Примером косвенного влияния
могут служить воспитывающие
ситуации, в которых выявляются
ценностные ориентации воспитуемого,
устойчивость его нравственных
основ. В воспитывающих ситуациях
учащийся имеет свободу выбора
определенного решения из ряда
вариантов. В поисках выхода
он может осознать основание
своего выбора, соотнести его
с основными общественными ценностями
и, возможно, изменить поведение.
В задачу педагога входит создание
проблемных ситуаций, позволяющих
учащемуся проявить себя в
положении внутреннего конфликта,
а также обеспечение коррекции,
помогающей совершить правильный
выбор.
В педагогической деятельности
принято различать индивидуально-специфическое
и функционально-ролевое влияние.
Индивидуально-специфическое влияние
учителя заключается в передаче
окружающим еще не освоенных
ими образцов личностной активности,
в которых выражаются его уникальные
личностные характеристики (доброта,
общительность и т.п.). Функционально-ролевое
влияние учителя связано с
задаваемыми его ролью способами
возможного поведения. По существу, обе
эти формы влияния неразрывно связаны.
Однако в ситуациях, когда учитель не обладает
яркими личностными характеристиками
и не способен обеспечить необходимый
уровень индивидуально-специфического
влияния, происходит нарушение этого единства.
Влияние на учеников начинает осуществляться
им только с позиций своей официальной
роли, позволяющей компенсировать невозможность
индивидуально-специфическое влияние
усиленным применением авторитарных методов.
1.5
Формы воспитания
Формы воспитания - это способы организации
воспитательного процесса, способы целесообразной
организации коллективной и индивидуальной
деятельности учащихся. Используют и термины
"воспитательное мероприятие, организационные
формы воспитания". Мероприятие - организованное
действие коллектива, направленное на
достижение каких-либо воспитательных
целей.
В педагогической литературе
единого подхода к классификации
форм воспитательной работы нет.
Наиболее распространенной является
классификация организационных
форм воспитания в зависимости
от того, как организованы учащиеся:
массовые формы (участие всего
класса), кружковая-групповая и индивидуальная.
Заслуживает внимания подход
к определению форм воспитательной
работы, связанный с направлениями
воспитательной деятельности. Например,
для организации познавательно-развивающей
деятельности учащихся более
подходят такие формы, как викторина,
аукцион знаний, конкурс знатоков
"Что? Где? Когда?", конкурс
проектов, деловые игры, научные
конференции учащихся, конкурс изобретателей
и фантазеров и т.п.
При осуществлении задач нравственного
воспитания могут применяться
такие формы, как диспуты, круглый
стол, беседа на этические темы,
телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные
композиции и т. п.). Для каждого детского
коллектива следует выбирать наиболее
подходящие формы. Чем разнообразнее и
богаче по содержанию формы организации
воспитательного процесса, тем он эффективнее.
В основе выбора форм воспитательной работы
должна находиться педагогическая целесообразность.
Когда речь идет о специально
организованной воспитательной
деятельности, то обычно эта деятельность
ассоциируется с определенным
воздействием, влиянием на формируемую
личность.
Вот почему в некоторых пособиях
по педагогике воспитание традиционно
определяется как специально
организованное педагогическое
воздействие на развивающуюся
личность с целью формирования
у нее определяемых обществом
социальных свойств и качеств.
Само по себе внешнее воспитательное
воздействие не всегда ведет
к желаемому результату: оно может
вызывать у воспитуемого как
положительную, так и отрицательную
реакцию или же быть нейтральным.
Вполне понятно, что только
при условии, если воспитательное
воздействие вызывает у личности
внутреннюю положительную реакцию
(отношение) и возбуждает ее
собственную активность в работе
над собой, оно оказывает на
нее эффективное развивающее
и формирующее влияние.
1.6
Методы самовоспитания
и самообразования
В процессе
воспитания необходимо побудить ребенка
к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с
рождения, он рождается со способностью
к развитию. Он не сосуд, куда
"сливается" опыт человечества,
он сам способен этот опыт
приобретать и творить что-то
новое. Поэтому основными душевными
факторами развития человека
являются самовоспитание, самообразование,
самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание - это процесс усвоения
человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних
душевных факторов, обеспечивающих
развитие.
Самовоспитание - это деятельность
человека, направленная на изменение
своей личности в соответствии
с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и
убеждениями. Самовоспитание предполагает
определенный уровень развития
личности, ее самосознания, способности
к ее анализу при сознательном
сопоставлении своих поступков
с поступками других людей.
Отношение человека к своим
потенциальным возможностям, правильность
самооценки, умение видеть свои
недостатки характеризуют зрелость
человека и являются предпосылками
организации самовоспитания.
Воспитание, если оно не насилие,
без самовоспитания невозможно.
Их следует рассматривать как
две стороны одного и того
же процесса. Осуществляя самовоспитание,
человек может самообразовываться.
Самообразование - это система
внутренней самоорганизации не
усвоению опыта поколений, направленной
на собственное развитие. Самообучение
- это процесс непосредственного
получения человеком опыта поколений
посредством собственных устремлений
и самим выбранных средств.
В понятиях "самовоспитание", "самообразование",
"самообучение " педагогика описывает
внутренний духовный мир человека,
его способность самостоятельно
развиваться. Внешние факторы
- воспитание, образование, обучение
- лишь условия, средства их
пробуждения, приведения в действие.
Вот почему философы, педагоги, психологи
утверждают, что именно в душе
человека заложены движущие силы его
развития.
А.К. Маркова выделяет высокий
и низкий уровни самовоспитуемости,
саморазвиваемости и самообучаемости:
Высокий уровень: инициатива без
толчков и стимулов извне, самостоятельная
постановка целей саморазвития,
построение программы и вариативность
ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное
целеполагание, внутренняя устойчивость
и цельность. Построение новых смыслов
(смыслообразование) в трудных условиях.
Повседневная рефлексия. Владение приемами
мобилизации и расслабления.
Низкий уровень: отсутствие потребности
и способности самому что-то
делать для своего развития (что
может сочетаться с высокой
дисциплиной как исполнителя). Отсутствие
внутреннего смысла и стержня
существа личности. Отсутствие интереса
к самоанализу. Напряженность
и комплексы в учебной работе.
Самовоспитание
предполагает использование таких приемов,
как:
самообязательство
(добровольное задание самому себе
осознанных целей и задач самосовершенствования,
решение сформировать у себя те или
иные качества);
самоотчет
(ретроспективный взгляд на пройденный
за определенное время путь);
осмысление
собственной деятельности и поведения
(выявление причин успехов и неудач);
самоконтроль
(систематическая фиксация своего состояния
и поведения с целью предотвращения
нежелательных последствий).
Самовоспитание
осуществляется в процессе самоуправления,
которое строится на основе сформулированных
человеком целей, программы действий,
контроля за выполнением программы,
оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самопознание,
которое включает: самонаблюдение,
самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание,
которое опирается на: самоубеждение,
самоконтроль, самоприказ, самовнушение,
самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование,
которое предполагает: самоутверждение,
самоободрение, самопоощрение, самонаказание,
самоограничение.