Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:14, реферат
Цель моего реферата – рассмотреть особенности и возможности воспитания детей в условиях семейного дома ребенка.
Задачи исследования:
1.Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.Проанализировать идеи семейного детского дома.
3.Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4.Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.
Семейный детский
дом - коллектив, состоящий из
родителей-воспитателей и
Актуальность. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. В России, по официальной статистке, около двух миллионов детей-сирот, из них большинство не настоящие сироты, а те, чьи родители лишены родительских прав из-за того, что ведут асоциальный образ жизни. Система государственных детских домов не справляется с социализацией таких детей. Педагоги не имеют возможности уделять достаточно внимание каждому ребенку, поскольку дети собраны в большие группы. В результате социальной запущенности многие дети отстают в развитии и не мотивированы на обучение. Поэтому уровень образования в детдомовских школах, ориентированных на детей с низкими способностями и мотивацией, ограничивает возможности получения знаний детьми, обладающими природной одаренностью. Постоянное нахождение детей в специфической закрытой среде тормозит у них выработку элементарных бытовых и социальных навыков. Кроме того, воспитатели детского дома несут ответственность за ребенка только до окончания школы, после этого шестнадцатилетний человек остается один на один со своими проблемами, ему не к кому обратиться за советом и помощью.
С 1989 г. в России стали создаваться детские дома семейного типа. Социально благополучные семьи берут на воспитание от трех до пяти детей, получают государственную зарплату в качестве воспитателей и полностью ответственны за их воспитание и обучение. Это начинание столкнулось с множеством трудностей: зарплата и пособие на детей маленькие, психологическая помощь детям и приемным родителям не развита, отдельные семейные детские дома не образуют единой системы и тоже не могут помочь друг другу.
Цель моего реферата – рассмотреть особенности и возможности воспитания детей в условиях семейного дома ребенка.
Задачи исследования:
Объект исследования – дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Предмет исследования – воспитание детей-сирот в условиях детского дома семейного типа.
На сегодняшний день общепринятыми являются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Категория «социального сиротства» включает детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Во всех этих случаях заботу о ребенке берет на себя государство.
1.Семейный детский дом
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. Статистика свидетельствует: по числу детей – социальных сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны находится в зоне социального риска. Детский дом – это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе. Еще одна форма устройства детей-сирот – это круглосуточные школы-интернаты. В них принимаются: дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав.
Распространение получили в России детские дома семейного типа. Семейный детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более 10 детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в такой детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его обязательно спросят, хочет ил он жить в этой семье. Такие семьи создаются на несколько лет по договору. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети. Основные задачи семейного детского дома такие же как и у других детских домов: подготовка к самостоятельной жизни, обучение и воспитание. За деятельностью такого детского дома наблюдают органы опеки и попечительства, на территории которого находится данный детский дом. Детские деревни (SOS - Киндердорф) - заведение для воспитания детей - сирот в условиях, приближенных к семейным. Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным. В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки. Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей. Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск. Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог – гуманист Герман Гмайнер. Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом. В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом: Семейные формы устройства детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство). Государственно-общественные формы устройства детей: семейный детский дом (приемная семья), детские деревни SOS, временная приемная семья, фостеровская (замещающая семья), патронатная семья. Государственные формы устройства детей: дом ребенка, детский дом, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей.
Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта. В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей. Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может. Самое главное в семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами. Работа родителей-воспитателей семейных детских домов - это поистине гражданский подвиг. Каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Она дает ребёнку тепло семейного очага, чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, обществу, стране. Детский дом семейного типа — форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста — только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются: а) средства учредителя (учредителей); б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом); в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц; г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения. В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов: 1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи.
2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта.
3. К детским домам семейного
типа относится и семья,
В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский дом семейного типа), предназначенные для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривается создание детских домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы, будущим родителям не только не полагается "компенсация" за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все, что может описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они могут обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно. У нас все по-другому: после усыновления, кроме причитающихся минимальных в денежном выражении льгот, от государства, тем более от общества, никакой помощи ждать не приходится. На Западе усыновление - это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. К тому же перед приемными родителями не возникает того ужасного психологического барьера, который приходится преодолевать соотечественникам. Усыновленному ребенку, как правило, без стеснения скажут, что он приемный. В вопросах адаптации детей-сирот в новых семьях в западных странах большую роль играют разнообразные религиозные организации и общины. Церковные центры помощи семьям в Западной и Восточной Европе особое внимание уделяют будущим родителям, желающим усыновить ребенка. Справедливо считается, что психическое состояние нового члена семьи будет во многом зависеть от общего семейного климата.
2.Воспитание и развитие детей в семейном детском доме
Семейный детский дом – довольно
уникальный вид воспитательного учреждения
для детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей. Сегодня в России взят курс
на повышение престижа семейных форм устройства
детей-сирот: усыновление, приемная семья,
детский дом семейного типа, семейные
воспитательные группы, патронат и т.д.
Но эта система находится в стадии законодательного,
финансового, правового и социально-организационного
становления и не получила еще должного
распространения. Каждая из вышеназванных
форм имеет свои достоинства и недостатки.
Поэтому большое количество детей все
еще воспитывается в детских домах и интернатах.
В этих учреждениях они оказываются в
изоляции от общества, нарушаются процессы
их социальной адаптации, самоопределения,
освоения социальных ролей и функций.
В том числе нарушается процесс семейно-ролевой
социализации: дети не могут усвоить семейные
поведенческие навыки; понятия и представления
о ролевых функциях каждого члена семьи,
ценностях семейной жизни, затрудняется
развитие представлений о культуре семейного
и межличностного общения; они не переживают
такие эмоциональные состояния, как любовь,
взаимовыручка, сопереживание; у них не
возникает понимание ответственной созидательной,
основополагающей роли мужчины и женщины
в семье и в обществе; отсутствует ощущение
семейной защищенности и собственной
исключительности, значимости. Обозначенные
проблемы репродуцируются из поколения
в поколение, дети-сироты зачастую являются
трансляторами негативных норм поведения,
обретенных в учреждениях интернатского
типа. При выходе в жизнь они не могут организовать
свой быт, позаботиться о здоровье, организовать
досуг, профессионально самоопределиться
и самоутвердиться. Неразвитость индивидуальных
творческих интересов в сфере досуга может
послужить причиной вовлечения в асоциальную
среду. Семейные формы устройства детей-сирот
сегодня являются приоритетными в социальной
политике нашего государства. Замещающая
семья - форма жизнеустройства ребенка,
который утратил связи с биологической
семьей, приближенная к естественным условиям
жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая
наиболее благоприятные условия для его
индивидуального развития и социализации,
приобретения опыта семейной жизни. Именно
благодаря семейным формам воспитания каждый ребенок
переживает необходимые аспекты семейно-ролевой
адаптации: аффективный, предполагающий
эмоциональную близость, выработку таких
качеств, как уживчивость, доброжелательность,
чуткость, сдержанность, тактичность;
когнитивный, подчеркивающий высокую
степень взаимопонимания, заботу о развитии
здорового семейного микроклимата, поведенческий,
отражающий умение организации поведенческих
взаимоотношений, заботу об уюте, совершенствовании
жилища и т.д. Определение понятия семейных
форм устройства детей-сирот требует выделения
критериев, позволяющих разграничивать
формы устройства детей от различных способов
организации семейного воспитания. К семейным
формам устройства детей относятся те,
которые предполагают, что ребенок растет
и воспитывается в семье, которая не только
создает необходимые условия для жизнедеятельности
и воспитания, но с ее членами у ребенка
возникают прочные связи и отношения,
приобретающие характер правоотношений.
Это, прежде всего, право представлять
и защищать интересы ребенка. Кроме кровных
родителей, такими правами обладают усыновители,
опекуны, попечители, приемные родители,
воспитатели детских домов семейного
типа. Несколько форм семейного устройства
детей-сирот предусмотрено Семейным кодексом
РФ: это усыновление, опека и попечительство,
приемная семья. Порядок и условия создания
этих видов замещающих семей, характер
правоотношений, возникающий между их
членами, урегулированы федеральным законодательством,
однако в соответствии с Конституцией
РФ субъект РФ управомочен устанавливать
возможность создания и других форм устройства
детей-сирот.
Следует заметить, что в теории и практике
произошло смешение понятий "семейная
форма устройства детей" и "семейные
условия воспитания". Их необходимо
различать, поскольку семейные условия
воспитания являются структурными подразделениями
учреждений внесемейного воспитания.
Взрослые в таких группах числятся штатными
воспитателями учреждения, получающими
заработную плату, а ребенок имеет статус
воспитанника. Какая-либо правовая связь
между ним и воспитателями отсутствует,
опекуном ребенка является интернатное
учреждение. В этом случае речь идет о
создании семейных условий для воспитания,
а не о семейном устройстве ребенка, хотя
на практике создание семейной воспитательной
группы становится первым шагом к установлению
и последующему оформлению более тесной
связи между взрослыми и ребенком.
Во многих детских домах имеется опыт организации жизни детей, имитирующей
условия проживания в семье. Дети живут
разновозрастными группами, состоящими
из братьев и сестер из нескольких семей.
Занимаемое ими помещение оборудовано
как обычная квартира, то есть имеются
спальни, гостиная, кухня. Дети сами убирают
жилье, готовят еду. Это позволяет подготовить
воспитанников к самостоятельной организации
быта, формирует у них необходимые навыки
самообслуживания. Но развития этот опыт
не получил, поскольку: приготовление
пищи воспитанниками является грубым
нарушением санитарно-гигиенических норм;
процесс приобретения отдельных навыков
для будущей жизни и социализация в условиях
семьи - это вовсе не одно и то же: реальный
опыт жизни в семье обеспечивает проживание
ситуаций, связанных с усвоением и присвоением
социальных норм, обогащает личность за
счет формирования новых ценностей и личностных
смыслов. В семье для ребенка главное -
наличие взрослого, которого можно называть
"папой" или "мамой". Детско-родительские
отношения, даже при отсутствии кровного
родства, переживаются ребенком в тесной
связи с представлением о своей ценности
и уникальности. Такую же ценность и уникальность
имеют в этих отношениях и родители. По
мнению многих исследователей, никакой
эрзац семейных отношений, смоделированный
в условиях коллективного воспитания
в рамках учреждения, не заменит того опыта
познания взаимоотношений, который дает
семья. Представления о семейных ролях,
важности любви и заботы друг о друге и
многое другое формируются только в реальной
семейной жизни. В связи с этим любая форма
замещающей семьи предпочтительнее интернатного
учреждения. Детский дом семейного типа
обеспечивает семейную форму организации
жизнедеятельности, но по своей правовой
природе является учреждением. Детские
дома этого типа образуются на основе
фермерских хозяйств с целью воспитания
и приобщения детей к сельскому труду.
За воспитанниками сохраняются все льготы.
Они могут жить в них до 18 лет или до трудоустройства.
Практика деятельности таких семей свидетельствует
о немалой эффективности, но в то же время
она не получила должного развития, так
как для этого необходимы значительные
материальные вложения. И в большинстве
регионов ориентир взят на приемную семью
с одним-двумя детьми. Для создания детского
дома семейного типа, супруги должны принять
на воспитание от 5 до 10 детей. Общее количество
детей в таком детском доме, включая родных
и усыновленных детей супругов, не должно
превышать 12 человек. Учредители должны
предоставить все условия для нормального
существования детей, т.е. здание, мебель,
бытовую технику, транспортное средство:
естественно, в условиях бюджетного дефицита
это оказывается весьма затратным. Организация
детского дома семейного типа и работа
в нем - нелегкий труд. Поэтому говорить
о большой эффективности процесса воспитания
в семейном детском доме весьма проблематично:
вряд ли супруги могут выполнять одновременно
функции повара, педагога, психолога, логопеда,
сиделки и т.д.; сельская местность не располагает
таким арсеналом средств социокультурного
развития личности, которые имеются в
детском доме; родители-воспитатели не
несут юридическую ответственность за
дальнейшую учебу и трудоустройство детей.
Специфика психики ребенка, пережившего
отказ от него родителя, такова, что он
теряет базовое доверие к миру, т.к. его
потребности в ласке, принятии, положительной
оценке со стороны значимого взрослого
(родителя) в раннем детстве были подвергнуты
депривации. Ребенок стремиться преодолеть
обостряющиеся противоречия между необходимостью
«быть таким, как тебя представляют» и
стремлением к максимальной персонализации.
Поэтому наступает период «проверок»
взрослого. Приемные родители, педагоги
проверяются на отношения к различным
сторонам личных проявлений ребенка: принимают
ли они ребенка таким, какой он есть. Этот
этап приводит к интеграции личности с
развивающей средой. При успешном прохождении
фазы интеграции в социальной общности
у индивида формируются доверие, справедливость,
требовательность к себе и другим и т.
п. В связи с тем, что ситуация адаптации,
индивидуализации, интеграции при вхождении
личности в развивающую среду повторяется
и воспроизводится многократно, соответственно
при освоении каждого компонента развивающей
среды ребенок повторяет этот путь, что
позволяет ему отвечать на «вызов» среды
новообразованиями своей личности, новыми
структурами.
Информация о работе Социальное воспитание детей в семейных детских домах