Особенности социального воспитания в сельском социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;

Оглавление

Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

5курс КУРСОВАЯ .docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Тема: Особенности социального воспитания в сельском социуме

План:

Введение

Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности

1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе

1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе

1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума

1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации

Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме

2.1. Организация  социально- педагогической деятельности  в сельском социуме на примере  Дубовской СОШ

2.2.Опытно- экспериментальная  работа.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение  №1

Приложение  №2

Приложение  №3

 

Введение

Актуальность  и специфика проблем социальной защиты сельского населения в современном мире вообще и в России, в частности, обусловлена социально-территориальными, природными условиями и образом жизни, характером трудовой деятельности жителей поселений аграрных регионов планеты. При этом очевидно и специфическое влияние на социальные проблемы сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества второй половины XX начала ХХI вв., которые обусловили особое сочетание глобального, национального, регионального, а также индивидуально-личностного. Мировой общественностью обоснованно ставится вопрос о необходимости применения основ и технологий, критериев социального развития, в котором судьба аграрных регионов представляется особенно сложной.

В настоящее  время в современном обществе усугубляются процессы поляризации между бедностью и богатством. В связи с этим возникает необходимость анализа разных моделей социальной политики, которые способны уменьшить эту поляризацию. Но до сих пор не удалось сконструировать такую модель социальной политики, которую, с одной стороны, удалось бы воплотить на практике, а с другой - она отвечала бы требованиям современных социальных наук. Такая модель, несомненно, должна опираться на гибкую стратегию, отвечающую требованиям устойчивости общества, учитывать и обобщать весь имеющийся ценный опыт, специфику конкретной ситуации, особенности конкретного региона, в частности, сельских районов.

Помимо общих  моментов концептуального подхода  к решению проблем социальной защиты населения сельских районов, актуальным является и разработка конкретных механизмов, технологий и форм социальной помощи и поддержки отдельных  категорий граждан в этих районах.

Среди проблем, оказывающих влияние на жизнедеятельность  сельского населения, можно назвать, во-первых, разрушение естественных природных основ существования человека и общества. Во-вторых, информационно-коммуникативную революцию, способствующую разрушению во второй половине XX века традиционных форм жизни сельского населения, увеличения его миграционной подвижности, смены социально-нравственных установок.

Все это со всей остротой поставило на рубеже XX-XXI вв. вопросы совершенствования социальной защиты сельского населения, подготовки и переподготовки кадров социальных работников для аграрного региона России.

Экономический кризис в аграрном секторе привел к уменьшению финансирования действующих объектов и программ развития социальной сферы села. Неразвитость новых форм социального обеспечения села, необходимых социальных гарантий для реализации экономической независимости и самостоятельности характеризуют существенное снижение в сельском хозяйстве эффективного труда, трудности в содержании семьи и детей, неуверенность значительной части сельского населения в завтрашнем дне, отсутствие духовных идеалов и ценностей, ведет к снижению культурного уровня сельского населения.

Необходимо  констатировать, что изменения в  социально-экономической жизни России пока не принесли облегчения селу. На селе произошло возрастание социальных проблем, среди которых наиболее существенными являются падение  уровня жизни населения, увеличение безработицы, снижение уровня культуры и др. Все это обусловливает  острые противоречия социально-экономического и социокультурного развития среды жизнедеятельности селян.

Проблемы  сельского населения занимают одно из важнейших мест в исследованиях  экономистов, философов, социологов, политологов, однако современные исследования крайне редко посвящены изучению вопросов координации и субординации социально-культурных факторов развития среды жизнедеятельности, ценностных ориентаций и потребностей сельских жителей.

Все эти аспекты  развития современного сельского региона, а так же его проблемы и противоречия жизнедеятельности селян актуализируют исследования избранного проблемного поля.

Объектом  исследования выступают сельские жители, нуждающиеся в помощи центров  социальной защиты населения. Предметом  исследования является методики эффективной  работы с населением сельского сектора, с учетом особенностей условий агропромышленного  комплекса. Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.

Задачами  исследования является:

1. выявить  первопричины возникновения фактов  резкого увеличения

нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;

2. разобрать  и выявить первоочередные проблемы, с которыми

сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою

работу в  сельском секторе;

3. проанализировать  работу социальных центров различных регионов,

и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;

4. рассмотреть  и проанализировать работу всех  организаций,

объединений,

политических  партий и т. д., которые тем или  иным образом помогают

решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях

агропромышленного комплекса.

5. рассмотреть  каким образом законотворчество  помогает решать те

социальные  проблемы, что скапливаются на территории сельского

сектора;

Необходимость разработки новой модели управления социальной защитой сельского населения на основе рассмотрения ее как социальной системы с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также практическая востребованность такой модели на уровне субъектов Российской Федерации определяют актуальность данной курсовой работы.

 

1.1. Организационно- правовые формы социально- педагогической деятельности на селе.

 

Главной проблемой  современной России является несоответствие темпов роста социальных обязательств государства темпам экономического развития. В этой связи перед Россией стоит основной вопрос о выборе оптимальной для нее модели социальной защиты населения.

Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила в повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов. Социальная политика все более отходит от принципов патерналистского государства и предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах.

В системе  социальной защиты населения важным направлением остается развитие социального обслуживания. Основными проблемами пожилых граждан, проживающих на селе, остаются существенная ограниченность доступа к услугам медицинских учреждений, учреждений социальной защиты, предприятий бытового обслуживания, торговли, культуры, отсутствие коммунально-бытовых удобств и транспортного сообщения.

В сельской местности, где пожилые люди составляют до 30 процентов общей численности населения, потребность в социальном обслуживании выше, чем в городе. В ряде муниципальных образований различных регионов, доля лиц пенсионного возраста составляет 40-50 процентов от общего числа сельских жителей, что резко увеличивает численность пожилых сельских жителей, нуждающихся в постоянной посторонней помощи.

Одной из основных причин «пробуксовки», так называемых экономических реформ в России и других республиках бывшего Советского Союза, по мнению многих независимых аналитиков, является недооценка правительствами важности развития социальной сферы, в том числе социальной сферы села, и одного из главных его инструментов - профессиональной социальной работы.

К сожалению, до настоящего времени, в недрах общественного сознания и, что более всего печально, в сознании высокопоставленных государственных  чиновников, социальная работа отождествляется с деятельностью государственных институтов, по выплате пенсий и пособий. Создание сети детских домов и интернатов, приютов для инвалидов, престарелых и беженцев, пунктов психологической помощи, организации благотворительных обедов, прочих одноразовых акций и тому подобное. При этом, каждый из видов этой деятельности выполняется разрозненно соответствующим ведомством или министерством: социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, милицией и рядом других ведомств. При всем уважении к данному виду деятельности отождествлять ее с социальной работой просто нельзя, так как это только ее часть -социальная помощь, социальная поддержка граждан, попавших в тяжелое положение в силу объективных причин или по вине самого государства, возвращение государством долгов своим гражданам.

Профессиональная  социальная работа предполагает оптимальное  сочетание "профилактики заболевания" с "лечением" социальных недугов. При этом очевидно, что успехи в профилактике рано или поздно приведут к снижению числа нуждающихся в социальной помощи.

Закономерно, что государственная социальная политика на селе становится эффективной только тогда, когда реально учтены реально сложившиеся социально-экономические условия на рынке труда и на рабочем месте, когда перед селянами открывается более широкий выбор возможностей активного участия в экономической и социально-культурной жизни села.

Социальная  работа является мощным сдерживающим фактором социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

К основным целям управления социальной работой  можно отнести следующие:

- увеличение  степени самостоятельности клиентов, их способности

контролировать  свою жизнь и более эффективно разрешать

возникающие проблемы;

- создание  условий, в которых клиенты  могут в максимальной мере

проявить  свои возможности и получить все, что им положено по

закону;

- адаптация  и реадаптация людей в обществе;

- создание  условий, при которых человек, несмотря на физическое

увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя

чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны

окружающих.

Концептуальная  платформа управления системой социальной защиты должна опираться на следующие положения:

- профилактика  социальных болезней;

- содействие  самореализации личности;

- приоритетность  сфер - семья, дом, община;

- интегративность  и межведомственность профессии социальной

работы;

- ранняя  профессиональная ориентация социальных  работников.

Несомненно, в последние годы в российском государстве идет устойчивая тенденция по улучшению состояния социального благополучия агропромышленного комплекса.

Социальная  работа направлена на защиту жизненных интересов нуждающихся граждан. В практике социальной работы преобладает житейский опыт, ориентация на специфику складывающихся отношений между социальными работниками и клиентами. Социальная защита сегодня - это сфера ежедневного профессионального труда социальных работников, которые оказывают реальную помощь людям. Сфера их деятельности разнообразная. Она требует ежедневного кропотливого труда.

Развитие  социального неблагополучия (бедности, безнадзорности, инвалидности, насилия, сиротства и др.) ведет к ослаблению государства в целом, поэтому, сегодня органы социальной защиты начинают совершенствовать свои методы, внедряя, новые технологи в социальной работе. Ведется работа  в сторону расширения сферы влияния органов социальной защиты населения, по предотвращению и снижению социальных недугов.

Решается  поставленная задача созданием социально-консультативных  пунктов (агентств) органов социальной защиты по месту жительства, на территории муниципальных образований городов  и районов.

Основная  цель создания социально-консультативных  пунктов (в дальнейшем социальных агентств):

- совершенствование взаимодействия государственной

(муниципальной)  власти с населением, проживающим на данной

территории;

- оказание  действенной и эффективной помощи, нуждающимся

гражданам по различным вопросам;

- обеспечение  доступности социальных услуг  всем нуждающимся;

- повышение  инициативы жителей в решении  вопросов местного

значения;

- социальная  поддержка и реабилитация семей «социального риска» и

др.;

- развитие  социальной инфраструктуры территорий.

Во главу  угла ставятся работа с людьми как членами сообщества разных уровней. Задача социально-консультативных пунктов (агентств) по месту жительства — выделить систему наиболее близких или смежных, но существенных, для решения поставленных социальных проблем. Это системы отдела ЗАГС, здравоохранение (больницы, поликлиники, Дома ребенка, интернаты, детский дом и т. д.). Отдел по делам молодежи (клубы по интересам), службы для молодежи, отдел культуры (библиотеки, кинотеатры, музыкальные, художественные школы и др.). Комитеты физкультуры и спорта (спортивные секции, клубы), образования (школы, детские сады, дополнительные учреждения образования). Предприятия и организации, использующие труд трудоспособных членов семьи, Управление внутренних дел (пост милиции, общественный пункт охраны правопорядка), жилищно-коммунальные службы, социальные приюты и другие общественные институты.

Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме