Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 08:15, реферат
Много категорий взято соц. педагогикой у педагогики, но есть и собственные, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание - взято у педагогики; личность, общество – у филосо-фии; социализация – у психологии, но есть и собственные категории – социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение и социально–педагогическая деятельность.
1)Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия – одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия. Категории – наиболее общие, фундаментальные понятия науки(в них преобразуются понятия).
2)Много категорий взято соц. педагогикой у педагогики, но есть и собственные, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание - взято у педагогики; личность, общество – у философии; социализация – у психологии, но есть и собственные категории – социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение и социально–педагогическая деятельность.
3)Воспитание – это процесс целенаправленного влияния на личность.
Социальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Социальное воспитание имеет практико-ориентированный нрав т.е ориентировано на формирование свойств личности, которые и охарактеризовывают индивидума как члена общества.
Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения).
Задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами успешной социализированности, которая предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.
В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием (А.В. Мудрик). Процесс социального воспитания осуществляется в семье, образовательных учреждениях, в среде неформального общения.
4)Соц. обучение – это целенаправленный процесс передачи соц. знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.
В процессе обучения в школе либо другом образовательном учреждении ребенок, как понятно, получает сначала академические познания и нужные для их усвоения и использования умения. Но сразу с этим он должен получать определенные систематизированные социальные познания, умения и способности, которые дополнят стихийно получаемый ребенком соц опыт и обеспечат ему более успешное освоение соц норм, установок, ценностей, ролей. В особенности необходимыми такие познания, умения, и способности становятся в тех случаях, когда ребенку нужна особая помощь в его социализации.
5)Соц. – пед. деятельность – социальная работа, включающая и пед. деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности, как отмечалось ранее, являются:
6)Социализация – усвоение опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и соц. группам, в которые он входит, для успешного функционирования индивида в данном обществе.
В процессе социализации ребенок усваивает большое количество знаний об обществе, общественных отношениях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения и многом другом. Он также приобретает различные умения и навыки, которые способствуют его интеграции в общество. Причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве. Известно, что ребенок до пяти лет усваивает огромное количество знаний, которые в дальнейшей его жизни, в основном, корректируются и дополняются.
7)Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.
Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.
Воздействие обширной совокупности социальных факторов человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Все они, вместе взятые, составляют социальную среду личности. Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе развития. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление.
8)Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.
Микросоциум— это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.
Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.
Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.
9)Социальная адаптация – процесс приспособления субъекта к требованиям общества путем усвоения социальных норм и ценностей, сложившихся форм социальных отношений.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).
10)Норма социальная - сложившаяся и установленная в конкретном обществе мера допустимого поведения.
Нормы определяют стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.
Соц. отклонения – такое проявление деятельности, образа жизни, поведения, которое противоречит социальной нормативности.
Выделяют такие формы социального отклонения асоциальное поведение и антисоциальное Асоциальное поведение (от греч а — отрицательная частица «не», «без» и лат sociahs — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. (Право – совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающаяся на принудительную силу государства и нравственность. Словарь по социальной педагогике. С.216). Антисоциальное (от греч anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека