Методы и средства идейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Важнейшим звеном системы воспитания является идейное воспитание молодежи. Это наиболее сложный и ответственный участок воспитательной работы. Молодежь— наше будущее, и от того, какой она вырастет, зависит завтрашний день страны.
Молодежь обладает рядом особенностей, главная из которых заключается в том, что в ней диалектически сочетаются и сильные, и слабые в социальном отношении черты.

Оглавление

Введение
1. Особенности идеологического воздействия
2. Факторы, формирующие благородные идеи и убеждения.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

doc.docx

— 38.02 Кб (Скачать)

В отличие от многих других факторов, определяющих духовность личности, его  психологических процессов, убеждение  и мировоззрение являются относительно стабильными и гармоничными и  их невозможно изменить легко и быстро. Поэтому изучение ее природы непосредственно  связано с вопросом выяснения  факторов воздействия на нее.

В процессе воспитания личности можно  наблюдать, как она подвергается различным противоречиям и вредным  убеждениям. Например, психологи уделяли  большое внимание формированию и  изменению этнических противоречий и религиозных убеждений, и изучали  общие закономерности, присущие этому  процессу. Так, по мнению известного американского  психолога Гордона Оллпорта, убеждение и этнические противоречия являются своеобразными общими установками, если у личности имеется отрицательное или конфликтное отношение к представителям одной определенной национальности, то тогда, значит, от него можно ждать такого же отношения и к представителям других национальностей.

Одним из таких противоречий, касающихся убеждения личности, является религиозное  и его надо отличать от настоящей  веры или настоящего убеждения. С  этой точки зрения, внешнее и внутреннее религиозное убеждение личности отличается от склонности к религии. Американские ученые в процессе ряда исследований изучили связь между  посещением мест поклонения и показателями убежденности. Такая связь оказалась  непосредственной и толерантность  у постоянных посетителей церкви оказалась со средним показателем. У лиц, постоянно посещающих церковь, степень человечности высокая. Как  показали такие исследования, полнее проштудировавший религиозные источники  человек, обычно, бывает далеким от противоречий, а толерантность –  высокая. Какие можно делать выводы из этих исследований?

Во-первых, поскольку убежденность личности является определяющим его  общественное поведение к его  формированию, должны привлекаться, прежде всего, общество и общественность, семья  и различные  учреждения образования.

Во-вторых, мы должны знать, от чего зависит  сила воздействия каждого фактора, формирующего убеждение. Они являются  следующими:

а) воздействующий источник – личность или группа, иными словами, коммуникатор;

б) содержание влияния или сведение;

в) средство воздействия или сеть, доставляющая сведения;

г) воспринимающий воздействия или аудитория.

Воздействующая личность – обучающий.  Что требуется от воздействующей личности? Прежде всего, опыт, образованность, умение убеждать, речь, самоуверенность и т.д. Идеологи, применяя свои основные способы и методы работы, опираясь на знания, понятия, идеи, которые должны вырабатывать в первую очередь в сознании молодежи, а также широких народных масс твердую убежденность. При этом они используют все эффективные и действенные средства – монолог, диалог, дискуссии, брейншторминг и т.д. Именно такая деятельность требует, чтобы каждый воздействующий знал основы риторики, усвоил ораторское мастерство. Выступающий должен умело и уместно пользоваться речевыми и неречевыми средствами. Если проповедник или оратор, выступая с трибуны, ограничится только лишь системой слов и выражений или не выходит за рамки заготовленного текста, аудитория его слушать не станет, не доверяет ему. Поэтому нельзя забывать, что способы чувственного воздействия – уместно используемые, взгляды, жесты, мимика и пантомимика также являются усиливающими воздействие, психологическими механизмами.

Еще одним важным качеством, требуемым  от воспитателя, является внешность  выступающего. Это тоже усиливает  доверие и веру в оратора. Молодежь к обращению проповедника относится  намного серьезнее. В аудитории  интеллигенции, ученых мысли и мнения, основанные на логическом, научном  анализе, имеют большую силу воздействия.

Содержание информации. То, о чем  говорит оратор, в идеологическом воспитании имеет роль. Как показали исследования, на людей оказывают  быстрое воздействие и рациональные, и эмоциональные сведения. При  этом надо иметь в виду особенности  аудитории. Так, если это аудитория  образованных, понятливых людей, она  быстро воспринимает аргументированные, обоснованные сведения, а относительно низким уровнем образования молодым  людям бывают ближе задушевные, эмоциональные  выступления. Даже такие сведения, вызывающие у них негативную реакцию, воспринимают активнее. Поэтому в рекламе против заболеваний или критикующей  вредные привычки в основном используются вызывающие ужас иллюстрации. Или когда  сведения, направленные на изменение  мнения, резко отличаются от знаний слушателя, тогда у него доверие  к новому сведению и склонность к  его восприятию бывают сильными.

Идеологическая информация может  быть доведена письменно или устно. Если первый вид включает в себя сведения, воплощенные в газетах, журналах, книгах и учебниках, письменных источниках, то второй охватывает чтение лекций, изложение уроков, дискуссии  и беседы. Кроме того, идеологические идеи могут быть доведены через художественные и документальные фильмы, мультфильмы, созданные для детей и взрослых. Важно, чтобы они имели смысл  и содержание, основанные на народной духовности, бессмертном нашем наследии, вызывали веру в будущее.

Содержательность и действенность  информации во многом зависит от их массовости, простоты, краткости и  ровности высказываемых или выражаемых идей. Только тогда у слушателя  формируется глубокое отношение, когда  он понимает и воспринимает каждое слово.

Кроме того, есть еще закономерность эффекта первичности и вторичности. Ее суть в том, что смысл впервые  воспринимаемых сведений на человека действует сильнее. Но, с другой стороны, вконец запомнившаяся слушателем информация прочно оседает в памяти. Это также  обязательно должно быть учтено в  процессе идеологического воспитания.

В беседах с детьми о национальных идеях заранее заготовленные  воспитателем или наставником вопросы, опорные выражения имеют большое  значение. При этом необходимо, чтобы  каждое выражение или словосочетание было конкретным, жизненным и образным.

Средство воздействия (сеть связи). Еще один фактор в воспитании –  вопрос о том, посредством чего будет  передана информация, является актуальным. Естественно, изложение своих мыслей и убеждения лицом к лицу с  людьми – это самый действенный  способ.

Исходя из этого, можно сказать, что связь со слушателем бывает непосредственным или косвенным. Общение при встречах лицом к лицу или связь между  учителем и учеником в учебно-воспитательном процессе или отношения между  родителями и детьми служат примером непосредственной связи, а общение  посредством средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, газет и журналов, книг или брошюр означает косвенную связь.

Социальная реклама, также являясь  сильным средством, оказывающим  воздействие на сознание и разум  человека, играет роль в идейном  воспитании. Так, когда известные  и авторитетные лица дают интервью на фоне памятников культурного и  духовного наследия, это производит сильный эффект. Например, если даже лицо, дающее интервью  на площади  Регистан в Самарканде, рассказывает о благоустройстве в городе, виды вековых древних памятников вызывают у зрителя чувства уважения и гордости за свою национальную культуру, желание посетить эти святые места.

Когда речь идет об аудитории, то есть слушателях, важно различать какие  люди бывают доверчивыми, а кто может  отличить здоровые идеи от чуждых, разрушительных идей. Люди бывают разными, но отличаются друг от друга только одним своим  качеством – степенью самооценки. Так, люди, очень скромно мыслящие о себе, своих способностях и качествах, новую информацию воспринимают медленнее, их вера в незнакомые источники, выработка  убеждений также происходит замедленными темпами, они также не доверяют самим  себе, как и окружающим. А люди, имеющими о себе высокого мнения, информацию воспринимают быстро, но из-за большой  уверенности в своих мнениях, не сразу следуют чужим мнениям. Значит, напрашивается такой вывод, что самооценка человека должна быть в меру, опосредованной и объективной.

С психологической точки зрения, аудитории делятся в основном на четыре вида:

1.  Пассивно воспринимающая аудитория. Сюда относятся вышеотмеченные люди, не умеющие объективно оценивать себя, и им,  в свою очередь, по душе простые, понятливые, интересные сведения. Информация на идеологические темы для них должна быть изложена жизненными, краткими мыслями и фразами, чтобы она у них вызывала положительные эмоции.

2.  Активная, в социальном отношении зрелая аудитория. Сюда входят образованные, интеллигентные, ищущие новое люди. Для них целесообразна подача проблемной, актуальной, дискуссионной информации. К ним относятся студенты, магистранты, аспиранты, ученые и т.д.

3.  Аудитория с «замедленным восприятием». Это – люди по определенным причинам попавшие в категорию лиц с трудным воспитанием, не имеющие конкретных жизненных целей и стремлений, не работающие над собой. Среди них большинство несовершеннолетних и молодых людей. Такие лица нередко оказываются в ловушке у религиозных экстремистов. Они очень падки до новостей, их подробностей. Поэтому на таких лиц желательно оказание воздействия через авторитетных людей.

4.  Аудитория «стабильной домашней обстановки» – это в основном домохозяйки, старики, инвалиды, которые основное свое время проводят дома. Их больше привлекают видеофильмы, интересные передачи и картины. Поэтому, при подготовке для таких людей идеологических материалов надо иметь в виду, что они просты, нуждаются в добром и человеческом внимании. Поскольку эти люди больше заняты домашними заботами, беседы и встречи с ними должны быть заранее запланированы, отель важно, умело использовать национальные обычаи, ритуалы, а вопрос о времени и месте проведения мероприятий должен быть обсужден совместно с активистами махаллинских и женских комитетов.

При организации идеологической работы важно учесть с какой – большой или малой - аудиторией мы имеем дело. Когда принимают участие более 100-200 человек, это считается большой, а когда участвуют 15-100 человек – средней, а до 15 человек - малой аудиторией.

Правила, которые обязан знать пропагандист:

- В большой аудитории ораторское  мастерство должно быть на  высоком уровне;

- При использовании наглядных  пособий должна быть четкость;

- Вопросы должны быть минимальными;

- В маленькой аудитории вопросы  и ответы на них должны быть  максимальными;

- Формализм должен быть устранен;

- Знания оратора по теме должны  быть полными;

- Ораторское мастерство использовать  и на среднем уровне;

- Творческий подход к освещению  темы.

Кроме того, надо учитывать возрастные особенности аудитории, уровень  их знаний.

Критерии оценки эффективности  идеологической воспитательной работы. Это – очень тонкая и ответственная  работа. Если такая работа проводится в маленькой аудитории, где присутствуют до 15 человек, то тогда мировоззрение  молодых слушателей, воспитанников  или студентов-учащихся можно определить непосредственно через беседы, письменные работы и их отношение к работе, событиям, можно повторить занятия.

Если аудитория состоит от 15 до 100 человек, т.е. группа людей, обычно собирающаяся на мероприятиях или собраниях  среднего уровня, их эффективность  работы за один раз определить трудно, ибо известно что, на основе психологической  закономерности, что чем больше количество людей в аудитории, тем более  велика похожесть ее составляющих. Поэтому для повышения эффективности  духовно-нравственных и идеологических мероприятий в аудиториях с количеством  слушателей 100, 200, 300 человек, необходимо учитывать много факторов. В этих условиях проведение дискуссий, обмен  мнениями или ведение мониторинга  по усвоению участниками информации происходит сложно. Здесь даже очень интересующиеся новостями слушатели могут занимать по отношению к пропагандисту нейтральность, не полностью следовать его мыслям. Т.к. здесь следует иметь в виду не отдельные личности, а группы. Если определенная группа вообще склонна к восприятию информации, то это означает, что она имеет способность слушать, а когда наоборот, никто ничего не поймет. Иногда среди слушателей встречаются люди, которые задают вопросы, которые большинству могу не понравиться или предпочтительно некоторым, в такой ситуации надо проявлять находчивость и проницательность и находить то, что всеми будет воспринято   одинаково.

Поэтому проведение встреч и лекций на важные темы, касающиеся судеб Родины и страны, в относительно узких  аудиториях, за «круглыми столами» приносит наибольшую эффективность, подтверждено и в психологии, и в практике общественного воздействия.

Критериями оценки эффективности  работы по идеологическому воспитанию являются:

- Политическая образованность, социальная  активность населения;

- Духовно-нравственное здоровье  общества, душевная сила людей;

- Проявление в повседневной  жизни патриотизма;

- Наличие у населения интереса  в образованности, усиление стремления  у людей к повышению своих  знаний, повышение спроса и предложения  на газеты и журналы, продукцию  периодической печати и издательскую  продукцию;

- Уменьшение случаев преступности  и правонарушений, искоренение преступности  среди женщин и несовершеннолетних;

- Уменьшение среди молодежи  наркомании и других вредных  привычек, активное участие в  этом деле широкой общественности;

- Сохранение альтернативного отношения  к религиозным, светским знаниям,  потребности к литературе в  этой сфере;

- Укрепление семьей, уменьшение  разводов;

- Формирование у граждан чувства  законопослушности.

Изучение общественной мысли. Это  – один из верных путей изучения эффективности внедрения духовно-идеологического  воспитания в широкие народные массы  и молодежи. Общественное мнение –  это единый общий взгляд, выражаемый группой или обществом. Общественное мнение в основном изучается социальной психологией и социологией. Но современные  процессы общественного развития требуют  изучения общественного мнения не только группами определенных специалистов, но еще и всеми активными лицами.

В повседневной жизни, особенно, в  условиях Узбекистана, главным барометром, мерой общественного мнения является махалля. Махалля в действительности бывает в курсе всего, что происходит в каждой семье, неравнодушно относится к судьбам людей, через активистов изучает все изменения в жизни, переживания и чувства людей. В этом смысле, в условиях Узбекистана махалля является аудиторией настоящей демократии, что подтверждено ее возможностями по управлению общественным мнением.

Вместе с тем, в практике идеологической работы для обеспечения духовно-нравственной стабильности в обществе целесообразно  использовать постоянное изучение общественного  мнения, привлечение к этому делу самых передовых представителей общественности. Изучение общественного  мнения осуществляется по следующим  основным направлениям:

Информация о работе Методы и средства идейного воспитания