Особенности социальной политики в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики.
1.2 Механизм реализации социальной политики
1.3 Международный опыт государственной социальной политики
Глава 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Законодательные основы социальной политики в РК
2.2 Государственное финансирование развития социальной политики в РК
2.3 Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа_5.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Самостоятельная работа 5 Социально-экономическое прогнозирование  и планирование как начальный  этап деятельности государства по регулированию  экономики 
Подготовить эссе на одну из тем: 
1. Роль определения половозрастной и интеллектуальной мобильности трудовых ресурсов в осуществлении государственных мер по обеспечению их занятости. 
2. Осуществление политики по социальной защите различных слоев населения. 
3 Особенности социальной политики в РК
 
 

     Особенности социальной политики в РК 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Социальная  политика как приоритет государственной политики.

1.2 Механизм  реализации социальной политики

1.3 Международный  опыт государственной социальной политики

Глава 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.

2.1 Законодательные  основы социальной политики в РК

2.2 Государственное  финансирование развития социальной политики в РК

2.3 Современное  состояние государственной политики  в образовании, здравоохранении  и социальной защиты населения

Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1 Проблемы  реализации социальной политики в РК

3.2 Пути  совершенствования государственной социальной политики РК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      ВВЕДЕНИЕолитика защита население

     Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  и развивающемся рыночном хозяйстве  Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики государства. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

     В Послании Президента страны народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана»1 одной из основных задач Правительства Республики Казахстан определено развитие социальной политики в стране через создание необходимых условий для населения республики: «Главное для нас – создать казахстанцам все необходимые условия для реализации важных и понятных жизненных принципов…»

     Конституция Республики Казахстан заложил основу государственной социальной политики через декларирование таких государственных гарантий, как в образовании (гражданам гарантируется право на бесплатное среднее образование, более того, среднее образование является обязательным для граждан Республики, а также существует право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе2), здравоохранении (граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи3), таки и в сфере социальной зашиты (гражданину гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям4).

     Конституция Республики Казахстан, специализированные законы, подзаконные и иные нормативные  правовые акты определяют степени приоритетности государственной социальной политики.

     Целью данной курсовой работы является – выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.

     Основные  задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
  • исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
  • провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
  • проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
  • определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
  • Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.

     При написании работы я опираюсь на текущие  исследования и аналитические работы Агентства Республики Казахстан по статистике, ПРООН, Всемирного банка и Азиатского банка развития по вопросам развития экономики и социального сектора. Используя эту основу, в курсовой работе рассматривается вопрос о том, как Республика Казахстан может улучшить государственную политику в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения. На основании данных исследований предлагаются рекомендации по реформированию социальных сфер.

     В содержании работы раскрываются основные тенденция развития государственной политики в области образования, здравоохранения и социальной зашиты. Рассматриваются государственные расходы на социальные сферы в Республике Казахстан, основные законодательные акты, регламентирующие отношения в образование, здравоохранение и социальной зашиты, стратегические документы, определяющие приоритеты государственной социальной политики.

     По  структуре курсовая работа состоит из основных 3 глав, которые подробно анализируют как теоретические аспекты социальной политики, так и реализация государственной социальной политики в Республике Казахстан.

     В первой главе курсовой работы рассматривается теоретические аспекты социальной политики государства, основные теоретические концепции государственной социальной политики, а также международный опыт государственной социальной политики в развитых странах мира.

     Вторая  глава посвящена основным тенденциям развития государственной социальной политики в области здравоохранения, образования и социальной зашиты населения, а также анализу уровня достаточности исполнения государственных гарантий, определенных Конституцией Республики Казахстан, специализированными законами, подзаконными и иными нормативными правовыми актами. Делается анализ основных аспектов государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.

     В третьей главе даются рекомендации по решению проблем, обозначенных в курсовой работе. Здесь сконцентрированы выводы всех предыдущих глав.

 

      Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

     1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики

 

     Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного  воздействия на социальную сферу  жизнедеятельности людей с целью  ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика».

     Социальная  сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

     Развитая  потребность человека появляется с  развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения  к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

     Социальные  права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было, это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

     Социальные  гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права, социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

     Экономическое и социальное развитие общества взаимосвязано и взаимообусловлено. С одной стороны, в экономике закладывается фундамент решения социальных задач. С другой стороны, социальные факторы играют значительную роль в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе. Активная социальная политика - важнейшая предпосылка повышения эффективности производства.

     При всей очевидной взаимосвязи экономических  и социальных процессов, конечной и  основной целью общественного развития является повышение уровня жизни  населения, его благосостояния. Исходная составляющая в государственной политике - это социальная политика.

     История свидетельствует о том, что прогресс в обществе достигался только тогда, когда эффективная экономическая  политика сочеталась с действенной  социальной политикой и социальной защитой населения. Это было воспринято капитализмом, который опытом десятилетий был подведен к тому, что выжить он сможет лишь, позаимствовав идеи и принципы социальной защищенности у стран социализма, особенно у СССР.

     Независимо от общественного строя, любое государство определяет социальную стратегию, социальные приоритеты в тот или иной период развития страны. Поэтому сейчас в мире широко распространены понятия «социальная рыночная экономика», «социально-ориентированная рыночная экономика», «социальное государство», «социальная безопасность» и др.

Информация о работе Особенности социальной политики в РК