Особенности социальной политики в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики.
1.2 Механизм реализации социальной политики
1.3 Международный опыт государственной социальной политики
Глава 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Законодательные основы социальной политики в РК
2.2 Государственное финансирование развития социальной политики в РК
2.3 Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа_5.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     В последние годы объем государственных расходов на систему здравоохранения, включая медицинское образование, увеличился не только в абсолютном исчислении (таблица 3).

 

      Таблица 3 - Общий объем государственного бюджета на здравоохранение

Область 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Итого государственный бюджет 71 119 89 781 131 184 185 456 223 373
Республиканский бюджет 12 018 19 105 29 224 56 283 80 012
Всего местные бюджеты 59 102 74 112 107 074 150 316 185 783
 

     Но  и, что важно, увеличилась доля в  процентах к ВВП, несмотря на значительные темпы его роста. При этом самый низкий процент к ВВП отмечается в 2008 году – 2,29%. Возможно, понижение уровня вызвано значительным ростом объема ВВП при незначительном росте расходов.

     Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников.

     Не  должным образом налажен учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.

     На  социальную защиту ежегодно происходит увеличение расходов государственного бюджета в абсолютном выражение (таблица 5).  

     Таблица 5 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение (млн. тенге).

    2004 г.  2005 г.  2006 г.  2007 г.  2008 г. 
Итого государственный бюджет 201415 239229 272333 345356 422423
Республиканский бюджет 165389 202043 232998 314709 390209
Всего местные бюджеты 36026 37186 39335 30647 32214

 

      Рассматривая же соотношения между  расходами республиканского и местных  бюджетов, то можно ясно увидеть, что  в основном концентрация на социальные расходы происходит в центре, т.е. являются основными бюджетными программами Министерства труда и социальной защиты.

     При этом больше половины, около 66% средств всего республиканского бюджета направляются на пенсионные программы, вызванное тем, что ежегодно растет число получателей пенсионых отчисленний из республиканского бюджета.

     2.3 Современное состояние  государственной  политики в образовании,  здравоохранении  и социальной защиты  населения

 

     Главными  приоритетами государственной политики нашей республики, в соответствии с установками Президента страны, были и остаются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Реализуемые в этих целях программы Правительства направлены, прежде всего, на сохранение занятости и повышение уровня доходов, социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса государство не отказалось от соцподдержки своих граждан5. Напротив, принимает все меры к тому, чтобы неуклонно повышать благосостояние всех казахстанцев.

     В прошедшем году расходы государства  на соцобеспечение и социальную помощь составили 566,5 миллиарда тенге, что  на 22,5 процента больше по сравнению  с 2007 годом и в три раза выше по отношению к 2003-му. Растущее финансирование соцпрограмм позволило повысить уровень социальных выплат для всех категорий получателей. К примеру, минимальные размеры пенсионных выплат из солидарной системы (с учетом базовой пенсии) составили 12,7 тысячи тенге, средние - 18,4 и максимальные - 26,7 тысяч. При этом средние размеры за последние пять лет увеличились почти в два раза. Кроме того, около 150 тысяч человек стали получать пенсии из накопительной пенсионной системы.

     Средние размеры государственных соцпособий по инвалидности от общего заболевания  выросли с 4271 тенге в 2003 году до 12514 тенге в 2008-м. Дополнительным источником доходов для инвалидов - участников системы обязательного соцстрахования стали социальные выплаты из АО «ГФСС». В истекшем году их среднемесячный размер составил 4,8 тысячи тенге. У лиц, потерявших кормильца, размеры пособий на одного иждивенца достигли 11315 тенге, или увеличились более чем в два раза по отношению к 2003 году.

     Восстановлены пособия для лиц, относящихся  ко второму списку. В прошлом году их размер составлял восемь месячных расчетных показателей (МРП) или 9344 тенге. Более одного миллиона человек получили специальные госпособия в размерах от одного до 15 МРП в зависимости от законодательно определенного статуса той или иной категории получателей.

     В два раза (до 35040 тенге) увеличены единовременные пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (от 5840 тенге на первого ребенка до 7582 тенге на четвертого и более детей). Данные средства получили около 350 тысяч семей.

     Начиная с 1 января 2008 года, введено страхование  по беременности и родам и по уходу  за ребенком до достижения им возраста одного года. На выплаты связанных  с этим пособий из АО «ГФСС» израсходовано  более 25 миллиардов тенге.

     Таким образом, социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получали 4,3 миллиона человек или около трети населения страны.

     Кроме того, для поддержки малообеспеченных семей местным исполнительным органам  были дополнительно выделены 1,1 миллиарда  тенге на оказание адресной социальной поддержки, 1,7 миллиарда - на выплату детских пособий, 3,6 миллиарда - на представление жилищной помощи. Это позволило оказать дополнительную соцпомощь более чем одному миллиону казахстанцев.

     Возможности соцобеспечения и соцподдержки, в конечном счете, зависят от состояния трудовой сферы. Поэтому самой действенной социальной политикой была и остается политика занятости населения. В этой связи деятельность Министерства труда и социальной защиты населения направлена, в первую очередь, на снижение уровня безработицы и соцзащиту безработных, а также на их возращение в «пул работающих».

