Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?

Оглавление

Введение

1. Педагогические методы и их классификация.
2. Методические приемы.
3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого  и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится  взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического  отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. В зависимости от возраста должны меняться и методы воспитания.

 Методы воспитания многообразны. В зависимости от учебных задач, от характера различных видов деятельности, обстановки, источника информации в теории педагогики являются основными:

1) убеждение, 

2) приучение, упражнения.

  Процесс воспитания – непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

 Ребёнку необходимо понять, о чём рассказывает музыка, что  такое её хорошее звучание, затем  надо выполнить те или иные  требования в пении, танце и  т.д. Известно, эстетические переживания  составляют единство эмоционального  и сознательного. Поэтому убеждать  надо не только непосредственным  воздействием музыки, но и организацией  целенаправленного внимания, разъяснением  темы, содержания, выразительных музыкальных  средств. 

 Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Каждый понимает музыку по-своему. Педагог должен словесным пояснением вызвать определённую общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ. Педагог поощряет правильные реакции на музыку.

  Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.

  Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувства прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Учебные задания. Методы обучения/Приложение 1/

 1. Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения.

 2. Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений.

 3. Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр.

 4. Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений. Выразительное исполнение взрослым; пояснение характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств.

 Показ взрослым приёмов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые).

 Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения.

 Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определённый учебный период (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретённых ими способов творческих действий.

Задачи развития музыкальных способностей

  1. Развитие эмоционального отклика на музыку.

 2. Развитие музыкально-сенсорных способностей.

 3. Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций.

 4. Развитие чувства ритма.

 5. Развитие музыкальной памяти.

 6. Развитие музыкального творчества.

 Выразительное исполнение произведений  различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений  с произведениями литературы  и изобразительного искусства;  образные характеристики музыкальных  произведений.

 Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.

 Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.

 Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые).

 Упражнения в последовательном чередовании пения в слух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.

 Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.

Таким образом, методы обучения развивают  музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.

 Методы зависят от многих педагогических условий. Некоторые из них на первый взгляд противоречат друг другу. Например, для музыкального развития важны неоднократные повторения какого-либо задания, которые зачастую строятся на основе показа. Вместе с тем у детей важно развивать самостоятельность действий.

 Взаимосвязь и противопоставления прослеживаются также и в других методах:

 - слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядный показ произведений искусства, приёмов их исполнения;

 - слово и действие воспитателя, направленные на развитие осознанного отношения к музыке, умения анализировать и одновременно на развитие у детей стремления к эмоциональным переживаниям;

 - показ образцов, которым надо следовать, и формирование способности к самостоятельным действиям;

 - упражнения, закрепляющие приобретённые навыки и развивающие склонности к самостоятельному решению творческих задач.

 

 

 

4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.

 

Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Поэтому именно от выбора музыкальных  произведений педагогов и родителей  будет зависеть  успешность формирования основ музыкальной культуры у  детей дошкольного возраста. Одни и те же навыки и умения дети могут  приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. Неудачный выбор взрослым произведения дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства.  Общая культура человека и  музыкальная формируется с  самого раннего возраста: ребенок  приучается к музыкальным звукам и осваивает «язык» музыки, ее «речь» еще задолго до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная педагогическая работа в детских садах, наблюдения практики свидетельствуют: педагог  достигает поразительных результатов  в плане музыкально-творческого  и общего развития детей, при условии  использования гибких методов  и  форм организации музыкальной деятельности, если создает благоприятные условия  для самовыражения ребёнка на основе чувств и положительной оценки музыкального произведения.

     Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, можно сгруппировать по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения,  характер людей», «Марш, танец, песня», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», - раскрывающим содержание музыки, ее связь с жизнью (принцип тематизма).

Во всех  возрастных группах  темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что  способствует закреплению представлений  о музыке, накоплению впечатлений (концентрический  принцип) - движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.

