Семья как социальный институт воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

ИЕсть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду и т.д. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1.Социальные институты _________________________________________4
2.Роль семьи в обществе__________________________________________11
3.Социальные функции семьи_____________________________________15
4.Тенденции развития современной семьи __________________________19
Заключение_____________________________________________________23
Список литература_______________________________________________24

Файлы: 1 файл

контр чист 1 - копия.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала  резко падать, смертность населения  стала увеличиваться. Появилось  много бездетных семей. В настоящее  время в России преобладает однодетная семья. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные  с воспитанием единственного  ребёнка, негативно влияет на его  характер, на детско-родительские отношения.

С начала 70-х годов наблюдается  отчетливая тенденция увеличение числа  детей рождённых вне зарегистрированного  брака. В 1970 каждый 10 новорождённый  появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне  брака. В стране увеличилось число  внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания –  отец.

Появились и другие (альтернативные) семьи. Это  семья, где мужчина, имея жену и детей  и поддерживая их, в то же время  имеет ещё и любовницу и  так же её содержит. Обе семьи  знают о существовании друг друга. Такая форма семьи получила название семья – конкубинат. Нередки, стали  семьи, где муж и жена живут  в отдельных квартирах.

Хотя  в современной семье отношения  между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где  отсутствует жесткое закрепление  обязанностей, в ней намечается тенденция  традиционных семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего  очага, матери, а отца – ролью  кормильца, добытчика. Это связано  с двумя моментами: во-первых, появившиеся  в обществе богатые мужчины могут  содержать безбедно свою семью, а  жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства, прежде всего, сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

Анализируя  жизнедеятельность семьи в современной  ситуации, необходимо отметить некоторую  формализацию семейных отношений, когда  семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье  материальные проблемы, когда в общении  семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей  от детей, которое проявляется как  нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

В настоящее время в обществе можно  зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут  вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные  отношения юридически оформляются, когда появляются дети.

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65% опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26% назвали эту  роль семьи достаточно значимой. Далее  следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число одиноких людей[8].

В большинстве случаев здесь необходима консультативная и посредническая помощь. Работа с такими, как, впрочем, и с другими семьями группы риска может строиться по следующей  схеме: установление контактов с семьёй; преодоление сопротивления недобровольных клиентов; достижение расположения с их стороны благодаря искреннему участию  и профессионализму социального работника; сбор и оценка данных; формирование плана действий; заключение соглашения с клиентом; побуждение его к действиям; рефлексия; внесение корректив; закрепление достижений; использование стратегии последствия[1].

  Итак, для того, чтобы максимизировать  положительное и свести к минимуму  отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка  необходимо  помнить внутрисемейные психологические  факторы, имеющие воспитательное  значение:

1.принимать  активное участие в жизни семьи;

2.всегда  находить время, чтобы поговорить  с ребенком;

3.интересоваться  проблемами ребенка, вникать во  все возникающие в его жизни  сложности и помогать развивать  свои умения и таланты;

4.не  оказывать на ребенка никакого  нажима, помогая ему тем самым  самостоятельно принимать решения;

5.иметь  представление о различных этапах  в жизни ребенка;

6.уважать  право ребенка на собственное  мнение;

7.уметь  сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;

8.с  уважением относиться к стремлению  всех остальных членов семьи  делать карьеру и самосовершенствоваться.

Таким образом, следует, что в настоящее  время можно отметить изменения  на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи  как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.

    

 

 

Заключение

 

В данное время тема семьи до конца  не изучена и полностью изучена  быть не может, так как взаимоотношения  в семье, проблемы, функции семьи  изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед  обществом. Но главный вывод, с которым  согласны социологи любого периода  времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом воспитания поколения в обществе, придающим ему стабильность и  способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу, только в нормализированном обществе можно  воспитать  достойное поколение. В обществе, где нет преступности, наркомании, пьянства, разврата – эта  очень серьёзная проблема государства.

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и  молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных учреждении и  общеобразовательных, так как материально-бытовые  проблемы семьи оказывают на неё  дестабилизирующее действие.

Семья, как ячейка общества, не может существовать в одиночку, и только тесная связь  с профессиональными специалистами  помогут найти правильные пути в  воспитании детей и укреплении семейных уз.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Басов Н.Ф., Басова В.М., Бессонова  О.Н. и др.; под ред. Н.Ф. Басова.  Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.  – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008 -288с.

2.Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко  А. Н. Введение в профессию.  – М.: «Академия», 2006. – 256с.

3.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический  анализ.- Спб.,1998

4.Голод С.И. Стабильность семьи:  социально-демографические аспекты.- Л.1984.

5.Зацепин В.И. Молодая семья:  социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы.- Киев,1991

6.Здравомыслова О.М. Российская  семья на европейском фоне.- М., 1998

7.Кравченко А.И. Социология: учебное  пособие.- М.,2002

8.ОщепковаА.П. Сибирская семья:  особенности развития и формирования  нравственности, культуры личности.- Томск,1996

9.ЧуркинИ.Ю. Семья как важнейший  социальный институт || Социология  и современное общество || учебное  пособие.- Н.,1999.- Ч.3- С.62- 73.

10.Шишковец Т. А. Справочник  социального педагога. – М., 2005.

 


Информация о работе Семья как социальный институт воспитания