Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:17, контрольная работа
«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?
Введение
1. Педагогические методы и их классификация.
2. Методические приемы.
3. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. В зависимости от возраста должны меняться и методы воспитания.
Методы воспитания многообразны. В зависимости от учебных задач, от характера различных видов деятельности, обстановки, источника информации в теории педагогики являются основными:
1) убеждение,
2) приучение, упражнения.
Процесс воспитания – непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.
Ребёнку необходимо понять,
о чём рассказывает музыка, что
такое её хорошее звучание, затем
надо выполнить те или иные
требования в пении, танце и
т.д. Известно, эстетические переживания
составляют единство
Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Каждый понимает музыку по-своему. Педагог должен словесным пояснением вызвать определённую общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ. Педагог поощряет правильные реакции на музыку.
Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.
Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувства прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.
Учебные задания. Методы обучения/Приложение 1/
1. Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения.
2. Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений.
3. Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр.
4. Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений. Выразительное исполнение взрослым; пояснение характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств.
Показ взрослым приёмов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые).
Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения.
Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определённый учебный период (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретённых ими способов творческих действий.
Задачи развития музыкальных способностей
1. Развитие эмоционального отклика на музыку.
2. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
3. Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций.
4. Развитие чувства ритма.
5. Развитие музыкальной памяти.
6. Развитие музыкального творчества.
Выразительное исполнение
Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.
Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые).
Упражнения в последовательном чередовании пения в слух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.
Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
Методы зависят от многих педагогических условий. Некоторые из них на первый взгляд противоречат друг другу. Например, для музыкального развития важны неоднократные повторения какого-либо задания, которые зачастую строятся на основе показа. Вместе с тем у детей важно развивать самостоятельность действий.
Взаимосвязь и противопоставления прослеживаются также и в других методах:
- слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядный показ произведений искусства, приёмов их исполнения;
- слово и действие воспитателя, направленные на развитие осознанного отношения к музыке, умения анализировать и одновременно на развитие у детей стремления к эмоциональным переживаниям;
- показ образцов, которым надо следовать, и формирование способности к самостоятельным действиям;
- упражнения, закрепляющие приобретённые навыки и развивающие склонности к самостоятельному решению творческих задач.
4. Значение выбора методов и приемов в зависимости от возраста детей.
Известно: дошкольники, слушая музыку,
различную по художественным достоинствам,
«заражаются» отношением к ней взрослых.
Поэтому именно от выбора музыкальных
произведений педагогов и родителей
будет зависеть успешность формирования
основ музыкальной культуры у
детей дошкольного возраста. Одни
и те же навыки и умения дети могут
приобретать на различном по своему
художественному уровню репертуаре.
Неудачный выбор взрослым произведения
дезориентирует ребенка в представлениях
о красоте музыки, ценностных эталонах
искусства. Общая культура человека
и музыкальная формируется с
самого раннего возраста: ребенок
приучается к музыкальным звукам
и осваивает «язык» музыки, ее «речь»
еще задолго до рождения. Опыт восприятия
произведений «разных эпох и стилей»
(Б.В. Асафьев) способствует формированию
предпочтений, вкусов, оценок ребенка.
Экспериментальная
Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, можно сгруппировать по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения, характер людей», «Марш, танец, песня», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», - раскрывающим содержание музыки, ее связь с жизнью (принцип тематизма).
Во всех возрастных группах темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) - движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.
Чтобы заинтересовать
ребенка музыкой, развивать
Классическая музыка предоставляет педагогу широкое поле деятельности. Во-первых, как сказано выше, он может по-разному объединять слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Это позволяет варьировать структуру, избегать шаблонов, побуждает к творчеству - принцип синкретизма, слитности различных видов деятельности. Во-вторых, применять разработанные конспекты - для всех возрастных групп и по всем темам - вариативно, гибко, творчески. В-третьих, менять возрастные границы рекомендуемого репертуара по своему усмотрению (конечно, сочетая доступность эмоционального содержания музыки с жизненным опытом детей). Но педагогу предоставляется возможность самостоятельно определять время прохождения каждой темы или, при необходимости, менять их последовательность, т.е. «забегать вперед и возвращаться назад» -принцип адаптивности, гибкости. Наконец, принципы - тематический, концентрический, контрастных сопоставлений, синкретизма, адаптивности - облегчают планирование работы на перспективу ближнюю и дальнюю, помогают ориентироваться в логике усложнения репертуара, отбирать его по своему усмотрению.
Однако, как мы
знаем, успех работы - в нашем
случае это успех формирования
основ музыкальной культуры - определяется
не только содержанием
В раннем и младшем
дошкольном возрасте, когда дети
еще не могут сами
Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления (поли художественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»), воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки; в средней группе - «рисовать музыку» цветными пятнами (цветовое уподобление), применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному. В старшей группе дети все более самостоятельно решают поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.
Решению этих задач в немалой
степени способствуют формы
Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников