Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:32, доклад
Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят: 1) общественную направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий.
№3 Принципы и методы воспитания
Принципы
воспитания выступают методологическими
нормами, правилами воспитания. К
принципам воспитания в педагогике
относят: 1) общественную направленность
воспитания; 2) связь воспитания с
жизнью; 3) опора на положительное
в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания;
5) личностный подход; 6) единство воспитательных
воздействий.
1.
Принцип общественной
А.С.Макаренко
писал о невозможности полной
стандартизации в определении целей
воспитания подрастающего поколения.
Он считал, что для каждого молодого
человека необходимо продумать две
программы воспитания: одна, представленная
общими стандартами (принципы воспитания),
другая, корректирующая безликость стандартов,
должна учитывать особенности конкретного
человека, быть ориентированной на развитие
индивидуальности воспитанника. Исходя
из того, что сегодня как никогда актуальна
потребность развития индивидуальности
личности, остановимся на принципах ее
воспитания. К числу данных принципов
с учетом практической педагогической
этики можно отнести: принцип ненасилия
(право человека быть тем, что он есть);
принцип паритетности взаимоотношений;
принцип уважения труда познания; принцип
уважения неудач; принцип уважения тяжелой
работы роста; принцип уважения самобытности;
принцип опоры на положительное в человеке;
принцип компромиссности спорных решений.
Итак,
принципы воспитания представляют собой
систему, нормативный аспект которой заключается
в применении взаимосвязанных и взаимодополняемых
правил воспитательного воздействия.
Пренебрежение, даже временное, к использованию
одного или нескольких принципов чревато
негативными последствиями воспитания
личности.
Методы
воспитания – это способы воспитующего
воздействия педагога на воспитанника.
Они весьма многообразны и зависят
от ряда факторов: от особенностей личности
педагога и его профессионализма,
от целей воспитания, средств, условий,
форм организации воспитательного процесса,
от индивидуальных особенностей воспитуемой
личности, от воспитуемых свойств, качеств,
состояний личности, от уровня воспитанности
воспитанника и др.
Классификации
методов воспитания. Методы воспитания
разделены на три группы по основной
направленности на объект воспитания:
1) методы воспитания сознания; 2) методы
воспитания деятельности и поведения
(общения); 3) методы стимулирования воспитания.
Последние методы являются общими. Первые
две группы, в известной мере, можно назвать
специальными, хотя очевидно их универсальное
воздействие на воспитуемого.
1.
Методы воспитания сознания относятся
к группе способов воспитующего воздействия
на различные стороны сознания – на интеллект,
чувства и эмоции, волю. Наиболее действенными
являются такие методы, которые захватывают
сразу все сферы сознания. Предполагается,
что ведущей стороной этих словесно-действенных
методов является убеждение. Убеждение
основано на серьезной научной и логически
обоснованной аргументации. Это сфера
интеллекта. В ней формируется осознанное
отношение к нормам, правилам, предписаниям
общения, поведения и деятельности. Как
видим, в методы воспитания сознания включено
внушение, увещевание. Они основаны на
некритическом восприятии правил и норм
поведения и деятельности. Следовательно,
большое значение здесь придается чувственно-эмоциональной
сфере сознания воспитуемого. В культуре
личности сформированные идеальные схемы,
модели поведения и деятельности действенны
лишь тогда, когда они закреплены в привычных
физиологических формах реального поведения
и деятельности. Реализация воспитательного
воздействия осуществляется на основе
практической деятельности воспитанников.
2.
Особым методом воспитания
3.
Методы стимулирования
Таким образом, можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признается тот, который учитывает все многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты.