Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, реферат
Целью данной курсовой работы является – выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики.
1.2 Механизм реализации социальной политики
1.3 Международный опыт государственной социальной политики
Глава 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Законодательные основы социальной политики в РК
2.2 Государственное финансирование развития социальной политики в РК
2.3 Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Во всех странах же с переходной экономикой делается больший упор на более эффективное распределение финансовых средств между различными уровнями системы охраны здоровья. Если прежде значительное внимание не всегда обоснованно уделялось дорогостоящему, специализированному, больничному лечению даже на уровне простых заболеваний, то основой новой модели здравоохранения являются врачи по профилю: семейный доктор, врач широкого профиля, которого по своему усмотрению выбирают пациенты. Эта модель заключается в приоритете первичного медицинского обслуживания, при одновременном ослаблении тех связей, которые существовали в прошлом между врачами широкого профиля и местными поликлиниками или районными больницами. Поскольку семейные доктора будут выполнять роль своеобразных «фильтров» для специализированного лечения, данная модель должна обеспечить значительное сокращение расходов, а также повышение уровня гибкости и эффективности первичного и вторичного уровней системы охраны здоровья. При использовании такого подхода будут также решены задачи децентрализации предоставления услуг и обеспечения выбора врачей пациентами.
В
свете острого финансового
В свете вышеуказанных проблем большинство стран стремится обеспечить финансирование системы здравоохранения не по линии государственного бюджета, а с помощью либо обязательного «рабочего» страхования здоровья, которое финансируется за счет взносов работодателя и работника, либо создания «внебюджетного» счета, который пополняется с помощью направляемых целевым назначением налогов. Эти изменения соответствуют цели уменьшения роли государства как перераспределителя национального дохода; они также раскрывают хорошие перспективы значительной экономии государственных расходов и обеспечения контроля за качеством тех услуг, которые получают потребители.
К примеру, в Болгарии и Словакии, где национальные страховые компании начали свою деятельность в 1993 г., отдельные фонды стремятся облегчить создание всеобъемлющей системы «внебюджетного» социального страхования, которое финансируется за счет направляемых целевым назначением обязательных налогов. Преимущества этой системы заключаются в большей стабильности притока средств (поскольку ставки взносов определены законодательно), в отказе от использования традиционного остаточного финансирования здравоохранения за счет государственных ресурсов и в уменьшении опасности возникновения непредвиденных финансовых проблем.
В некоторых других государствах, например, в Польше, считается, что государственный бюджет является единственным надежным источником финансирования здравоохранения в периоды высокого уровня безработицы и низких доходов семей, и что только таким способом можно охватить страхованием здоровья большое число безработных, пенсионеров, людей, потерявших квалификацию и т.д.
Правительству республики следует учесть выше перечисленные опыты при определении модели здравоохранения в стране.
Для моделей социальной защиты в таких развитых странах как Швеция, Франция, ФРГ, Японии и ряде других стран характерны высокие налоги (в Швеции - до 60 % дохода) и пособия для безработных, многосемейных, больных и т.д. наряду с высоким уровнем затрат ВВП на социальную сферу.
Опыт развитых стран показывает, что надежно функционирующая сеть социальной поддержки населения, организованная правительством, предотвращает социальные конфликты в обществе.
Проблема
социального обеспечения в мире
с каждым годом обостряется. Основная
причина этого - старение населения,
связанное с некоторым
В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение по степени достаточности осуществляется на трех уровнях (трехуровневая система).
Первый уровень - защита от бедности, то есть гарантия некоторого прожиточного минимума, реализуя, как правило, в виде государственной социальной распределительной системы. Здесь практически нет различий в пенсионном обеспечении в зависимости от трудового вклада, заработной платы и других показателей.
