Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?

Оглавление

Введение

1. Педагогические методы и их классификация.
2. Методические приемы.
3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Что-то новое в мире.

Человечеству хочется песен.

Люди мыслят о лютне, о лире.

Мир без песен Неинтересен.

Л. Мартынов

 

Итак, музыка — «высшая ценность, не требующая для своего обоснования  ссылок на какие-то более высокие  ценности, поскольку таковых просто нет» (Александр Блок).

Музыка — это самовыражение. Природа дала человеку голос и  естественное всякому живому существу моторно-ритмическое чувство. Человек  — своего рода готовый музыкальный  инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.

Музыка — это взаимопонимание. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. С помощью  музыки человек не просто имеет возможность  рассказать о себе, своем внутреннем мире, своих чувствах и переживаниях, но и может быть понят другим человеком.

Музыка — это принадлежность всех времен и народов. Музыка существовала, существует и будет существовать всегда. В разные времена она выполняла  разные функции, но никогда человечество не представляло себе жизни без музыки. Разнообразие музыки предопределяет ее органичное включение в любое  событие

 в жизни человека.

Музыка — весь человек. Многообразие музыки равно многообразию самого человека. Музыка вмещает мир человека, став «языком» его «души».

Так нужно ли человеку владеть какой-либо деятельностью, для того чтобы общаться с музыкой?

В настоящее время преобразованиям  в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения  роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой  художественной культуры. В этой связи  велика роль музыкального искусства (музыкальной  деятельности).

Музыка, музыкальная культура и  искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого  счастья, добра, красоты, духовного  возрождения. А для того чтобы  понять, почему музыка (музыкальное  искусство) оказывает такое воздействие  на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства  и понимать роль искусства в жизни  общества. Место музыкального искусства  среди других эстетических ценностей  определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно  исчезнувшие явления и объекты  природы и общества, сохраняет  их образы для новых поколений.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» — видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

Интерес к музыке, знание ее является важным показателем духовной культуры человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Ветлугина Н.А. Методика  музыкального воспитания в детском  саду.

 

2. Ветлугина Н.А., Кенеман  А.В. Теория и методика музыкального  воспитания в детском саду.

 

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание дошкольников

 

4. Науменко Г.И. Фольклорная азбука - М.: Изд. центр «Академия», 1996.

 

5. Радынова О.П., Катинина А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под. ред. О.П. Радыновой - М.: Просвещение: Владос, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица №1

Учебные задания

Методы обучения

Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением  в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения

Выразительное исполнение взрослым; пояснение содержания характера  произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств 

Последовательное разучивание  песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений

Показ взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения-упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые)

Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности  исполнения песен, танцев, игр

Неоднократные повторения отдельных  «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения

 

Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков  и умений

Систематическое     наблюдение    за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос  в  ходе разучивания;  выборочная проверка усвоенных знаний и навыков  за  определенный  учебный  период    (месяц,   квартал);   исполнение выученных   произведений   на   праздниках,   развлечениях,   наблюдение  за самостоятельной   деятельностью  детей с целью выявления их интересов и правильности     приобретенных     ими способов творческих действий.


 

Следовательно, на занятиях нужно  следить одновременно за многими  моментами, в особенности за тем, как в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития.

 Несмотря на условное разделение  задач обучения и развития, можно  составить другую примерную схему,  по которой легко проследить  задачи развития музыкальных  способностей и методы обучения, содействующие общему музыкальному  развитию (см. приложение 2).

 Таким образом, методы обучения  развивают музыкальные способности,  пробуждают стремление к самостоятельному  творчеству в любом виде музыкальной  деятельности.

Приложение 2

Таблица №2

 

№ п/п

Задачи развития музыкальных способностей

Методы обучения

1

Развитие эмоционального  отклика на музыку

Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление  музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных  произведений

2

Развитие музыкально-сенсорных способностей

Объяснение и иллюстрация  сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование  музыкально-дидактических игр с  сенсорными заданиями

3

Развитие ладо-мелодического  слуха, чувства мелодических интонаций

Упражнения в определении  двух различных по высоте музыкальных  звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое  исполнение певческих упражнений; пение  без сопровождения после настройки  в данной тональности

4

Развитие чувства ритма

Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в  определении различных ритмических  рисунков; ознакомление с графическим  изображением ритма (четверти и восьмые)

5

Развитие  музыкальной  памяти

Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и  про себя; упражнения в определении  названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских  музыкальных инструментах

6

Развитие музыкального творчества

Упражнения   по   приобретению   навыков   самостоятельных   действий    в пении, игре на детских инструментах движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в  упражнениях по развитию сенсорных  способностей; творческие задания как  метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества



Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников