Особенности социального воспитания в сельском социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования, выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.
Задачами исследования является:
1. выявить первопричины возникновения фактов резкого увеличения
нуждающихся в помощи и услугах центра социальной защиты;
2. разобрать и выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты, осуществляющие свою
работу в сельском секторе;
3. проанализировать работу социальных центров различных регионов,
и подробно рассмотреть и выявить опыт самых успешных из них;
4. рассмотреть и проанализировать работу всех организаций,
объединений,
политических партий и т. д., которые тем или иным образом помогают
решать социальные проблемы населения, скопившиеся на территориях
агропромышленного комплекса.
5. рассмотреть каким образом законотворчество помогает решать те
социальные проблемы, что скапливаются на территории сельского
сектора;

Оглавление

Введение
Глава 1. Сельский социум как субъект социально- педагогической деятельности
1.1. Организационно-правовые формы социально- педагогической деятельности на селе
1.2. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе
1.2.1. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социума
1.2.2. Модель сельской школы как воспитательного центра и её реализации
Глава 2. Содержание социально- педагогической деятельности в сельской школе и социуме
2.1. Организация социально- педагогической деятельности в сельском социуме на примере Дубовской СОШ
2.2.Опытно- экспериментальная работа.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

5курс КУРСОВАЯ .docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а  как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функций выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся  следующие функции: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация  диагностической функции предполагает выявление классным руководителем  исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и  анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности  результатов и на характеристику целостного этического процесса.

Функцию целеполагания  можно рассматривать как совместную с учащимися выработку воспитательной деятельности. Доля участия классного  руководителя в этом процессе зависит  от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Логика целеполагания  отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного  руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации  деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение  выполнения таких требований к педагогическому  процессу, как планомерность и  систематичность, управляемость и  преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного  руководителя с коллективом класса.

Основными направлениями  деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе являются:

1. Организация  учебно-воспитательного процесса  в школе, руководство им и  контроль над развитием этого  процесса;

2. Методическое  руководство педагогическим коллективом;

3. Обеспечение  режима соблюдения норм и правил  техники безопасности в учебном процессе.

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое  сопровождение субъектов образовательного процесса. Основными функциями работы психолога в школе являются:

- гностическая, которая включает изучение специфических  особенностей деятельности педагогов  и их воспитанников в данном  учреждении в той мере, в какой  они детерминируют их психику  и предъявляют к ним определенные  требования, а также изучение  ряда психофизиологических, индивидуально-психологических  и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы — подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

- конструктивно-просветительная,  которая включает работу по  профилактике и предупреждению  конфликтов, вызванных психологическими  причинами; сообщение преподавателям, и воспитателям основных сведений  по социальной психологии, формирование  приемов и навыков общения;  планирование исследований и  профилактических мероприятий; моделирование  индивидуальных программ развития.

Данная функция  может осуществляться в форме  консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различными контингентами. Эти беседы можно проводить с  администрацией учреждений на семинарах  руководителей, где они получат  основные сведения по психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;

- консультационная, включающая объяснение и психологическую  интерпретацию отдельных состояний,  настроений преподавателей и  воспитанников или особенности  их поведения в профессиональной  деятельности и семейной жизни;

- воспитательная, которая включает выбор и осуществление  мероприятий, направленных на  морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных  личностных качеств, воздействие  на социальный статус отдельных  личностей, организацию адекватных  межличностных отношений в педагогических  коллективах и группах учащихся;

- психопрофилактическая  и психотерапевтическая, включающую  диагностику, психотерапию и психопрофилактику  невротических состояний, предупреждение  трудностей в интеллектуальном  и личностном развитии, организацию  восстановительных мероприятий,  а также осуществление мероприятий  по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции,  формирование уверенности в своих  силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т. д.);

- методическая, включающую всю работу по созданию  новых и адаптации старых методов  обучения и воспитания, а также  разработку новых методов диагностики  и психопрофилактики как для  нужд данного учреждения, так  и для запросов других учреждений  района, не имеющих подобной службы.

Вывод: Укрепление, формирование функций социального педагога, классного руководителя, завуча, психолога в школе повысит эффективность работы и процессов воспитания социализации школьников.

2.2. Опытно- экспериментальная работа

Совместно с  учителем мы разработали комплексную программу воспитания учащихся начальной школы на селе.

Целью своей  работы поставили: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства, обогащение национального мира ребёнка, развитие творчества, формирование познавательной активности и самостоятельности.

С первых дней я сделала вывод, что эти ученики  – дети особенные. Особенные и  их родители. Почему? С утра до ночи трудятся они на приусадебном участке  и поэтому мало уделяют внимания развитию внутреннего мира ребёнка. Детская душа не находит творческого  выхода, потому, что главная задача, по мнению родителей, накормить, напоить, одеть и обуть ребёнка. А страдает кто? Дети. Они хотят внимания со стороны родителей, большего общения  с ними. И я решила, что увлечь надо, прежде всего, родителей. А начала я с любви к родному краю, к его удивительной природе, к  его замечательным традициям. Ведь в нашем селе есть чем гордиться. Вот где почва для развития личности, её творчества.

