Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:39, реферат
Социальное воспитание различных категорий населения осуществляется на основе возрастных, организационно-групповых и индивидуальных подходов. Социальное воспитание часто ассоциируется с социализацией и самовоспитанием личности. И, тем не менее, воспитание имеет свои отличия и особенности, обусловленные возрастом воспитываемых, их социальным положением и социальным опытом. В зависимости от этих особенностей выбираются принципы воспитания. Качество социального воспитания и его эффективность во многом зависят от личности воспитателя, его профессионального умения выбрать принципы и подходы для воздействия на личность объекта воспитания. Этим определяется актуальность выбранной темы данной работы.
1. Сущность и основные принципы социального воспитания различных категорий..................................................................................................................4
2. Социальное воспитание с позиции государства (общества).........................10
3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов..................................................................................15
Содержание
Введение...................... |
1. Сущность и основные
принципы социального |
2. Социальное воспитание с позиции
государства (общества).................... |
3. Социальное воспитание с позиции
социальных институтов и самой личности
как его субъектов..................... |
Заключение.................... |
Список литературы............. |
Введение
Термин «социальный» (от лат. socialis - общественный) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. По своей сути социальное воспитание - это целенаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе. Его следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека.
Социальное воспитание различных
категорий населения
Социальное воспитание различных категорий населения основано на научно обоснованных принципах, а также на личностных особенностях и предпочтениях объектов воспитания в процессе их социализации.
Целью данной работы является определение особенностей социального воспитания различных категорий населения.
1. Сущность и основные принципы социального воспитания различных категорий
Воспитание – одна из
основных категорий педагогики. Тем
не менее, общепринятого определения
воспитания нет. Одно из объяснений тому
– его многозначность. Воспитание
можно рассматривать как
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач.
Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие – нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.[8]
Воспитание – конкретно-
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.
В целом процесс социального воспитания условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
- составляющие стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
- относительно направляемой
социализации, когда государство
предпринимает определенные
- относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
- более или менее сознательного
самоизменения человека, имеющего
просоциальный, асоциальный
К воспитанию различных категорий населения существуют различные подходы. Выбор их зависит от группы воспитуемых. Принципы же воспитания – это основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Среди таких принципов особенно выделим гуманизацию, природосообразность, культуросообразность, вариативность, диалогичность, незавершимость.
В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Реализация принципа гуманистической направленности воспитания оказывает положительное влияние на становление детей, подростков, юношей, на все аспекты их социализации. В случае последовательной реализации этого принципа: именно воспитание в определенной мере определяет то, как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и поведенческие сценарии; воспитание получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте.[3]
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек: осознавал себя гражданином Вселенной; понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ; имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части; формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности; осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).
Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях:
а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы);
б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия;
в) используя имеющиеся
и создавая новые возможности
для реализации личностного, возрастного,
дифференцированного и
Для реализации принципа вариативности социального воспитания необходимы: создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потребности личности; запросы возрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных слоев и общностей; потребности муниципальных и региональных образований; дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований; построение региональных и муниципальных систем социального воспитания; создание локальных воспитательных систем1.
Социальное воспитание как часть относительно социально контролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах -коллективах, а с другой – объективно погружает детей, подростков юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).
Идея о том, что коллектив – важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.
Современная трактовка принципа
коллективности предполагает, что социальное
воспитание, осуществляясь в коллективах
различного типа, дает растущему человеку
опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия
с окружающими, может создавать
условия для позитивно
Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.
Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни (перефразируя немецкого историка Леопольда фон Ранке, можно сказать, что каждый возраст по-своему соотносится с Богом).
Таким образом, воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.
Все принципы воспитания направлены на то, чтобы сформировать у человека определенные личностные качества и облегчить его социализацию.[8]
2. Социальное воспитание с позиции государства (общества)
Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной среды, это диктует необходимость, прежде всего, способствовать развитию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема социального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исторических этапах своего развития преднамеренно или непреднамеренно осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.
Информация о работе Социальное воспитание различных категорий