Семья как социальный институт воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

ИЕсть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду и т.д. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1.Социальные институты _________________________________________4
2.Роль семьи в обществе__________________________________________11
3.Социальные функции семьи_____________________________________15
4.Тенденции развития современной семьи __________________________19
Заключение_____________________________________________________23
Список литература_______________________________________________24

Файлы: 1 файл

контр чист 1 - копия.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как институт социального  воспитания

 

Содержание

 

Введение_________________________________________________________3

1.Социальные  институты _________________________________________4

2.Роль  семьи в обществе__________________________________________11

3.Социальные  функции семьи_____________________________________15

4.Тенденции  развития современной семьи __________________________19

Заключение_____________________________________________________23

Список  литература_______________________________________________24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Есть  десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый  шьет одежду и т.д. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная  работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что  человек находит в ней ни с  чем несравнимое счастье. Продолжая  род человеческий, отец, мать повторяют  в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это  повторение, зависит моральная ответственность  за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая  называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

Воспитание  детей - это отдача особых сил, сил  духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в будущее  своих детей.

В последние время значительно  возросло внимание к проблемам брака  и семьи. Мы хотим знать - что происходит в семье и почему так часты  разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Вступление  в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи - дело отнюдь не такое  простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак осознанно, со всей огромной ответственностью. Я думаю – что  со мной согласится большинство.

Цель  данной темы: показать семью как  институт социального воспитания.

Социальные институты

Социальный  институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутри социальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Слово «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте  образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Очередь  за товарами потребления также будет  являться социальным институтом.

Социальные  институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены  объединениями организаций. Такие  социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными  институтами.

Социальный  институт - относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством  которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества[10].

Основных  социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества:

- институты брака и семьи - потребность  в воспроизводстве рода и первичной  социализации;

- экономические (производство, собственность  и др.) - потребности в добывании  средств существования;

- политические (государство, партии  и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;

- институты образования – потребности  в социализации подрастающих  поколений, передаче знаний, подготовке  кадров;

- религиозные – потребности в  решении духовных проблем, смысла  жизни.

Чем сложнее общество, тем больше развита  система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей  закономерности: от институтов традиционного  общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения  и родственных связях, к современным  институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных  предписаний.

Важнейшими  социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Они обеспечивают воспроизводство  идеологических ценностей, стабилизируют  социальные структуры. Экономические  институты - их назначение в том, что  они обеспечивают распределение  индивидов в системе общественной организации труда и в системе  отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение. Институты  образования - освоение и последующее  воспроизводство социокультурных  ценностей[2].

Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между  родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают  новые социальные потребности и  для их удовлетворения образуются новые  институты. При этом «старые» институты  либо реформируются (приспосабливаются  к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах  были ликвидированы.  На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как  институты семьи и брака, институты  религии существенно трансформировались.

Внутри  основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют  менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Институт  семьи и брака содержит институты  отцовства и материнства, родовой  мести, побратимства, наследования, имя  наречения и другие.

Институт  политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт  экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

Институт  образования содержит институты  науки, музеев, спорта, театров, библиотечного  дела и др.

Институт  религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Неосновные  институты называют еще общественными  практиками. Они помогают организовать согласованные действия больших  групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование  социальных институтов.

У каждого основного института  есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические  институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Например, институт семьи включает в себя: совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила  и обязательства);   переплетение ролей и статусов (статусы и  роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью  которых осуществляется семейная жизнь[9].

К неосновным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства  и т.д.

Любой социальный институт возникает и  функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая  потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование  института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой  институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может  функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его  жизнь довольно быстро прекращается.

Социальные  институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные  и неофициальные, формальные и неформальные институты). Любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе. Социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль - взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.

К числу основных признаков социальных институтов относятся:

- символы - образы, представления  об институте, отражающие в  концентрированном виде его специфические  черты (напр. кольца, обручение-институт  семьи; флаг, гимн, герб-институт  политики; крест, алтарь, библия-институт  религии т.п.);

- основные роли – образы поведения  (отец, мать, ребенок - институт семьи;  учитель, ученик - институт образования  и т.п.);

- физические черты – материальные  воплощения социального института  (здания, вещи, предметы);

- кодексы поведения – способ  ролей и осуществление социального  контроля (семейные запреты; правила  учащихся; контракты; вера; и т.п.).

Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться  четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо.

К числу общих признаков социального  института можно отнести:

- выделение определенного круга  субъектов, вступающих в процессе  деятельности в отношения, приобретающие  устойчивый характер;

- определенную (более или менее  формализованную) организацию;

- наличие специфических норм и  предписаний, регулирующих поведение  людей в рамках социального  института;

- наличие социально значимых функций  института, интегрирующих его  в социальную систему и обеспечивающих  его участие в процессе интеграции  последней. 

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты  в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального  института (здания, вещи, предметы). Кодексы  поведения - способ закрепления ролей  и осуществления социального  контроля.

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится  в упадке.

Если  большинство институтов недостаточно развиты, значит общество находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Социальный  институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутри социальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Слово «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте  образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Очередь  за товарами потребления также будет  являться социальным институтом.

Социальные  институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены  объединениями организаций. Такие  социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами.

Социальный  институт - относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством  которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Итак, из выше написанного можно сделать  вывод, что каждый социальный институт невозможно исключить из исторического  процесса. Постоянно меняющиеся условия  жизни общества изменяет систему  ценностей, а, следовательно, и социальные институты.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль семьи в обществе.

 

Термины брак и семья, как в обыденной  речи, так и в научных публикациях  находятся рядом, что действительно  правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно  взаимосвязаны. Однако брак и семья  это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Информация о работе Семья как социальный институт воспитания