    Чтобы заинтересовать  ребенка музыкой, развивать его  мышление, воображение, необходимо  побуждать его к сравнениям, высказываниям.  Поэтому репертуар подобран для  каждой темы в контрастных  сопоставлениях (принцип контрастных сопоставлений).

    Классическая музыка предоставляет педагогу широкое поле деятельности. Во-первых, как сказано выше, он может по-разному объединять слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Это позволяет варьировать структуру, избегать шаблонов, побуждает к творчеству - принцип синкретизма, слитности различных видов деятельности. Во-вторых, применять разработанные конспекты - для всех возрастных групп и по всем темам - вариативно, гибко, творчески. В-третьих, менять возрастные границы рекомендуемого репертуара по своему усмотрению (конечно, сочетая доступность эмоционального содержания музыки с жизненным опытом детей). Но педагогу предоставляется возможность самостоятельно определять время прохождения каждой темы или, при необходимости, менять их последовательность, т.е. «забегать вперед и возвращаться назад» -принцип адаптивности, гибкости. Наконец, принципы - тематический, концентрический, контрастных сопоставлений, синкретизма, адаптивности - облегчают планирование работы на перспективу ближнюю и дальнюю, помогают ориентироваться в логике усложнения репертуара, отбирать его по своему усмотрению. 

      Однако, как мы  знаем, успех работы - в нашем  случае это успех формирования  основ музыкальной культуры - определяется  не только содержанием программы,  но и формами организации деятельности  и методами обучения. Чтобы обучение  носило развивающий характер, а  не вело к муштре и натаскиванию, методы формирования основ музыкальной  культуры должны побуждать детей  к творчеству, к активной деятельности. В этой связи педагог добивается - постоянно - того, чтобы действия  детей соответствовали звучащей  музыке, уподоблялись меняющемуся  характеру произведения через  движения, слово, выбор тембра  инструмента и т.д. Метод этот - уподобление характеру музыки - способствует развитию эмоциональной  отзывчивости на музыку, побуждает  к осмыслению ее выразительных  средств в активной творческой деятельности.

      В раннем и младшем  дошкольном возрасте, когда дети  еще не могут сами выразительно  двигаться, высказываться о характере  произведения, им, естественно, необходима  помощь. Так, педагог может тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только  интонацией, но и мимикой, пояснять: «Какая нежная, ласковая музыка»  (словесное уподобление характеру  музыки). При этом он уподобляет  звучанию музыки и свою мимику (мимическое уподобление), и интонацию  голоса (интонационное уподобление). Может нежно прикоснуться к  руке малыша (тактильное уподобление), побудить его выразить характер  звучания музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой (двигательное, ритмо-пластическое уподобление). Важно помочь детям выбрать инструменты, чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в произведении (темброво-инструментальное уподобление). Малыши лучше воспринимают мелодию «с голоса»; следовательно, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, «выводить» ее на голос (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. У музыкального руководителя есть возможность сочетать разные виды уподоблений - словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым он учит детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, педагог развивает эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.

Уже младшие дошкольники могут  воплощать в рисовании свои музыкальные  впечатления (поли художественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»), воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки; в средней группе - «рисовать музыку» цветными пятнами (цветовое уподобление), применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному. В старшей группе дети все более самостоятельно решают поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.

 Решению этих задач в немалой  степени способствуют формы организации  музыкальной деятельности - тематические  занятия. Они могут быть сюжетными, со свободной, вариативной структурой: это и праздники, и развлечения, которые проводятся в виде музыкальных игр-сказок на репертуаре программы «Музыкальные шедевры»; это и звучание классической музыки в повседневной жизни детского сада, и познавательные развлечения, которые проводят в виде бесед о композиторах на основе аудио пособий (И.С. Бах, С. Рахманинов. Ф. Шуберт, Д. Шостакович); это и знакомство с различными инструментами симфонического оркестра (см.: пособие «Беседы о музыкальных инструментах»), и просмотр кукольного спектакля, сопровождаемого музыкой.

Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников