Воспитание. Методы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Оглавление

Введение 2 с.


1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих

методов воспитания 3- 8 с.

2. Классификация методов воспитания 8-10 с.


3. Выбор методов воспитания 10-14 с.


4. Методы организации деятельности 14- 26 с.


Заключение 27 с.

Список использованной литературы 28 с.

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

     2. Не рекомендуется применять групповые  наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

     3. Если решение о наказании принято,  то нарушитель должен быть наказан.

     4. Наказание действенно, когда оно  понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

     5. Употребляя наказание, нельзя  оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

     6. При решении вопроса, за что  наказывать, рекомендуется соблюдать  такую линию развития: от наказаний,  направленных преимущественно на  торможение отрицательных поступков,  черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

     7. Основа для применения метода  наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и  отклонения от нормы приводят  к действительным конфликтам, и,  следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным — от самого легкого до самого сурового.

     8. Наказание — сильнодействующий  метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

     9. Не допускайте превращения наказания  в орудие мести. Воспитывайте  убеждение, что воспитанника наказывают  для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

     10. Индивидуализация, личная направленность  наказаний не означает нарушения  справедливости. Это очень серьезная  педагогическая проблема. Педагог  должен определить для себя: если  он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения,  дифференцируются; если же он  отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

     11. Наказание требует педагогического  такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

     Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели — найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

     Педагоги  используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.

     Конкретные  модификации субъективно-прагматического  метода следующие: 1) контракты, которые  заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам.

 

      Заключение 

     Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с  укладом жизни разных народов. Поэтому  существует множество методов воспитания. К каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому.

         В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

         Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. 
 

 

    Список использованной литературы 

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд.  Владос. 2004.- 382с.

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.  М.: Академия. 2004.- 336с.

3. Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 1985г.

4. Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 1990г.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

6. Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – Теория и практика воспитательных систем. – М; 1996г.

8.  Лихачев Б.Т. Педагогика.  Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 1998г.-460с.

9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань.  Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.

10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. – 300с.

Информация о работе Воспитание. Методы воспитания