Методы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Оглавление

1. Понятие и сущность методов воспитания
2 .Методы воспитания: понятие и классификация
3. Приемы воспитания
4. Методы влияния
5. Виды влияния
6. Формы воспитания
7. Методы самовоспитания и самообразования

Файлы: 1 файл

11.docx

— 28.56 Кб (Скачать)

          Примером косвенного влияния  могут служить воспитывающие  ситуации, в которых выявляются  ценностные ориентации воспитуемого, устойчивость его нравственных  основ. В воспитывающих ситуациях  учащийся имеет свободу выбора  определенного решения из ряда  вариантов. В поисках выхода  он может осознать основание  своего выбора, соотнести его  с основными общественными ценностями  и, возможно, изменить поведение.  В задачу педагога входит создание  проблемных ситуаций, позволяющих  учащемуся проявить себя в  положении внутреннего конфликта,  а также обеспечение коррекции,  помогающей совершить правильный  выбор.

          В педагогической деятельности  принято различать индивидуально-специфическое  и функционально-ролевое влияние.  Индивидуально-специфическое влияние  учителя заключается в передаче  окружающим еще не освоенных  ими образцов личностной активности, в которых выражаются его уникальные  личностные характеристики (доброта,  общительность и т.п.). Функционально-ролевое  влияние учителя связано с  задаваемыми его ролью способами возможного поведения. По существу, обе эти формы влияния неразрывно связаны. Однако в ситуациях, когда учитель не обладает яркими личностными характеристиками и не способен обеспечить необходимый уровень индивидуально-специфического влияния, происходит нарушение этого единства. Влияние на учеников начинает осуществляться им только с позиций своей официальной роли, позволяющей компенсировать невозможность индивидуально-специфическое влияние усиленным применением авторитарных методов. 

1.5 Формы воспитания

     Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

          В педагогической литературе  единого подхода к классификации  форм воспитательной работы нет.  Наиболее распространенной является  классификация организационных  форм воспитания в зависимости  от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего  класса), кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход  к определению форм воспитательной  работы, связанный с направлениями  воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей  деятельности учащихся более  подходят такие формы, как викторина,  аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс  проектов, деловые игры, научные  конференции учащихся, конкурс изобретателей  и фантазеров и т.п.

          При осуществлении задач нравственного  воспитания могут применяться  такие формы, как диспуты, круглый  стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные  композиции и т. п.). Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

          Когда речь идет о специально  организованной воспитательной  деятельности, то обычно эта деятельность  ассоциируется с определенным  воздействием, влиянием на формируемую  личность.

          Вот почему в некоторых пособиях  по педагогике воспитание традиционно  определяется как специально  организованное педагогическое  воздействие на развивающуюся  личность с целью формирования  у нее определяемых обществом  социальных свойств и качеств.

          Само по себе внешнее воспитательное  воздействие не всегда ведет  к желаемому результату: оно может  вызывать у воспитуемого как  положительную, так и отрицательную  реакцию или же быть нейтральным.  Вполне понятно, что только  при условии, если воспитательное  воздействие вызывает у личности  внутреннюю положительную реакцию  (отношение) и возбуждает ее  собственную активность в работе  над собой, оно оказывает на  нее эффективное развивающее  и формирующее влияние. 

1.6 Методы самовоспитания и самообразования

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка  к осуществлению самовоспитания.

          Сам ребенок активен уже с  рождения, он рождается со способностью  к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт  приобретать и творить что-то  новое. Поэтому основными душевными  факторами развития человека  являются самовоспитание, самообразование,  самообучение, самосовершенствование.

          Самовоспитание - это процесс усвоения  человеком опыта предшествующих  поколений посредством внутренних  душевных факторов, обеспечивающих  развитие.

          Самовоспитание - это деятельность  человека, направленная на изменение  своей личности в соответствии  с сознательно поставленными  целями, сложившимися идеалами и  убеждениями. Самовоспитание предполагает  определенный уровень развития  личности, ее самосознания, способности  к ее анализу при сознательном  сопоставлении своих поступков  с поступками других людей.  Отношение человека к своим  потенциальным возможностям, правильность  самооценки, умение видеть свои  недостатки характеризуют зрелость  человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

          Воспитание, если оно не насилие,  без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как  две стороны одного и того  же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

          Самообразование - это система  внутренней самоорганизации не  усвоению опыта поколений, направленной  на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного  получения человеком опыта поколений  посредством собственных устремлений  и самим выбранных средств.

          В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает  внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно  развиваться. Внешние факторы  - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их  пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи  утверждают, что именно в душе  человека заложены движущие силы его развития.

          А.К. Маркова выделяет высокий  и низкий уровни самовоспитуемости,  саморазвиваемости и самообучаемости: 

          Высокий уровень: инициатива без  толчков и стимулов извне, самостоятельная  постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления.

          Низкий уровень: отсутствие потребности  и способности самому что-то  делать для своего развития (что  может сочетаться с высокой  дисциплиной как исполнителя). Отсутствие  внутреннего смысла и стержня  существа личности. Отсутствие интереса  к самоанализу. Напряженность  и комплексы в учебной работе.

Самовоспитание  предполагает использование таких приемов, как:

самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или  иные качества);

самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

осмысление  собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния  и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание  осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Информация о работе Методы воспитания