Методы и средства идейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Важнейшим звеном системы воспитания является идейное воспитание молодежи. Это наиболее сложный и ответственный участок воспитательной работы. Молодежь— наше будущее, и от того, какой она вырастет, зависит завтрашний день страны.
Молодежь обладает рядом особенностей, главная из которых заключается в том, что в ней диалектически сочетаются и сильные, и слабые в социальном отношении черты.

Оглавление

Введение
1. Особенности идеологического воздействия
2. Факторы, формирующие благородные идеи и убеждения.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

doc.docx

— 38.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ – СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Кафедра: ____________________________

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: ____________________________________

 

 

 

Выполнил(а): ___________________________

 

Принял(а): _____________________________

 

 

 

Гулистан – 2013г.

Методы и средства идейного воспитания

План:

Введение

1. Особенности идеологического  воздействия

2. Факторы, формирующие благородные  идеи и убеждения.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим звеном системы воспитания является идейное воспитание молодежи. Это наиболее сложный и ответственный участок воспитательной работы. Молодежь— наше будущее, и от того, какой она вырастет, зависит завтрашний день страны.

Молодежь обладает рядом особенностей, главная из которых заключается в том, что в ней диалектически сочетаются и сильные, и слабые в социальном отношении черты. С одной стороны, молодежи присущи повышенная восприимчивость и чувство нового, жажда самоутверждения, потребность в идеале и готовность следовать ему, гражданская активность, страстность, а с другой, ее отличает недостаток жизненного опыта, известная наивность, простодушная доверчивость, нетерпеливость, излишняя категоричность в оценках и суждениях и т.п. Работа в молодежной среде требует тщательного учета указанных моментов.

Стратегия идейного воспитания молодежи в современных условиях получила глубокую разработку в трудах, речах и выступлениях Президента Узбекистана. И.А. Каримов в целом дает высокую оценку молодежи республики и связывает с ней большие надежды. В частности, в своем поздравлении участникам учредительного курултая общественного движения молодежи «Камолот» Президент особо отметил, что «наше молодое поколение считает своим священным долгом выполнение таких важных задач, как строительство великого будущего нашей страны, решение стоящих перед нами многих проблем, защита нашей независимости, воплощение в жизнь принципов гармонии национальных и общечеловеческих ценностей».

В то же время вопросы воспитания молодежи должны постоянно находиться в центре внимания. Президент неоднократно повторял, что воспитание духовно и физически развитого поколения было и остается чрезвычайно важной задачей общенационального масштаба. Недопонимание этого обстоятельства, равно как и просчеты и упущения в воспитательной работе с подрастающим поколением, грозят обернуться" крайне-негативными последствиями для всего общества.

Обозначая главные приоритеты в данной области, Ислам Каримов особо подчеркнул, что «мы должны воспитывать своих детей, нацеленными на такие важнейшие задачи, как обеспечение процветания Родины, мира в стране, народного благосостояния, вести их к этим целям ...

Почитать Родину как родную мать, как святыню, выполнять свой сыновний долг, защищать родной край при любых сложнейших испытаниях, возвеличивать ее славу, одним словом, воспитывать молодое поколение в духе любви к своей стране — все это должно стать жизненным кредо каждого из нас».

Важнейшую роль в решении указанных задач должно сыграть прочное усвоение нашей молодой сменой идеи национальной независимости. Для этого нужно приложить значительные усилия, проделать весьма сложную и кропотливую работу. Но, как известно, не всем это по душе, К сожалению, существуют враждебные силы, заинтересованные в том, чтобы навязать нашей молодежи совершенно иные «ценности», втянуть ее в опасные политические игры, противопоставить здоровым силам общества.

Чтобы уберечь молодую поросль от коварных действий таких сил, любые подобные попытки должны незамедлительно получать самый решительный и жесткий отпор. Но особо следует позаботиться о формировании у молодежи устойчивого и надежного иммунитета по отношению к тем идейным веяниям, которые противоречат подлинным интересам народа Узбекистана. Только когда не останется почвы, на которой могут произрастать семена раздора, вбрасываемые враждебными элементами, только тогда общество сможет быть спокойным за свое будущее и полностью сосредоточиться на рещении созидательных задач в условиях гражданского мира, социального согласия и демократии.

Для этого уже немало сделано. Прежде всего заметно возросло внимание к молодежи, к ее нуждам, заботам и проблемам. В центре и на местах гораздо эффективнее стали решаться вопросы образования, трудоустройства, быта молодежи, организации ее досуга, приобщения к занятиям физкультурой и спортом, художественным творчеством и т.д. Молодые кадры активно продвигаются на руководящие посты, им доверяют ответственные участки работы, предоставляют в их распоряжение крупные материальные и людские ресурсы. Ясно, что такое отношение положительно сказывается на мироощущении молодых людей, их настроении и психологии.

Не менее важно и то, что серьезно активизировалась собственно воспитательная деятельность, интенсивно ведется поиск новых подходов к идейному воспитанию подрастающего поколения, апробируются и внедряются более совершенные педагогические технологии. Одним словом, там, где неформально относятся к своим молодым соотечественникам, стремятся полнее учитывать их потребности, проявляют инициативу, используют нестандартные методы работы, внедряют новшества в воспитательный процесс, весомые результаты достигаются уже сегодня.

1. Особенности идеологического воздействия

Человек, являясь членом общества, всегда в качестве представителя  различных групп и коллективов  находится под его влиянием, ибо, в поведении, действиях каждой личности отражается положительное или отрицательное  влияние нации, народа, профессиональной группы, коллектива и семьи, к которым  она принадлежит. В ее мировоззрении, образе жизни,  мышлении находят  свое отражение политические, экономические и идеологические процессы исторических условий, эпохи, государственного строя и общества. Они бывают двух видов:

- воздействие социально-духовной, политической и  экономической  среды в широком смысле;

- воздействие семьи, учреждений  воспитания и образования, трудового  коллектива, махалли и друзей в узком смысле.

На первый взгляд кажется, что поведение человека определяется влияниями второй степени. Потому что, как сказано в поговорке: «птица делает то, что она видела у себя в гнезде», особенно, у узбеков уделяется огромное внимание семье человека, его роду и племени, махалле, учреждению образования и такое отношение оправдывает себя в жизни. Но и значение влияний макро степеней также нельзя проигнорировать. Так, советский строй создавал основы для воспитания членов общества покорными, зависимыми, неискренними, в каком-то смысле бессовестными, чему причиной служили нездоровый климат того времени, экономическая политика, коммунистическая идеология, ни во что не ставившая честь и достоинство человека. Вообще, как известно из истории, если взять любое государство и страну, то психология людей там, где осуществлялась захватническая политика, резко отличалась от психологии граждан независимых стран.

Психология независимости отличается тем, что  здесь каждый гражданин  своим свободным трудом проявляет  заботу о своих и чужих интересах, потому что и каждая личность, и  каждый коллектив добивается жизненных  плодов только благодаря самоотверженному труду или неустанным поискам. Каждый свободный гражданин хорошо сознает, что осуществляемые в независимом  Узбекистане коренные преобразования также проводятся именно во имя интересов  этой страны, интересов родившихся и проживающих на этой земле людей.

Когда чувства, мысли и взгляды, сформировавшиеся в сознании и душе каждого отдельного человека, превращаются в мысли и гордость общества, народа рождается такая мощная сила, в  результате чего обеспечение свободной  жизни, мира в стране и спокойствия  каждой семьи становится убеждением всего народа. Следовательно, система  идей, представлений и знаний, превратившиеся в цели и желания, мышление и отношение  большинства, называется убеждением народа.

Убеждение народа и его дух имеют  такую мощную силу влияния, что это  создает основу для творческой деятельности каждого здравомыслящего человека, призывает его к честности. Узбекский  народ является одной из таких  наций, добившихся высшего благословения  и имеющего свое национальное убеждение. Это мы можем видеть на примере  великих людей, мыслителей. Потому что  народный дух и его убеждение  выражается на примере передовых представителей нации, мыслителей. Так, великий талант Амира Темура в сфере государственного строительства и как полководца, творчество Алишера Навои, выражавшего великий потенциал и возможности народного духа, являются бессмертными примерами народного убеждения. Убеждение народа, как было отмечено выше, определяет направление убеждения каждой личности. Человек, неравнодушный к судьбе окружающих и близких, ставящий интересы большинства выше личных, считается усвоившим такое убеждение и действующим по нему.

Ребенок в первые периоды развития после рождения живет только в  пределах своего внутреннего мира, т.к. в основном занят удовлетворением  лишь своих личных желаний и потребностей. Но среди таких потребностей и  желаний у него преобладает чувственное  стремление к своим родителям  и близким, эмоциональному общению  с ними. Таким образом, постепенно усваивая нормы и отношения человеческого  общества.  После трехлетнего  возраста мир общения ребенка  расширяется до общения со своими сверстниками и он еще больше отдаляется от эгоистических настроений. В противном случае, общество, большинство не приемлет его капризы. Таким образом, здоровая среда общения обучает ребенка следовать за мнением большинства, усваивать общепризнанные моральные нормы, соблюдать принципы человечности.

Так появляется возможность полнее использовать здоровые идеи широкой  социальной среды, ценности народного  духа.

Действенность благородной мысли. Как говорится, «хорошее слово –  острее меча». Действительно, уместно  высказанные слова, яркая и задушевная речь, здоровая мысль всегда положительно влияет на поведение человека. Человека с такими качествами обычно величают «рассудительный человек». Такие  люди в здоровой среде общения  проявляют свои положительные свойства, ведут себя свободно и уверенно.

Иметь в процессе общения свою мысль, здоровую идею – это одна сторона  вопроса. Важным качеством человека является его способность выражать эти мысли. Сила Дейла Карнеги, признанного  великим специалистом в сфере  человеческих отношений, проявилась, прежде всего, в его умении говорить и  слушать других. Он умел обращаться одновременно к тысячам людей, которые  слушали его с большим вниманием. Значит, важнее не о чем говорить, а как говорить. Риторика, являясь  наукой мастерства и искусства общения, предполагает ораторское искусство  человека и его умение вести людей  за своими мыслями. В процессе идеологического  воспитания и влияния красноречие, богатство слова и доведение  своего слова до аудитории имеют  значение.

Слово – средство идейного воздействия. В доведении национальной идеи до сознания народа слово всегда являлось основным средством воздействия  и таким останется. Поэтому в  древней Греции были созданы школы  риторики и ораторы учились выступать  перед массами на основе специальных  правил и законов. Таким путем  внедрялись определенные идеи в сознание людей.

В ХХ веке классический подход к риторике был пересмотрен. Экспериментальная  школа риторики в американском городе Йеле в 60-годы провела много исследований и подтвердила, что слово и речь не могут быть эффективными для идеологической и политической  пропаганды и воздействия. Опытным путем обосновано наличие других механизмов для оказания влияния на политические взгляды и сознание масс. Как признавали ученые, идеологические мысли являются системой определенных взглядов, и логика в ней занимает ведущее место. Но сознание человека не всегда подчиняется логике. Считается, что такой путь или средство относится к области точных наук, вообще науке. Как стало известно, очень трудно убедить человека в том, чему он сам не хочет верить. Он верит только в то, что соответствует его личным взглядам, интересам. На массы естественные, привычные, повседневно используемые выражения, система слов оказывают более быстрое и сильное влияние, чем красивые научные выражения. Опыт показывает, что сильные политики в своих речах никогда не применяют искусственные, научные выражения.

Таким образом, воздействующая на слушателя  и вызывающая в нем доверие  речь должна быть такой, чтобы слушатели  над каждым словом как можно меньше думали, а, наоборот, должны прочувствовать, что  речь идет о знакомых и приятных им вещах. Следовательно, используемые в речи оратора или проповедника, выражающие интересы общества и народа социальные символы – слова, выражения, лозунги, вещи или события становятся действенными и верными, когда они непосредственно связаны с потребностями, мечтами и чаяниями и интересами этих слушателей.

Еще одной из важных особенностей идеологического воздействия является то, что  вся система определенных мнений не должна выражаться сразу  и одновременно. Обыкновенный слушатель  может осознать суть этой идеологической системы через отдельные мысли  и мнения. Так, чтобы разъяснить значение национальных ценностей, не обязательно  их полное перечисление. Для того, чтобы осознать, что материнская любовь является большой силой и достаточно объяснить суть колыбельной песни, что может вызвать очень сильные переживания.

2. Факторы, формирующие благородные идеи и убеждения.

Факторы, формирующие благородные  идеи и убеждения. Человек не может  жить без убеждения, идеи, мышления. Вопрос о личности и ее убеждении  является одной из важных проблем, и  его формирование непосредственно  связано с социальными факторами. Причина повышения внимания к  этому вопросу в том, что в  формировании идеологического иммунитета личности имеет значение ее благородная  идея и убеждение. Если мы у нашей  молодежи с юных лет будем формировать  здоровое убеждение и высокое  мировоззрение, то они вырастут духовно  богатыми, самостоятельно мыслящими  и благородными людьми.  В этом смысле, убеждение личности является воплощением ее стабильных и глубоких мыслей, представлений, знаний, на основе которых формируются идеологическое мировоззрение и национальные идеи.

Информация о работе Методы и средства идейного воспитания