Особенности воспитания и обучения детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Как известно, в соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих в разной степени под его попечительство. Не случайно с конца 1990-х годов социальная политика в нашем государстве осуществляется на так называемой "социальной модели инвалидности", которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его социальную интеграцию.

Оглавление

1. Введение.
2. Причины, приводящие к инвалидности.
3. Детская инвалидность в России.
4. Адаптация детей-инвалидов. Инклюзивное образование – как перспективный новаторский метод воспитания и обучения детей-инвалидов.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.docx

— 94.74 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет коррекционной  педагогике и специальной психологии

Направление специальное (дефектологическое) образование

Профиль специальная педагогика и психология (логопедия)

 

 

 

Тема: «Особенности воспитания и обучения детей-инвалидов»

 

реферат

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

ХХХХХХХХХХХХХ

Преподаватель:

профессор ХХХХХХХХХХХХХХХ

 

 

Москва, 2013 г.

 

ПЛАН

  1. Введение.
  2. Причины, приводящие к инвалидности.
  3. Детская инвалидность в России.
  4. Адаптация детей-инвалидов. Инклюзивное образование – как перспективный новаторский метод воспитания и обучения детей-инвалидов.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

Инвалидность – это не обделенность судьбой, это,

скорее, такой  образ жизни при сложившихся  обстоятельствах,

и этот образ жизни  может быть очень интересным - и  мне, и другим. 
(Елена Дунаева, инвалид I группы)

  1. Введение.

Дети - будущее любой страны. Отношение  к детям наряду с отношением к  старшему поколению наиболее точно  определяет состояние и уровень  развития общества. Как признано мировым  сообществом и провозглашено  Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы.

Сегодня стало очевидным, что состояние  семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается.

Происходящая в нашей  стране радикальная трансформация  экономической и общественной жизни  привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с  ограниченными возможностями здоровья. Тотальное разгосударствление, рыночные преобразования, с одной стороны, с другой - ухудшение состояния  социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей  с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой  социальной группы - детей-инвалидов, в  отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической  государственной социальной политики в частности. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие  частота детской инвалидности в  России удвоилась, составив к 2005 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет  численность детей-инвалидов в  нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие  десять лет число их достигнет 1,2 - 1,5 млн.

Как известно, в соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация  провозглашена демократическим  социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями  здоровья, переходящих в разной степени  под его попечительство. Не случайно с конца 1990-х годов социальная политика в нашем государстве  осуществляется на так называемой "социальной модели инвалидности", которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка  с ограниченными возможностями  здоровья, но и его социальную интеграцию. Одновременно, социальная защита детей  с ограниченными возможностями  является не только государственной  задачей, но и одной из главных  проблем формирующегося гражданского общества. В этом смысле социальная защита детей с ограниченными  возможностями здоровья выступает  важнейшей общественной функцией социума  в целом.

 

  1. Причины, приводящие к инвалидности.

 

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности  — это полная или частичная  утрата лицом способности или  возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», — поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке  выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в  отношении детей-инвалидов —  в результате социальной недостаточности  или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

    • ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);
    • ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);
    • ограничение способности заниматься обычной деятельностью;
    • ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;
    • ограничение способности к интеграции в обществе, неучастие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной  патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.

В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % — девочки). Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6 %.

В связи с большой значимостью  этой проблемы Генеральная Ассамблея  ООН в 1982 г. приняла Всемирную  программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983— 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.

Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с  латинского — «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид — человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества.

Такой подход необходимо учитывать  при организации социальной работы, которая должна быть направлена на самоопределение человека с ограниченными возможностями (ОВ) и стремление самому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы присваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной и периферической нервной системы). За последнее время, по данным государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации», отмечается рост врожденных уродств и заболеваний внутренних органов (до 20 %), заболеваний опорно-двигательного аппарата (9—10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).

У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.

Серьезного внимания требуют  проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного развития, которая в 30 —40 % случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.

Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатальной энцефалопатии и т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1995 — 1997 годов доля женщин, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиями труда, не уменьшилась (из государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации»).

Неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного  происхождения, недостаток кальция  и ряда витаминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.

Огромное значение для  нормального вынашивания беременности и рождения здорового ребенка имеет нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение.

Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тыс. таких детей (по: «Проблемы семьи и детства в современной России» — растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

  1. Детская инвалидность в России

 

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций  инвалидности населения приобретает  детская инвалидность. По данным Министерства здравоохранения и социального  развития РФ 16% российских детей хронически больны. На начало 2003 г. в стране насчитывалось 620,3 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по сравнению с 1996 г. рост составил – 158 тысяч человек. Министерство образования  и науки РФ определяет число детей  с ограниченными возможностями  здоровья в 1,6 млн., это – 4,5% от общего количества детей (30 млн.), но интегрированы  в образовательную среду по оценкам  специалистов менее половины.

Наибольшее количество детей-инвалидов  проживает на территориях социально  и экологически неблагополучных. На территории отдельных субъектов  РФ насчитывается от 10 тысяч до 25 детей-инвалидов. В Москве и Московской области выявляется беспрецедентный  рост инвалидности, на начало 2003 г. в  Московской агломерации зарегистрировано 46 тысяч детей-инвалидов. В Краснодарском  крае и Ростовской, Свердловской областях количество детей-инвалидов составляет 20–21 тысячу человек.

Анализ динамического ряда количества детей-инвалидов с 1996 по 2003 г. показывает, что наибольший рост зафиксирован в  следующих округах: Южный (42,2 тыс. чел.), Центральный (34 тыс. чел.), Приволжский (28 тыс. чел.), Сибирский (24,4 тыс. чел.), Северо-Западный (13 тыс. чел.). В Южном округе ежегодно в среднем количество детей-инвалидов  возрастает на 6 тыс., в Центральном  – на 5 тыс., Приволжском и Сибирском  – на 4 тыс.

Если социоэкологическая ситуация в стране не изменится, масштабы бедности останутся на прежнем уровне, государственная  поддержка инвалидов будет минимальной, то выявленную тенденцию роста инвалидности среди детей можно прогнозировать и на среднесрочный период – увеличение числа детей с особенностями  развития в год прогнозируется в  пределах 27 тысяч.

Информация о работе Особенности воспитания и обучения детей-инвалидов