Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 06:23, контрольная работа
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Введение                    2 с.  
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих  
   методов воспитания                                                             3- 8 с.    
2. Классификация методов воспитания           8-10 с. 
3.  Выбор методов воспитания           10-14 с. 
4.  Методы организации деятельности                                            14- 26 с. 
Заключение                    27 с.
Список  использованной литературы              28 с.
Содержание 
 Введение 
                  2 с.  
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих
   
методов воспитания            
2.  Классификация 
методов воспитания           8-10 
с. 
3.  Выбор 
методов воспитания           10-14 с. 
4.  Методы 
организации деятельности                  
Заключение 27 с.
Список использованной литературы 28 с.
 
       
Введение 
В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
           
Под методами воспитания следует понимать 
способы профессионального взаимодействия 
педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных 
задач. Отражая двуединый характер педагогического 
процесса, методы являются одним из тех 
механизмов, которые обеспечивают взаимодействие 
воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие 
строится не на паритетных началах, а под 
знаком ведущей и направляющей роли учителя, 
который выступает руководителем и организатором 
педагогически целесообразной жизни и 
деятельности учащихся. 
 
 
 
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»
Понятие метода в этом определении смешиваться с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не желает ясным данное понятие. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания? Прежде всего, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности.
     Так, 
для формирования такой характеристики 
личности, как мировоззрение и 
общественная направленность, необходимо 
включать ее в познавательную и разнообразную 
общественную деятельность. Только в 
процессе познавательной и практической 
деятельности формируются патриотизм, 
трудолюбие и другие качества. Все 
это, естественно, требует от педагога 
хорошего владения способами и приемами 
организации учебно-
     Однако 
для формирования отношений личности 
весьма существенным является то, чтобы 
педагог, организуя деятельность, учащихся, 
умело использовал такие 
С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их проведение.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключение их на другие деятельности.
Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся. Для развития у них потребностномотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а, также для его коррекции и совершенствования с целью формирования, личностных свойств и качеств. Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.
Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания, используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.
Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма. Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.
Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит — специально предназначенный для этого журнал.
В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.
Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "'.
     В 
противоположность 
Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педоцентризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием, это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы активно формируем у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.
      
Немало сделано в этом 
Не менее важным было то, что большинством наших педагогов воспитание рассматривалось не как средство педагогического воздействия на учащихся, а как разумная и содержательная организация жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе требовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждался, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании, о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С. Т. Шацкий. В 1921 г.
     Весьма 
существенным в методике воспитания 
было в трудах П.П. Блонского и С. Т. Шацка 
отчетливо выдвигается идея о внутреннем 
стимулировании учащихся в  процессе воспитания, 
которая потом стала активно разрабатываться 
нашей психологией. С. Т. Шацкий обращал 
серьезное внимание на то, чтобы каждый 
ребенок был занят увлекательным делом. 
В  статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, 
что «огромное количество причин, создающих 
нарушение дисциплины в детской среде, 
происходит от отсутствия у детей интересного 
дела... Атмосфера занятости да еще интересным 
делом, если она возбуждается привычным 
образом, создает хорошую рабочую обстановку, 
в которой всякий выпад в сторону беспорядка 
будет неприятен даже для самих детей». 
Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
     Любая 
научная классификация