Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:33, реферат
Как известно, в соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих в разной степени под его попечительство. Не случайно с конца 1990-х годов социальная политика в нашем государстве осуществляется на так называемой "социальной модели инвалидности", которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его социальную интеграцию.
1. Введение.
2. Причины, приводящие к инвалидности.
3. Детская инвалидность в России.
4. Адаптация детей-инвалидов. Инклюзивное образование – как перспективный новаторский метод воспитания и обучения детей-инвалидов.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.
Знакомство
с зарубежными версиями интеграции, пришедшей
на Запад 20 лет назад, сразу позволило
увидеть ряд притягательных черт такого
подхода к образованию детей с психофизическими
нарушениями. Интеграция привлекла, прежде
всего, родителей, имеющих проблемных
детей, и именно они стали активно инициировать
в начале 90—х гг. попытки обучения свои
детей (с самыми различными отклонениями
в развитии) в массовых детских садах и
школах.
Так в Москве в 1991 году
по инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественной
организации появилась школа инклюзивного
образования "Ковчег" (№1321).
Процесс интеграции в России имеют свои исторически и культурно обусловленные истоки, а потому нам не уйти от необходимости создания отечественной модели организации интегрированного обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, мы должны развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь в виду, что «российский фактор» — это не только тяжелые экономические или особые социокультурные условия, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии, в сущности логически связанные с проблемой интеграции. Речь идет, например, о уже существующих комплексных программах ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии.
В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность.
Проблемы внедрения инклюзивного образования в России:
Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.
Очевидно, что большинство
школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами:
нет ни обустроенной среды, ни специальных
программ, рассчитанных на такое обучение.
Ведь равные возможности образования
совсем не исключают, а, наоборот, предполагают
создание специальной образовательной
среды для инвалидов (персональный наставник-помощник,
специальные лифты и транспортеры во всех
учебных учреждениях, специализированные
клавиатуры для людей с нарушениями зрения
или ограниченными возможностями физического
здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют
центры по обучению студентов-инвалидов.
Переход к инклюзивному
образованию в отечественном контексте
в принципе уже был предопределен тем,
что Россия ратифицировала Конвенции
ООН в области прав детей, прав инвалидов:
Декларация прав ребенка (1959); Декларация
о правах умственно-отсталых (1971); Декларация
о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах
ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной
страной с цивилизованным образованием,
нужно не только принять закон о специальном
образовании, или об образовании лиц с
ограниченными возможностями, но и иметь
благоприятное общественное мнение по
данному вопросу, а также создать институциальные
условия для реализации прав инвалидов.
Система образования в современной России
переживает глубокие изменения, различные
учебные заведения трансформируются в
результате правительственных реформ
и под влиянием рыночной экономики. При
этом на повестку дня выходят ценности
социального включения, интеграции, хотя
общественное мнение по этому вопросу
далеко не однородно.
С осени 1992
года в России началась реализация проекта
«Интеграция лиц с ограниченными возможностями
здоровья». В результате в 11-ти регионах
были созданы экспериментальные площадки
по интегрированному обучению детей-инвалидов.
По результатам эксперимента были проведены
две международные конференции (1995, 1998).
31 января 2001 года участники Международной
научно-практической конференции по проблемам
интегрированного обучения приняли Концепцию
интегрированного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья, которая была
направлена в органы управления образования
субъектов РФ Министерством образования
РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки
педагогов к работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья коллегия Министерства
образования РФ приняла решение о вводе
в учебные планы педагогических вузов
с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной
(коррекционной) педагогики» и «Особенности
психологии детей с ограниченными возможностями
здоровья». Сразу же появились рекомендации
учреждениям дополнительного профобразования
педагогов ввести эти курсы в планы повышения
квалификации учителей общеобразовательных
школ.
Сегодня
существуют различные формы содействия
в получении высшего образования для различных
социально-уязвимых групп населения: законодательное
регулирование условий получения высшего
образования, финансовая поддержка, информационное
обеспечение, социальная реабилитация,
позитивная дискриминация. Все эти формы
находятся на разной ступени своего развития
и обладают различной степенью эффективности.
Законопроектом РФ «Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(специальном образовании)», который с
1996 года ждет своего принятия Президентом
Российской Федерации, устанавливается
возможность обучения детей-инвалидов
в массовой школе, а в Докладе Государственного
Совета РФ «Образовательная политика
России на современном этапе» (2001) говорится
уже о приоритете интегрированного (инклюзивного)
образования детей-инвалидов: «Дети, имеющие
проблемы со здоровьем (инвалиды), должны
обеспечиваться государством медико-психологическим
сопровождением и специальными условиями
для обучения преимущественно в общеобразовательной
школе по месту жительства и только в исключительных
случаях - в специальных школах-интернатах».
Специальное образование, охватывающее
учащихся с особыми потребностями, инвалидов,
испытывает серьезные потрясения ввиду
сокращения финансирования и структурных
преобразований. Социальная роль таких
учреждений, как школы-интернаты для детей
с нарушениями развития, подвергается
переоценке.
По данным Министерства
образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель
инклюзивного образования внедряется
в порядке эксперимента в образовательных
учреждениях различных типов в ряде субъектов
Федерации: Архангельской, Владимирской,
Ленинградской, Московской, Нижегородской,
Новгородской, Самарской, Томской и других
областях.
Необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2005 г. их было 174 тысячи.
Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:
Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России правительство РФ приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т.е. государство стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.
В Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях в качестве эксперимента в определенном количестве школах введена система инклюзивного образования. Это конечно важный шаг по развитию и внедрению данной системы, но хотелось бы отметить:
По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
Информация о работе Особенности воспитания и обучения детей-инвалидов