Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:39, реферат
Социальное воспитание различных категорий населения осуществляется на основе возрастных, организационно-групповых и индивидуальных подходов. Социальное воспитание часто ассоциируется с социализацией и самовоспитанием личности. И, тем не менее, воспитание имеет свои отличия и особенности, обусловленные возрастом воспитываемых, их социальным положением и социальным опытом. В зависимости от этих особенностей выбираются принципы воспитания. Качество социального воспитания и его эффективность во многом зависят от личности воспитателя, его профессионального умения выбрать принципы и подходы для воздействия на личность объекта воспитания. Этим определяется актуальность выбранной темы данной работы.
1. Сущность и основные принципы социального воспитания различных категорий..................................................................................................................4
2. Социальное воспитание с позиции государства (общества).........................10
3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов..................................................................................15
Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем государства. Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Государство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их воспитательной деятельностью. Именно через эти институты реализуется социально-воспитательная миссия государства.
Под воздействием гражданского воспитания формируется личность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания выдвигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.).[7]
В работах «Государство» и «Законы» он обосновал свое видение роли государства в определении содержания воспитания подрастающего поколения и путей его осуществления. Оно заключалось в том, что государство, думающее о своем благополучии, предусматривает направленную воспитательную деятельность, обеспечивающую развитие социальности молодежи.
Общественное воспитание, воспитание человека для данного общества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление следует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Оно является средством совершенствования общественной жизни и самого государства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения, оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего. Как писал Зеньковский: «Воспитание должно отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с иными понятиями».[10]
Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принадлежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), - писал Зеньковский, - должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности».
Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобного социального воспитания лежало положение о направленном развитии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, изменении общества. [2]
Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704— 1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные заведения были открыты. Бецкой разработал организационные основы их существования, специальные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы оказать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.
В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа - строителей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрастающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального воспитания обеспечивало активное влияние на формирование различных категорий людей.[7]
В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало также создание социально активной личности, приоритетом жизнедеятельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в развитии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.
Основным средством
Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учреждения, организации, отдельных личностей - эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхода надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась активная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа верующих и распространению его учения в различных странах мира. Она реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью создавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., например, был создан иезуитский орден - воинов Христа.
В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утверждению американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является вовлечение людей различного возраста в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказывающийся на здоровье, поведении и материальном положении людей.
Во многих странах мира деятельность таких религиозных организаций поставлена вне закона (запрещена). Данный подход как одно из направлений социального воспитания в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идеологическая или религиозная экспансия2.
Таково содержание социального воспитания с позиции государства. Государство (общество) создает институты, призванные обеспечить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения.[4]
3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов
Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они решают социальные задачи формирования личности. Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его воспитательную деятельность в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные и специфические социально-воспитательные задачи. Выделяются следующие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции социальных институтов:
- официально обусловленное
(государственно-обусловленное)
- социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяемое социальным статусом, предназначением учреждения, организации, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать профессионально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, социального педагога, социального работника, военнослужащего и др.[1]
Речь идет о формировании людей с определенным социальным статусом, социальным предназначением. Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует формированию в личности того, что отличает ее социальный статус, менталитет человека этой среды от любой другой: социального педагога - от учителя, военнослужащего - от служащего, социального работника - от врача и пр.;
- специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно присуще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности.
Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологическим климатом, установками, принципами, сложившимися традициями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр.
В семье такой тип социального воспитания можно назвать родительским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те навыки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так, «чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», сделался инженером, ученым и т.д.[7]
Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует социально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, отдельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты, когда либо сама среда способствует появлению социальных отклонений, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя характер его социального формирования. В этом случае возникает необходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания. Такой подход в социальном воспитании можно назвать социально контролируемая социализация, осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях. Это направление получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.[11]
Направленная социально-
С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой человек, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ставит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким образом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосовершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспитании с позиции субъекта самосовершенствования - направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) человека. Оно определяется результатом его предшествующего социального воспитания и характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким должен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.
Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно поэтому' ведущая роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого человека в формировании его социального выбора оказывает существенное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видеофильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социальный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следовательно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государственный характер. Данный факт диктует необходимость заботы государства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.
Изложенное раскрывает различные типы (направления) социального воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает комплекс основных направлений воспитательной деятельности в зависимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его решение.
Таким образом, социальное воспитание характеризуется следующими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания).[6]
Информация о работе Социальное воспитание различных категорий