Методы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Оглавление

1. Понятие и сущность методов воспитания
2 .Методы воспитания: понятие и классификация
3. Приемы воспитания
4. Методы влияния
5. Виды влияния
6. Формы воспитания
7. Методы самовоспитания и самообразования

Файлы: 1 файл

11.docx

— 28.56 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  1. Понятие и  сущность методов воспитания

 2 .Методы воспитания: понятие и классификация 

 3. Приемы воспитания

 4. Методы влияния

 5. Виды влияния

 6. Формы воспитания

 7. Методы самовоспитания и самообразования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Методы воспитания: понятие и классификация

     Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

          Методов воспитания чрезвычайно  много. По некоторым скромным  подсчетам, основных общепринятых  методов не менее пятисот. Использовать  отдельные методы, не сознавая  при этом всей системы, применяемой  на практике, - трудно. Систематизация  методов также нужна для лучшего  запоминания.

          До сих пор наиболее распространенным  классификатором методов является  тот, который подразделяет их  по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

Классификация методов по источникам передачи содержанияГруппы методов Виды методов Источники передачи содержания

I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая  классификация методов построена  на основе простейшей структуры личности:

методы  формирования сознания;

методы  формирования поведения;

методы  формирования чувств и отношений.

Это тоже широко распространенная классификация. 

1. Методы  формирования сознания учащихся  предназначены для того, что передавать  информацию от учителя к учащемуся  и обратно. Сознание как знание  и понимание - это основа мировоззрения,  поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

          Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание  школьника для разъяснения фактов  и явлений общественной или  личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной  работе. Этот метод служит для  формирования взглядов, которых  в сознании учащегося, в его  тезаурусе раньше не имелось  (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

          Самоутверждение и самовыражение  личности школьника происходит  в условиях нечетко им осознанных  и сформулированных представлений,  понятий, принципов. Не обладая  твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда  может сделать анализ происходящих  событий, допускает ошибки в  суждениях.

          Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе  воспитания, является противоречие  между примитивными представлениями  школьника о сущности происходящих  событий и теми знаниями, которые  вносит в его сознание извне  организованная система воспитания.

          2. Методы организации деятельности  и формирования поведения - это  практические методы. Человек - субъект  деятельности, в том числе и  познавательной. Поэтому в процессе  познания он не только созерцатель,  но и деятель. К этой группе  методов относятся: упражнение, приучение,  поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно  для формирования поведения и  деятельности учащихся, но косвенно  они влияют и на формирование  сознания человека. Более подробно  остановимся на методе упражнений.

          Метод упражнений - это метод управления  деятельностью школьников при  помощи разнообразных и повторяющихся  дел, где каждый выполняет определенные  поручения (задания). С помощью  этого метода организуется деятельность  воспитуемых и стимулируются  позитивные ее мотивы (различные  виды заданий на индивидуальную  и групповую деятельность в  виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера,  создание ситуаций успеха). Этот  метод способствует формированию  сознания и поведения.

          Метод упражнений в воспитании  реализуется через поручения.  Поручения (практические задания)  создают и расширяют опыт учащихся  в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному  инициативному и добросовестному  выполнению поручений, как показывает  анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

          3. Методы формирования чувств  и отношений, стимулирующие познание  и деятельность, используются в  единстве с методами формирования  сознания и деятельности. Стимулировать  - значит побуждать, помогать наполнять  смыслами, улучшать качество познавательной  деятельности, создавать для нее  благоприятные условия, в том  числе и нравственные условия.  К таким стимулирующим методам  относятся поощрение, порицание,  наказание, создание ситуаций  успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. 

1.2 Приемы воспитания

     Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке. В первом случае задача педагога - добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку.

          Требования и оценки могут  быть коллективными и индивидуальными.  В этой связи их эффективность  в значительной степени зависит  от отношения к их источнику.  Максимальной силой влияния обладают  референтная группа и самый  авторитетный педагог (просьбы  любимого учителя могут выполняться  быстро, тогда как приказ человека, которого дети не уважают, может  остаться невыполненным). С помощью  методов оценки производится  оценка поступков, стимулирование  деятельности, оказывается помощь  воспитуемым в саморегуляции  их поведения (критика, поощрение,  замечания, наказания, ситуации  доверия, контроля, самоконтроля, самокритики. 

1.3 Методы влияния

     Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

 Традиционно  выделяются 4 основных способа влияния: 

убеждение;

внушение;

заражение;

подражание.  

Все они  тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.

          Убеждение включает в себя  систему доводов, которые обосновывают  выдвигаемые пожелание, предложение  и т.п. Обычно убеждение ведет  к определенной трансформации  взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его  поведения. При этом заключение  может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в  готовом виде, а основано на  осмысленном принятии человеком  каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. Наиболее  легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку  и ориентирующиеся на адаптацию  к социальной среде. Напротив, труднее всего убеждать тех,  кто враждебен по отношению  к другим и стремится доминировать над окружающими.

          Внушение (суггестия), как и убеждение,  направлено на снятие своеобразных  фильтров, стоящих на пути к  новым сведениям и оберегающих  человека от заблуждений и  ошибок. Внушающий вызывает у  воспитуемого те представления,  которые требуют действий с  той же необходимостью, как если  бы эти представления были  получены непосредственно самим  воспитуемым. Если убеждение апеллирует  в основном к знаниям и опыту  воспитуемого, то внушение, носящее  эмоционально-волевой характер, основывается  на доверии.

          Степень внушаемости человека  определяется уровнем развития  его личности, его самосознания  и самооценки, силой воли, а также  особенностями межличностных отношений  в группе, в частности отношением  к внушающему. Чаще всего доверие  к тем или иным сведениям  возникает в том случае, если  они передаются значимым для  воспитуемого лицом.

          Феномен заражения чаще всего  возникает в группе людей, которые  руководствуются в своем поведении  эмоциональным состоянием, действуют  на основе сведений, принятых  без должного анализа, либо  повторяют действия других людей.  Однако в отличие от внушения, при котором человек, оказывающий  влияние, не обязательно чувствует  то же, что и окружающие, заражение основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций. Различие между внушением и заражением заключается также в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда - акт преднамеренный. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение предполагает использование невербальных средств (напр., жестов, музыки и т.п.).

          Подражание - это следование примеру  или образцу, которое проявляется  в повторении одним человеком  каких-либо поступков, жестов, интонаций  и даже в копировании определенных  черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным  и непроизвольным. В разные возрастные  периоды подражание играет в  жизни человека неодинаковую  роль (рис. 4). Так, если ребенок  в возрасте от 1 года до 3 лет  просто воспроизводит внешние  действия и словесные реакции  взрослых, то уже в дошкольном  возрасте подражание поступкам  взрослого включает сложную внутреннюю  переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать  и перенимать личностные качества  взрослого. В подростковом возрасте  подражание взрослым постепенно  вытесняется взаимоподражанием.  В юности основную роль в  выборе объекта подражания начинают  играть ценностные ориентации  человека. Подражание выполняет  при этом вспомогательную функцию,  поскольку усвоение норм и  ценностей происходит у старшеклассников  в основном с помощью сознательного  анализа жизненной позиции значимых  для них людей. Таким образом,  с возрастом роль подражания  снижается. Если для маленького  ребенка подражание выступает  основным способом научения, то  для школьника научение и передача  информации происходят, как правило,  словесным путем. Меняется и  содержание подражания. В дошкольном  детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать  в мире предметов. Для школьника  учитель и родители уже выступают  как носители социальных образцов  поведения, т.е. перенимаются не  внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям. 

1.4 Виды влияния

     В современной психолого-педагогической науке рассматриваются направленное и ненаправленное влияние. Убеждение обычно является направленным влиянием, тогда как эффекты подражания - результат ненаправленного влияния. В направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог открыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное влияние, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду. В качестве такой среды могут выступать люди, составляющие ближайшее окружение учащегося, и сама ситуация, в которую он включен и которая определяет его оценки и отношения. В случае косвенного влияния сущность педагогической позиции и цели учителя скрыты от учащегося.

Информация о работе Методы воспитания