Методы и приемы музыкального воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оглавление

Введение.
Педагогические методы.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Музыкально-дидактические игры и пособия.
Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по методике музыкального воспитания.docx

— 29.74 Кб (Скачать)

 Практический метод  в развитии музыкального восприятия  также очень важен. Чтобы ребенок  глубже почувствовал характер  музыки, активно пережил свои  впечатления, сочетаю восприятие  музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить  музыку через себя», выразить  во внешних проявлениях свои  переживания.

Движения успешно использую  как приемы, активизирующие осознание  детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

 Говоря о развитии  музыкального восприятия с помощью  движения, важно отметить, что речь  идет не о выработке качественного  выполнения движений, а о возможностях  выразить переживания музыки  с помощью освоенных детьми  представлений и способов действий.

 Методы музыкального  воспитания тесно связаны между  собой.

Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

Показ с пояснением.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все  пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень  точными, емкими, яркими.

Игровые приемы.

Делают музыкальные занятия  более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой  прием «эхо», «мои рукиваши-ноги».

Приём погружения в музыку.

 Воплощение в движениях  музыки, с которой дети впервые  знакомятся на занятии.

Вопросы к детям

 Активизируют мышление  и речь детей. К их ответам  на вопросы педагога надо подходить  дифференцированно, в зависимости  от того с какой целью задан  вопрос (беседа, вступительное слово,  закрепление).

Оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить  свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-дидактические  игры и пособия.

 

Одной из важных задач всестороннего  развития ребенка является воспитание    музыкальной культуры. Ее основы закладываются  уже в детстве. В этой связи  большое

место отводится музыке в  детских садах, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной  музыкальной деятельности, и во время  праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной  отзывчивости на нее, приобщение их к  разнообразным видам музыкальной  деятельности, что позволяет развивать  общую музыкальность ребенка, его  творческие способности.

Восприятие музыки сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных  знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить  ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно  акцентировать его внимание на средствах  музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные  произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью  применяют музыкально-дидактические  пособия, которые, воздействуя на ребенка  комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное  восприятие в целом.

Все пособия условно делятся  на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере  музыки (веселая, грустная), музыкальных  жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко  и тучка», «Подбери музыку»

Пособия, которые дают представление  о содержании музыки, о музыкальных  образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

Пособия, которые формируют  у детей представление о средствах  музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Как показала практика, систематическое  применение пособий вызывает у детей  активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению  детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические  пособия способствуют более активному  восприятию музыки дошкольниками, позволяют  в доступной форме приобщить  их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них и  музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Основное назначение музыкально-дидактических  игр и пособий - формирование у  детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме  помочь им разобраться в соотношении  звуков по высоте; развить у них  чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным  действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические  игры и пособия обогащают детей  новыми впечатлениями, развивают у  них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и  пособий в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала  лежат задачи развития у детей  музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для  него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические  игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей  петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные  знания, у них формируются необходимые  черты личности, в первую очередь  чувство товарищества, ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.
  2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М., 1982.
  3. Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музыкальном воспитании дошкольником //Дошк. воспитание. — 1995.
  4. Радынова О.П. и др. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999.

Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания детей