Обучение  в системе дополнительного образования, я считаю, имеет большое значение. Сельская школа – это не только учебное заведение, это центр  детского досуга, культурный, спортивный, воспитательный центр. И нашим детям  есть чем заняться.

12 лет назад  была организована танцевальная  группа, которая называлась просто  – «Улыбка». Теперь свои улыбки, своё тепло и доброту они  дарят людям. У них самые  разнообразные танцы, и делают  они это от души. «Улыбка» –  это как большой дом, где  никого не назовут «трудным»,  где каждый может просто быть  самим собой и где, как цветок, раскрывается любой ребёнок, раскрываются  его способности. Больше двадцати  детей занимается в «Танцевальном  кружке».

Они вместе с родителями придумывают костюмы, покупают ткань, шьют. Это настоящее  мастерство родителей и детей. Ребята продолжают посещать кружок и после  окончания начальной школы. Где  они только не выступали с концертами: в родной школе, в Доме культуры для  односельчан, в районном Дворце на различных  концертах. Ребят приглашали и в  другие сёла района. С каким желанием занимаются ребята в танцевальном кружке!

Кроме того, они обучаются в музыкальной  школе по классу фортепиано, посещают кружок вокала, рисования. Несколько  ребят занимаются в спортивной секции. Очень важно, что кружки посещают как «сильные», так и слабоуспевающие  ученики. Здесь они проявляют  смекалку, логическое мышление, музыкальные  и артистические способности. Получается, что школа стала для них  вторым домом.

Изучив положения  Конвенции о правах ребёнка, законодательство РФ о правах ребёнка и их гарантиях, Закон РФ «Об образовании», а также  нормы Устава школы и Положение  о классном руководстве,  свою работу с классом на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма, жизни и здоровья детей, гражданственности, патриотизма, свободного развития личности. Школа несёт огромную ответственность в формировании системы гражданского воспитания.

Классный  руководитель и одновременно педагог  дополнительного образования (руководитель объединения «Танцевальный кружок»), создал комплексную программу воспитания учащихся начальной школы под  названием «Дети солнца». Дополнительное образование в школе тесно  связано с внеурочной работой.

Программа носит  комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов  деятельности и форм работы, налаживания  связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – развитие творческого  потенциала. Комплексность программы  диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом, а также дополнительное образование.

Комплексная программа воспитания учащихся начальной школы на селе

Данная программа  направлена на развитие творческого  потенциала, создания условий для  успеха. Именно в начальных классах  ученик познаёт, что такое добро  и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке  верность дружбе, умение жить среди  ровесников, ценить дружбу? Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и  на уроках и после школы. Очень  важно чтобы нашим детям нравилось  учиться, жить жизнью класса и школы. И они счастливы, что школа  для них – это большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может быть самим собой. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.

Программа направлена на развитие и совершенствование  положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной  школе и рассчитана на четыре года.

Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Приоритетным  видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Формы работы носят диалоговый и проблемный характер. Я взяла на вооружение главные принципы дополнительного образования: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятий. Ребята хотят участвовать во всех делах. Свои творческие достижения, способности и умения в дополнительном образовании они демонстрируют не только в своём объединении, но и во время общешкольных дел – на выставках, праздниках, соревнованиях. Такая работа поднимает статус дополнительного образования и сближает его с учебно-воспитательным процессом школы.

Воспитательная  система построена, опираясь на следующие  виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Учитывается также актуальная проблема – взаимодействие семьи  и школы.

Программа рассчитана на 4 года. В каждом классе имеется  определённая направленность. Дети совершают  «путешествие» по городам:

1 класс –  «Город Почемучек».

2 класс –  «Город «Добрых дел».

3 класс –  «Город Мастеров».

4 класс –  «Солнечный город».

Цель  воспитательной работы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:

- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся (Приложение №2).

- Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).

- Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.

- Развивать творческую деятельность(Приложение №1).

Данные задачи, направленные на достижение поставленной цели, решаются посредством реализации воспитательной программы «Дети  солнца».

Реализуя  цели программы, мы воспитываем и  развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

- уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;

- эффективно взаимодействовать, общаться;

- справляться с волнениями и стрессом;

- делать выбор и принимать решения;

- критически мыслить;

- сопротивляться и противостоять.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать принципы построения программы:

- опора на содержание основного образования, использование его воспитательного потенциала;

- ориентация на широкое культурологическое содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- преимущественное внимание вопросам воспитания здорового образа жизни;

- формирования у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- развитие познавательной, социальной, творческой активности;

- сближение урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, социальный педагог, психолог, вожатая, президент школы, родители, руководители кружков, секций, студент – практикант.

Методы  и формы работы:

- оформление портфолио;

- конкурсы;

- экскурсии;

Информация о работе Особенности социального воспитания в сельском социуме