Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?

Оглавление

Введение

1. Педагогические методы и их классификация.
2. Методические приемы.
3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

Главное управление образования Курганской области

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

«Курганский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

     Дисциплина                                   Методика музыкального воспитания

 

 

     Студент                                           Ахроменко А.С.

 

 

     Группа                                             42

 

 

     Специальность                              050704 Дошкольное образование

 

 

     Преподаватель                               Юдина О.Н.

         

               

     Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2012

План

 

     Введение

 

  1. Педагогические методы и их классификация.
  2. Методические приемы.
  3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
  4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

…Каждый из видов деятельности

своеобразен, обладает

своими особыми качествами и 

поэтому оказывает свое ничем 

не заменимое влияние

А.П. Усова

«Я люблю музыку», — может  утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что  объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что  различает их музыкальный опыт, музыкальные  вкусы, предпочтения, отношение к  музыке. Какую музыку я люблю? Я  понимаю музыку? Как я понимаю  музыку?

Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как это ни парадоксально, когда о ней заходит разговор, оказывается непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», — это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое  воздействие оказало на них то или иное произведение.

В этом нет ничего удивительного. Никакое  образование, никакие музыковедческие  изыскания не объяснят нам, что же такое музыка. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», —  писал русский художник Карл Брюллов. Это неуловимое «чуть-чуть» не поддается  никакому анализу и заставляет нас  рыдать и смеяться, грустить и удивляться, иными словами, переживать сильнейшие эмоции и чувства. Загадка заключается  в том, что переживания эти  вовсе не последствия происходящих с нами в жизни событий, а результат  увиденного или услышанного произведения искусства.

Различные виды искусства  обладают специфическими средствами воздействия  на человека. Музыка же имеет возможность  воздействовать на ребенка на самых  ранних этапах. Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха. Почему именно европейская музыка XVII—XVIII вв. оказывает развивающее влияние на растущий в утробе матери организм?

Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение  по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими  ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных  процессов, происходящих в нем, на его  музыкальные интересы оказывают  мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и развивается.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического  воспитания, она обладает большой  силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует  вкусы.

Даже далекий от предмета нашего пособия человек скажет, что взаимодействие с музыкой, да и с искусством вообще — это какая-то особенная деятельность. К этой деятельности явно можно отнести и сочинение музыки композитором, и игру на музыкальных инструментах, и слушание музыки в концертном зале.

Человек взаимодействует с музыкой, использует ее для передачи своих  настроений и переживаний. Нужна  ли какая-либо специальная деятельность для того, чтобы музыка стала доступна для общения с ней? Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» (4; стр. 17).

Музыкальное развитие оказывает ничем  не заменимое воздействие на общее  развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, воспитывается  чуткость к красоте в искусстве  и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить  его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно  важен для дальнейшего овладения  музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет  сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно  для последующего развития человека, его общего духовного становления» (5; стр. 18).

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Педагогические методы и их классификация

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. В зависимости от возраста должны меняться и методы воспитания.

 Методы воспитания многообразны. В зависимости от учебных задач, от характера различных видов деятельности, обстановки, источника информации в теории педагогики являются основными:

1) убеждение,

2) приучение, упражнения.

  Процесс воспитания – непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

 Ребёнку необходимо понять, о чём рассказывает музыка, что  такое её хорошее звучание, затем  надо выполнить те или иные  требования в пении, танце и  т.д. Известно, эстетические переживания  составляют единство эмоционального  и сознательного. Поэтому убеждать  надо не только непосредственным  воздействием музыки, но и организацией  целенаправленного внимания, разъяснением  темы, содержания, выразительных музыкальных  средств. 

  Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Каждый понимает музыку по-своему. Педагог должен словесным пояснением вызвать определённую общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ. Педагог поощряет правильные реакции на музыку.

  Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.

  Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувства прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

  Методы обучения понимаются как взаимоотношение педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребёнку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.

 

 

 

 

2. Методические приемы

Методы обучения тесно  связаны с методическими приёмами. Приём – это часть метода и  выполняет при нём вспомогательную  роль.

 Приёмы различаются в зависимости от того, чему учит педагог – пению, слушанию, игре, танцу и кого учит – младших или старших детей. Например, исполняя произведение «Клоуны» Д. Кабалевкого для слушания в старшей группе, педагог может в начале рассказать о весёлых клоунах, всё время находящихся в движении. Но, исполняя тем же детям для последующей игры русскую народную мелодию «Не опоздай», педагог предлагает им узнать, когда надо менять характер движения. Появляющиеся во второй части акценты подсказывают детям, когда надо хлопать. Таким образом, ребята различают изменения в характере музыки и самостоятельно определяют соответствующие им движения. Они готовы к игре.

 Приёмы обучения меняются в зависимости от возраста детей. При разучивании песни малышей надо заинтересовать понятными им, конкретными образами. Перед исполнением песни «Птичка» М. Раухваргера педагог показывает игрушку-птичку и говорит: «Прилетела птичка, села на окошко и чирикнула. Стали дети просить – подожди, не улетай! А птичка улетела (прячет птичку) – ай!  Дети, вы хотите, чтобы птичка прилетела? Я её позову и спою песню». Педагог сажает птичку на пианино и поёт. Таким образом, этот методический приём приобретает игровой характер, образ птички становится доступным, наглядным и дополняет выразительное исполнение песни.

  В старших группах нет необходимости использовать этот приём. Создать настроение, связанное с характером исполняемой песни, поможет вводное слово. Если педагог хочет усилить художественное впечатление, то хорошо прочитать поэтический отрывок, показать иллюстрацию. Так, при ознакомлении с песней «Это наша Родина» Е. Тиличеевой педагог читает стихи С. Михалкова:

 

Кремлевские звезды над нами горят,

Повсюду доходит их свет,

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

 

Разнообразные приемы призваны воспитывать  у детей сознательное отношение  к процессу обучения и вместе с  тем побуждать к эмоциональному отклику на все происходящее. Например, в песне «Марш» М. Красева надо добиться точного выполнения ритмического рисунка во фразе. Чтобы дети поняли задание, педагог говорит: «Споем протяжно слово «пой» и послушаем, как раздаются звуки барабана». Таким образом, дети не только ритмически правильно выполняют мелодию, но и воспринимают выразительное значение ритма. Вместе с тем они эмоционально откликаются на призывное звучание этой части мелодии.

 В дошкольной дидактике подчеркивается значение методических приемов, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности. Эти приемы используются также и в слушании музыки, когда педагог побуждает детей к высказыванию о музыке, к правильным, интересным замечаниям Самостоятельность детей может проявляться и в исполнении заданий, в поисках способов их решения. Целесообразны приемы, направленные на развитие слухового самоконтроля, на оценку качества  исполнения другими  детьми.

 Самостоятельные  действия  детей   не   исключают   показа   приемов  исполнения.  Даже  при  обучении   взрослых  музыке  наряду с объяснениями  иногда  применяется  показ  отдельных приемов. Тем более это необходимо в процессе обучения дошкольников — сравнить звучание напевной  или  подвижной песни,  помочь правильно воспроизвести   трудную   мелодию,   показать   отдельные   движения в   танце,   характерную   особенность   музыкально-игрового образа.

Методы обучения и методические приемы теснейшим образом связаны  между собой. Методы указывают на способы, которыми педагог передает, а ребенок усваивает музыкальный материал, необходимые исполнительские навыки, приобретает умение самостоятельно действовать. Методические приемы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.

 

 

 

3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.

Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников