будут актуальны всегда. А состояние этой работы в сельской школе вдвойне, хотя бы потому, что  сельские школы занимают 2/3 части  в общем объеме общеобразовательных  учреждений России, а в республике – 70%.

Заканчивая  рассмотрение данного вопроса, приведем обобщенную мысль, определяющую роль, задачи и значение сельской школы  в контексте нового времени.

«Стабилизировать  и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села; воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушения межпоколенных  связей; усилить на рынке труда  конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельскохозяйственных профессий может только сельский учитель. Сельские учителя остаются практически единственными представителями интеллигенции, способной дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы». [В. Егоров, Н. Неустроев. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. – М., 2003. с. 64-65].

В данном случае, хотя акцент делается на малокомплектные  и кочевые школы, нам представляется, что тезис охватывает все сельские школы и их учителей.

Итак, подытоживая  выше изложенное можно сказать:

- только  углубленное изучение научных  разработок, объективный анализ  современных исследований сможет  помочь правильно определить  цели и задачи воспитательной работы сельской школы;

Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме