Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Введение.
Педагогические методы.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Музыкально-дидактические игры и пособия.
Литература.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего Профессионального Образования
«Хакасский Государственный Университет Им. Н.Ф. Катанова»
(ХГУ им.Н.Ф Катанова)
Колледж Педагогического Образования, Информатики и Права
Специальность 0314 – Дошкольного Образования (Заочная Форма Обучения)
4 Курс, Группа 4б
Старикова Людмила Ивановна
Контрольная работа по методике «Музыкальное воспитание»
Тема: Методы и приемы музыкального воспитания детей.
Преподаватель: Смоктунович
Абакан 2011
План:
Введение
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование
основ музыкальной культуры - т. е.
музыкальное воспитание нужно начинать
в дошкольном возрасте. Отсутствие
полноценных музыкальных
Музыкальное развитие оказывает
ничем не заменимое воздействие
на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, воспитывается
чуткость к красоте в искусстве
и жизни. «Только развивая эмоции,
интересы, вкусы ребенка, можно приобщить
его к музыкальной культуре, заложить
ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно
важен для дальнейшего
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая, всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело - пишет ученый - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.
Педагогические методы.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.
Методы направлены на воспитание
эстетического отношения к
Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. Поэтому остановимся на тех, которые в теории советской педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.
Метод убеждения средствами музыки
Рассмотрим вначале, как
можно применить метод
Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет предварительное ознакомление в процессе многократного проигрывания. Композитор Б. В. Асафьев говорил: «Услышать ее (музыку.— Н. В.) — это уже понять».
Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что такое ее хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.
Музыка — «язык
чувств». Она волнует, создает
определенное настроение и тем
самым вызывает ответно мысли,
заставляет думать. Поэтому так
важно пояснением, словом усилить
переживание детей. Следует
Таким образом, метод убеждения
способствует развитию добрых чувств,
хорошего вкуса, правильного понимания
исполняемых музыкальных
Метод приучения, упражнения
Рассмотрим теперь упражнения
как метод организации детской
музыкальной деятельности. Чтобы
развить эстетическое отношение
к музыке, вызвать интерес к
ней, потребность общения со звуковыми
образами, надо научить детей активно
действовать, внимательно слушать,
различать и сравнивать характерные
особенности звучания, своеобразие
ритма, улавливать нюансы. Эта работа
ведется последовательно — из
года в год, изо дня в день. Овладение
первоначальными навыками восприятия
и исполнения обогащает чувство
прекрасного, развивает инициативу,
желание действовать
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать и руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».
Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.
Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).
Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.
На занятиях также
использую аудио и
Симфоническую музыку
лучше слушать в записи, чтобы
сохранить при восприятии
Зрительная наглядность
имеет также большее значение,
чтобы усилить впечатления
Широко применяю словесный
метод. С помощью интересной
беседы детям прививается
Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания детей