Характеристика методов воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, лекция

Краткое описание

В данной работе изложена таблица с характеристиками методов воспитания.

Файлы: 1 файл

хар-ка методов воспитания.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

№3. Характеристика методов воспитания

Группа  методов

Метод

Задачи

Условия эффективности

1. Методы формирования сознания личности

1. Рассказ

 

2. Беседа

 

3. Лекция

 

4. Объяснение

 

5. Диспут

 

6. Пример

 

7. Внушение

1. вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

 

2. имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

 

3. Цель — убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. [

 

4.

 

5. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

 

6. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

 

7. Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания. воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям.

1. К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

— соответствие социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ для подростков более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом;

— сопровождение  иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает восприятие и хорошо подобранное музыкальное сопровождение;

— соответствующая  обстановка для восприятия этического рассказа. 

 

 

2. Беседа, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

 

3. При подготовке к лекции следует избегать прямого переписывания информации из книг и журналов. Конструкции письменной речи плохо воспринимаются на слух. Вредят лекции и излишнее наукообразие, перегрузка теоретическими понятиями. А вот собственная точка зрения лектора по рассматриваемому вопросу сделает его выступление убедительным.

 

4. Для него характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения

 

5. Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета. Наиболее общее назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

6. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

7.

2. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

 

1. Приручение

 

2. Педагогическое требование

 

3. Упражнение

 

4. Общественное мнение

 

 

5.Воспитывающая ситуация

 

1.  Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

 

2. метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

 

3. многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.

 

4.

 

5. ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. 

 

 

 

 

1. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения.

 

2. Одно из основных условий эффективности данного метода— чувство меры: «Приучайте дитя сначала повиноваться двум-трем легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться», — писал К. Д. Ушинский.

 

3. Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения упражнений, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений, мотивации и стимулирования упражнений. Непременное условие эффективности упражнений — создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно же развиваются и крепнут полезные навыки и привычки.

 

 

4. Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному обсуждению всех более или менее значительных явлений и событий в жизни класса и школы, приучает их давать последним принципиальную оценку. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению это свидетельствует о том, что в коллек тиве складывается достаточно зрелое общественное мнение

 

5. Выделяется несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Прежде всего ситуации не должны быть надуманными, но отражать жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

3. Методы стимулирования деятельности и поведения

 

1. Поощрение

 

2. Наказание

 

 

1. Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогической коррекции. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.

 

2. Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Формирует у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

 

 

1. Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной. Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения

 

2. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

4. Методы контроля и самоконтроля

 

1. Устного контроля и самоконтроля

 

2. Письменного контроля и самоконтроля

 

3.Лабораторно-практического контроля и самоконтроля

 

1.

 

2.

 

3.

 

1.

 

2.

 

3.

 

5. Методы самовоспитания

 

1.Самопобуж-дение

 

2. Мотивация

 

3.Самовнушение

 

4. Упражнение

 

5.Самокоррекция

 

6. Рефлексия

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.



Информация о работе Характеристика методов воспитания