Методы и приемы музыкального воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оглавление

Введение.
Педагогические методы.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Музыкально-дидактические игры и пособия.
Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по методике музыкального воспитания.docx

— 29.74 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего Профессионального  Образования

«Хакасский Государственный  Университет Им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им.Н.Ф Катанова)

Колледж Педагогического  Образования, Информатики и Права

Специальность 0314 – Дошкольного  Образования (Заочная Форма Обучения)

4 Курс, Группа 4б

 

 

Старикова Людмила Ивановна

 

 

Контрольная работа по методике «Музыкальное воспитание»

Тема: Методы и приемы музыкального воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Смоктунович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2011

План:

  1. Введение.
  2. Педагогические методы.
  3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
  4. Музыкально-дидактические игры и пособия.
  5. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Различные виды искусства  обладают специфическими средствами воздействия  на человека. Музыка же имеет возможность  воздействовать на ребенка на самых  ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для  последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним  из богатейших и действенных средств  эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует  вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений  в детстве с трудом восполним впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»

Музыкальное развитие оказывает  ничем не заменимое воздействие  на общее развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, воспитывается  чуткость к красоте в искусстве  и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить  его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно  важен для дальнейшего овладения  музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет  сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно  для последующего развития человека, его общего духовного становления»

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой  опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая, всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных  способностей. Она связана с развитием  эмоциональной отзывчивости и в  жизни, с воспитанием таких качеств  личности, как доброта, умение сочувствовать  другому человеку.

Развитие музыкальных  способностей, одна из главных задач  музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело - пишет ученый - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические  методы.

 

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого  и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится  взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной  восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это  различные моменты общей музыкальности  дошкольника, которые еще очень  скромны в своих проявлениях  и видоизменяются в зависимости  от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных  задач, от характера различных видов  музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. Поэтому остановимся на тех, которые  в теории советской педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Метод убеждения  средствами музыки

Рассмотрим вначале, как  можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае — непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно  вызвать у детей эмоциональный  отклик, эстетические переживания и  тем самым добиться нужного педагогического  эффекта. Следовательно, выразительное  исполнение музыки является необходимым  условием донесения до слушателя  особенностей музыкального произведения.

Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его  содержание, осмыслить характер, почувствовать  настроение. Этому поможет предварительное  ознакомление в процессе многократного  проигрывания. Композитор Б. В. Асафьев  говорил: «Услышать ее (музыку.— Н. В.) — это уже понять».

Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что  такое ее хорошее звучание, затем  надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных  средств.

 Музыка — «язык  чувств». Она волнует, создает  определенное настроение и тем  самым вызывает ответно мысли,  заставляет думать. Поэтому так  важно пояснением, словом усилить  переживание детей. Следует иметь  в виду, что каждый понимает  музыку по-своему. Слушая, например, пьесу П. Чайковского «Песня  жаворонка» и не зная еще  ее названия, а воспринимая лишь  спокойный, светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появится приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции на музыку.

Таким образом, метод убеждения  способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания  исполняемых музыкальных произведений. Осмысленное исполнение оказывает  на детей сильное воздействие, вызывая  у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Сравните, например, широкое и торжественное звучание песни Е. Тиличеевой «Наша Родина», веселое оживление русской народной мелодии «Ах, вы, сени» и легкую, изящную пьесу «Мотылек» С. Майкапара.

Метод приучения, упражнения

Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской  музыкальной деятельности. Чтобы  развить эстетическое отношение  к музыке, вызвать интерес к  ней, потребность общения со звуковыми  образами, надо научить детей активно  действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные  особенности звучания, своеобразие  ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно — из года в год, изо дня в день. Овладение  первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство  прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Известный советский педагог  В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе  и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды  сердце ребенка дрогнуло, переполнилось  чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя  состоит в том, чтобы, образно  говоря, дать и руки каждому ребенку  скрипку, чтобы каждый чувствовал, как  рождается музыка».

Приучая детей эстетически  относиться к музыке, воспитатель  проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог  ввел его в мир музыки, в мир  мыслей, чувств, помогая в будущем  стать добрым и отзывчивым, творчески  активным человеком.

Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое  упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и  воспитанию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  методов и приемов музыкального воспитания.

 

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую  различные методы: наглядный, словесный  и практический.

Наглядный метод может  быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование  записи позволяет мне подобрать  самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий  до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это  расширяет кругозор детей, развивает  художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая  помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет  лишними аккордами вступление или  заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при  использовании фонограммы, и это  способствует более внимательному  вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.

На занятиях  также  использую аудио и видеокассеты, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание  с «живым» исполнением. Так, музыкальное  произведение в«живом» исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

 Симфоническую музыку  лучше слушать в записи, чтобы  сохранить при восприятии оркестровую  красочность.

Зрительная наглядность  имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей  от музыки, вызвать в их воображении  зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.

 Широко применяю словесный  метод. С помощью интересной  беседы детям прививается любовь  к музыке, расширяются представления  о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир,  чувства, формируются  нравственные  качества, интересы.

Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания детей