Особенности социальной политики в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики.
1.2 Механизм реализации социальной политики
1.3 Международный опыт государственной социальной политики
Глава 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Законодательные основы социальной политики в РК
2.2 Государственное финансирование развития социальной политики в РК
2.3 Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа_5.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     На  улучшение обеспечения потребностей экономики в рабочей силе, повышение  мобильности трудовых ресурсов направлена и реализация государственной миграционной политики. За годы независимости наша республика стала активным участником мировых миграционных процессов, что во многом связано с устойчивым экономическим ростом и повышением уровня жизни; отсутствием межнациональных конфликтов; выгодным геополитическим положением и малой плотностью населения, проживающего на обширной территории.

     Центральное место в миграционной политике занимает регулирование этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение оралманов  регулируется установлением квоты  иммиграции, которая в последнее время (2005-2008 годы) составляла 15 тысяч семей ежегодно. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, она увеличена до двадцати тысяч.

     На  протяжении всех лет государство  оказывало оралманам необходимую  соцпомощь и поддержку. Им обеспечена доступность медобслуживания, образования и соцобеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 процентов этнических иммигрантов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства.

     Характерная особенность последних лет - активизация  внутренней миграции. В процессы межобластной и внутриобластной миграции в 1991-2007 годах оказались вовлечены более 4,7 миллиона человек. К настоящему времени  численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне трехсот тысяч человек в год. Основная их часть - сельское население.

     Внутренняя  миграция связана с сохраняющимися диспропорциями в региональном развитии и общей закономерностью расширения современных секторов экономики (промышленность, городское строительство, сфера услуг) за счет традиционных (сельскохозяйственных) с низкой производительностью и низким уровнем оплаты труда. При этом, однако, внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности, их перемещение происходит преимущественно стихийно, что ведет к напряжению на рынках труда, трудоизбыточности в одних регионах и дефициту рабочих рук в других.

     Инструментом  быстрого реагирования на трудовые потребности  в условиях глобализации стала внешняя трудовая миграция. Для защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан республики Правительство устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены зарубежных специалистов местными кадрами (в 2008 году квота составила 132 тысячи человек, фактически привлечено около шестидесяти тысяч).

     С июня 2008 года вступили в действие новые  Правила определения квоты, условий  и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Документом упрощается порядок выдачи соответствующих разрешений, вводится балльная оценка квалификационных характеристик привлекаемых зарубежных работников, персонифицируется разрешение на их привлечение.

     Важная  особенность новых Правил - уточнение  обязательств инвесторов по профподготовке, переподготовке и повышению квалификации местных кадров для дальнейшей замены ими иностранцев. По состоянию на 1 декабря 2008 года на предприятиях, привлекающих зарубежных специалистов, соответствующие процессы коснулись более пятидесяти тысяч наших граждан, 2,3 тысячи иностранных работников заменено казахстанскими.

     В целях легализации и уменьшения давления на внутренний рынок труда  подписан ряд соглашений с приграничными государствами (Кыргызстан, Россия, Таджикистан) по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах). Для улучшения условий адаптации и интеграции этнических мигрантов и упорядочения внутренней миграции по поручению Главы государства разработана и утверждена программа «Нұрлы көш». Ее цель - рациональное расселение этнических казахов и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных районах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.

 

      Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

     3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК

 

     К сожалению, наряду с позитивными  изменениями, имеется в социально-трудовой сфере и ряд острых проблем, первая из которых - высокая чувствительность национального рынка труда к внутренним и внешним факторам движения трудовых ресурсов. Она проявляется в несбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, как по количеству, так и по качеству; сохранении относительно высокого уровня безработицы; в высокой доле занятости в трудоемких и низко производительных отраслях (31,2 процента из общего числа занятых приходится на долю сельского хозяйства) и доле самостоятельно занятого населения (34 процента от численности занятого населения в 2008 году, в том числе 1,3 миллиона человек, занятых на личном подворье). Нельзя не отметить и низкое качество рабочей силы (из общей численности занятых 26,8 процента составляют лица с высшим образованием, 37,7 - со среднеспециальным, 35,5 имеют среднее общее образование).

     Основным  инструментом регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики  выступают коллективные договора. Основанные на партнерстве и взаимодоверии участников трудовых отношений, они позволяют четко определить обязательства сторон и привлечь работников к решению производственных и социальных вопросов. Но, к сожалению, эта система очень медленно внедряется в сфере среднего и малого бизнеса. К настоящему времени колдоговора имеет лишь каждое пятое малое предприятие.

     Есть  проблемы и во внедрении стандартов безопасности и охраны труда. На сегодня  лишь немногим более трех процентов  предприятий промышленности внедрили систему МОТ-СУОТ 2001. И это становится причиной многочисленных нарушений трудовых прав граждан. Только в прошлом году госинспекторами труда в ходе проведенных проверок выявлено 104 тысячи нарушений, из них 53,1 процента - нарушения законодательства о труде, более 45 - нарушения требований по обеспечению безопасных условий труда.

     Относительно  низким остается уровень оплаты труда, особенно у работников бюджетной  сферы, сельского и лесного хозяйства. Неадекватны сегодняшнему уровню жизни  размеры пенсионных и социальных выплат. Рост реальных доходов населения сдерживает повышение индекса потребительских цен. Дальнейшего совершенствования требует механизм оценки уровня бедности и порога социальной поддержки отдельных категорий населения.

     Решение обозначенных проблем и выполнение государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны в непростых условиях сегодняшнего дня положены в основу стратегического плана министерства на 2009-2011 годы. В отличие от традиционного планирования развития областей социальной защиты он предусматривает целевой подход к управлению социальными рисками, вызывающими уязвимость человека или категорий населения при наступлении неблагоприятных обстоятельств - традиционные меры соцзащиты становятся инструментами в механизме преодоления социального неблагополучия.

     Анализ  текущей ситуации позволяет выделить следующие виды социальных рисков: потеря (отсутствие) работы; нарушения  трудовых прав; неуправляемая миграция населения; уязвимость при наступлении  старости, нетрудоспособность, а также другие социально значимые обстоятельства снижения дохода ниже установленного порогового минимума. Исходя из этого, министерством предусматривается ряд комплексных мер.

 

     3.2 Пути совершенствования  государственной социальной политики РК

 

     В соответствии с поручением Главы  государства и антикризисной  программой Правительства политика занятости в 2009 году будет направлена на сохранение и создание новых рабочих  мест; расширение занятости в строительстве  и ремонте дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной занятости и направление высвобождающихся работников на обучение.

     Принимаются меры по систематическому мониторингу  занятости, особенно на предприятиях и  в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов.

     В соответствии с ситуацией особое внимание уделено контролю использования  местными исполнительными органами и предпринимателями всех возможных  мер по обеспечению устойчивой и  временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (1-3 месяца); устанавливается прямая связь между подготовкой специалистов и их трудоустройством.

     Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального пособия по безработице в течение четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (Адресная Социальная Помощь, Государственные Детские Пособия на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).

     Принимаются дополнительные меры по защите национального  рынка труда в соответствии с  интересами казахстанских работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году сократится почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами.

     Одновременно  с участием отраслевых министерств  на среднесрочную перспективу планируется: разработка прогнозов спроса и предложения  на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической  деятельности; составление генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и их кадрового обеспечения на основе схемы развития и размещения производительных сил и перспектив развития экономики; принятие мер по повышению качества трудовых ресурсов на основе разделения ответственности за повышение профессионализма персонала между государством, работодателями и работниками непосредственно. В рамках программы «Нұрлы көш» будут созданы условия для повышения мобильности казахстанских граждан и использования внутренних резервов увеличения трудовых ресурсов.

     Для предупреждения нарушений трудового  законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между  социальными партнерами за формирование условий для достойного труда  предусматривается: расширение системы  коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений Президента о повышении уровня оплаты и внедрение (с 2010 года) новой системы заработной платы работников бюджетной сферы.

     Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий  по условиям труда; стимулирование внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов в данной сфере.

     Основные  новации в миграционной политике связаны с реализацией программы «Нұрлы көш», которая для удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом спроса работодателей на конкретные виды специальностей предусматривает использование механизма квотирования. За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации прорывных проектов в области продовольственной безопасности. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси, и оставшиеся == в областях Центральной оси. Все они будут обеспечены жильем на условиях ипотечного кредитования. Для оралманов также сохраняется предусмотренная действующим законодательством социальная поддержка.

     Кроме того, в 2009 году планируется реализация трех пилотных проектов по расселению и обустройству 1051 семей мигрантов  в ЮКО (микрорайоне «Асар»), в г. Курчатов (ВКО) и с. «Красный яр» Акмолинской области. Одновременно будут приняты меры по регулированию миграции из сопредельных стран. Для этого предполагается подписание ряда соглашений с приграничными государствами по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах) в целях легализации теневой занятости и уменьшения давления на внутренний рынок труда.

     Одним из ключевых показателей реальной эффективности  госполитики вообще и антикризисной  программы Правительства, в частности, становится соцобеспечение, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с установками Главы государства не может быть допущено ухудшение социального положения наших граждан. Финансирование соцпрограмм, ранее предусмотренные меры по улучшению жизни в стране должны быть выполнены в полном объеме.

Информация о работе Особенности социальной политики в РК