Социальное воспитание различных категорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Социальное воспитание различных категорий населения осуществляется на основе возрастных, организационно-групповых и индивидуальных подходов. Социальное воспитание часто ассоциируется с социализацией и самовоспитанием личности. И, тем не менее, воспитание имеет свои отличия и особенности, обусловленные возрастом воспитываемых, их социальным положением и социальным опытом. В зависимости от этих особенностей выбираются принципы воспитания. Качество социального воспитания и его эффективность во многом зависят от личности воспитателя, его профессионального умения выбрать принципы и подходы для воздействия на личность объекта воспитания. Этим определяется актуальность выбранной темы данной работы.

Оглавление

1. Сущность и основные принципы социального воспитания различных категорий..................................................................................................................4
2. Социальное воспитание с позиции государства (общества).........................10
3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов..................................................................................15

Файлы: 1 файл

РФ.Социальное воспитание различных категорий населения.docx

— 41.01 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Сущность и основные  принципы социального воспитания  различных категорий..................................................................................................................4

2. Социальное воспитание с позиции государства (общества).........................10

3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов..................................................................................15

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «социальный» (от лат. socialis - общественный) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. По своей сути социальное воспитание - это целенаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе. Его следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека.

Социальное воспитание различных  категорий населения осуществляется на основе возрастных, организационно-групповых  и индивидуальных подходов. Социальное воспитание часто ассоциируется  с социализацией и самовоспитанием  личности. И, тем не менее, воспитание имеет свои отличия и особенности, обусловленные возрастом воспитываемых, их социальным положением и социальным опытом. В зависимости от этих особенностей выбираются принципы воспитания. Качество социального воспитания и его  эффективность во многом зависят  от личности воспитателя, его профессионального  умения выбрать принципы и подходы  для воздействия на личность объекта  воспитания. Этим определяется актуальность выбранной темы данной работы.

Социальное воспитание различных  категорий населения основано на научно обоснованных принципах, а также  на личностных особенностях и предпочтениях  объектов воспитания в процессе их социализации.

Целью данной работы является определение особенностей социального воспитания различных категорий населения.

 

 

 

1. Сущность и  основные принципы социального  воспитания различных категорий

 

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем  не менее, общепринятого определения  воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как  воздействие, как взаимодействие и  т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько  наиболее известных попыток общих  подходов к раскрытию понятия  «воспитание». Определяя объем понятия  «воспитание», многие исследователи  выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие  на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач.

Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие – нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.[8]

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными  и социально-культурными особенностями. Результаты и позитивная эффективность  воспитания в условиях социального  обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком  культурных ценностей и социального  опыта, сколько готовностью и  подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной  творческой деятельности, позволяющей  им ставить и решать задачи, не имеющие  аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).[7]

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что  в его основе лежит социальное действие.

В целом процесс социального  воспитания условно можно представить  как совокупность четырех составляющих:

- составляющие стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

- относительно направляемой  социализации, когда государство  предпринимает определенные экономические,  законодательные, организационные  меры для решения своих задач,  которые объективно влияют на  изменение возможностей и характера  развития, на жизненный путь тех  или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных  групп (определяя обязательный  минимум образования, возраст  его начала, сроки службы в  армии и т.д.);[10]

- относительно социально  контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

- более или менее сознательного  самоизменения человека, имеющего  просоциальный, асоциальный или  антисоциальный вектор (самостроительства,  самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными  ресурсами и в соответствии  или вопреки объективным условиям  жизни.

К воспитанию различных категорий  населения существуют различные  подходы. Выбор их зависит от группы воспитуемых. Принципы же воспитания –  это основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в  теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Среди таких принципов особенно выделим гуманизацию, природосообразность, культуросообразность, вариативность, диалогичность, незавершимость.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической  направленности воспитания оказывает  положительное влияние на становление  детей, подростков, юношей, на все аспекты  их социализации. В случае последовательной реализации этого принципа: именно воспитание в определенной мере определяет то, как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и поведенческие сценарии; воспитание получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте.[3]

В соответствии с принципом  природосообразности воспитания у  человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек: осознавал себя гражданином Вселенной; понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ; имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части; формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности; осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.

В соответствии с принципом  культуросообразности воспитания перед  ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам  культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

Принцип вариативности социального  воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях:

а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы);

б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные  и локальные условия;

в) используя имеющиеся  и создавая новые возможности  для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального  подходов в воспитательных организациях.[3]

Для реализации принципа вариативности  социального воспитания необходимы: создание многообразных видов и  типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потребности личности; запросы  возрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных слоев и  общностей; потребности муниципальных  и региональных образований; дифференциация содержания, форм и методов социального  воспитания применительно к видам  и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям  муниципальных и региональных образований; построение региональных и муниципальных  систем социального воспитания; создание локальных воспитательных систем1.

Социальное воспитание как  часть относительно социально контролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах -коллективах, а с другой – объективно погружает детей, подростков юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни  может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив  – важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, и интенсивно разрабатывалась отечественной  педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах  различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать  условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом  – для приобретения опыта адаптации  и обособления в обществе.[13]

Принцип диалогичности социального  воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого  возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и  социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни (перефразируя немецкого  историка Леопольда фон Ранке, можно  сказать, что каждый возраст по-своему соотносится с Богом).

Таким образом, воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе  развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.

Все принципы воспитания направлены на то, чтобы сформировать у человека определенные личностные качества и облегчить его социализацию.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальное воспитание с позиции государства (общества)

 

Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной среды, это диктует необходимость, прежде всего, способствовать развитию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема социального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исторических этапах своего развития преднамеренно или непреднамеренно осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.

Информация о работе Социальное воспитание различных категорий