     За  отчетный период создано 238,2 тысяч рабочих  мест и более десяти тысяч социальных рабочих мест; трудоустроены 216,6 тысяч  человек или 87,3 процента лиц, обратившихся за содействием в данном вопросе. Завершили обучение и переподготовку 26,4 тысяч безработных, 100,7 тысяч человек приняли участие в общественных работах.

     Для сокращения молодежной безработицы  в большинстве регионов использовалась молодежная практика. Более сорока процентов выпускников учебных заведений, принявших участие в данной акции, трудоустроены. Проведено около тысячи ярмарок-вакансий, по итогам которых работу получили почти 27 тысяч человек.

     Важная  часть нашей деятельности касается предупреждения сокращения рабочих мест, а также связанных с этим увольнений. В соответствии с поручением Главы государства, Правительством создана межведомственная рабочая группа, которая анализирует динамику производства и влияет на ситуацию на рынке труда, несколько обострившуюся под воздействием мирового кризиса. Министерство совместно с Федерацией профсоюзов РК и НЭП «Союз «Атамекен» инициировало заключение меморандумов с крупными компаниями по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.

     К настоящему времени подписано уже 434 меморандумов, направленных на максимально  возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством. Это == введение режима неполного рабочего времени; временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной зарплаты по прежней работе; выплата компенсации в размере не менее пятидесяти процентов от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя.

     Итоги показательны: около 25 тысяч человек, подлежащих высвобождению на 331 предприятии, переведены на другую работу либо на неполный режим занятости, или отправлены в отпуск с выплатой компенсации, но с сохранением рабочих мест. Кроме того, для смягчения социальных последствий потери работы, наряду с адресной соцпомощью, начали использоваться возможности соцстрахования (средний размер соответствующих ежемесячных выплат превышает 22 тысячи тенге).

     Еще один блок наших задач касается развития трудовых ресурсов. К сожалению, надо признать, что в настоящее время рынок труда в стране не сбалансирован: при наличии безработицы сохраняются вакансии (14-15 тысяч единиц ежемесячно). Это связано с несоответствием качества и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям работодателей, а также с низкой трудовой мобильностью трудовых ресурсов. Не хватает, в первую очередь, квалифицированных кадров. Речь идет о врачах, учителях, инженерах, менеджерах. В большом дефиците - токари, фрезеровщики, механики, инструментальщики. Учить некому и учиться не у кого. С одной стороны, безвозвратно ушло целое поколение специалистов, с другой - слаба система профобразования.

     Существующий  дефицит трудовых ресурсов становится основанием для привлечения иностранных  специалистов. Однако это лишь частично решает проблему. Анализ мировой практики свидетельствует о том, что решение проблемы нужно увязывать с развитием человеческого капитала и созданием необходимых условий для достойного труда. Знаковым событием в этом отношении стало проведение 22 августа 2008 года в г. Рудном (Костанайская область) с участием Главы государства международного Трудового форума по государственно-частному партнерству в формировании конкурентоспособных кадров.

     Значимым  направлением работы остается развитие системы социального партнерства. И здесь нельзя не отметить важность состоявшегося в январе 2008 года в г. Жезказган с участием Главы государства республиканского Форума по социальной ответственности бизнеса, на котором подписано Соглашение между министерством и социально-ориентированными бизнес-структурами по продвижению принципов Глобального договора ООН в сфере социально-трудовых отношений.

     В подписанном документе определены основные индикаторы социальной ответственности  бизнеса: оплата труда, его охрана и безопасность, профподготовка, переподготовка, повышение квалификации; квота приема на работу молодежи (не менее пяти процентов от штатной численности работающих), обязательное профилактическое лечение работников с расходами на одного человека не менее двадцати тысяч тенге в год; ведение прозрачного бизнеса, разработка системы и методики управления корпоративной этикой, формы социальной отчетности.

     Инициированная  Главой государства на форуме акция  «Заключите коллективный договор» оказалась  весьма продуктивной: на 1 января этого года количество соответствующих документов уже превысило сорок тысяч. Если в начале прошлого года системой колдоговоров было охвачено каждое десятое из действующих предприятий, то сейчас - каждое четвертое.

     Кроме того, развитие получила практика заключения меморандумов и соглашений по соцответственности бизнеса между местными исполнительными органами и работодателями. Более четырех тысяч таких документов, появившихся с начала года, предполагают социальное инвестирование на сумму около семидесяти миллиардов тенге. А это заметно повлияет на развитие регионов в части возведения новых школ, учреждений здравоохранения, объектов культуры, спорта и соцзащиты, поддержки малообеспеченных граждан.

     В целях поддержания усилий социально-ориентированного бизнеса Указом Президента республики объявлен конкурс «Парыз». Анализ материалов, представленных участниками, а это около трехсот предприятий и объединений, свидетельствует о значительном внимании соцпартнеров к сохранению рабочих мест, повышению квалификации работников, организации их отдыха, содействию в решении жилищных и иных социальных проблем.

Информация о работе Особенности социальной политики в РК