Второй уровень призван обеспечить достойную старость и рассчитан на работающих и стимулирует, а иногда и обязывает их участвовать в формировании дополнительных пенсий. Здесь возможно применение и распределительных и накопительных принципов финансирования. Со стороны государства стандартным стимулом являются налоговые льготы, предоставляемые участникам разнообразных пенсионных систем.
Третий
уровень условно называется частной
инициативой, где каждое предприятие
и каждый человек вправе осуществить
за счет собственных средств
Из трех данных уровней многие государственные пенсионные системы используют первый способ. Так, по данным доклада МОТ, из 58 государственных систем, охваченным обследованием, 44 относились к этому виду, причем в половине из них предусматривался только один источник финансирования - пенсионные взносы, которые выплачиваются работодателями, а в остальных - и самими работающими.
Наша страна перешла с 1998 года на новую систему пенсионного обеспечения, поэтому знакомство с опытом по организации работ в этом направлении в странах с рыночной экономикой представляется интересным и полезным.
Анализ развития государственной политики в Республике Казахстан в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение, образование и социальная защита населения требует значительной теоретико-методологической подготовки в области нормативно-правового регулирования. Приоритеты финансирования расходов бюджета на нужды социальных сфер определяются основным законом страны – ее Конституцией.
Образование,
здравоохранение и система
Анализ тенденций текущего состояния и тенденций развития системы образования, здравоохранения, защиты населения невозможен без комплексного учета социально-экономических и демографических факторов. Эти факторы определяют релевантность разновидностей и форм услуг в сфере образования и охраны здоровья, а также контекст, в котором развиваются соответствующие системы.
В
условиях модернизации и реформирования
образования, здравоохранения и
системы социальной защиты населения
многое зависит от состояния нормативно-
Высокая значимость образования, здравоохранения и социальной помощи возводит их в ряд жизненных потребностей населения. В виду этого государственные гарантии приоритетности изучаемых сфер в Республике Казахстан определены законодательно. Конституция Республики Казахстан (статьи 28-30), а также специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности образования, здравоохранения и социальной защиты.
Иерархия
системы нормативно – правовых и
стратегических документов представлена
на рисунке 2.
Рисунок 2 Иерархия нормативных и стратегических документов
Государственная
бюджетная система
На
период с 2004 года доля государственных
расходов на социальные сферы сократилась
(таблица 1)
Таблица
1 – Распределение
Отрасль | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общегосударственные услуги | 4,7 | 6,1 | 6,5 | 5,3 | 5,8 |
Оборона | 3,9 | 4,5 | 4,5 | 4,0 | 4,6 |
Общественный порядок и безопасность | 8,1 | 8,7 | 9,2 | 7,9 | 8,4 |
Образование | 12,6 | 14,1 | 14,8 | 13,2 | 15,2 |
Здравоохранение | 7,4 | 8,5 | 10,2 | 9,5 | 10,4 |
Социальное обеспечение и социальная помощь | 20,9 | 22,7 | 21,1 | 17,1 | 19,6 |
Жилье и коммунальные услуги | 2,6 | 3,2 | 5,4 | 6,1 | 6,3 |
Культура, спорт, туризм и информация | 2,4 | 3,2 | 3,4 | 2,9 | 3,8 |
Топливно-энергетический комплекс | 0,8 | 0,8 | 2,0 | 1,3 | 1,7 |
Сельское, лесное, водное хозяйство и окружающая среда | 3,0 | 4,3 | 5,6 | 3,3 | 3,6 |
Промышленность, строительство и горная добыча | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Транспорт и связь | 6,0 | 7,7 | 8,1 | 6,1 | 7,5 |
Прочие услуги | 5,4 | 7,5 | 5,6 | 1,7 | 2,3 |
Обслуживание долга | 4,1 | 3,4 | 2,7 | 1,6 | 1,3 |
Официальные трансферты | 13,9 | 1,2 | 0,7 | 19,0 | 9,2 |
Кредиты (без учета погашения) | 3,9 | 3,9 | 2,7 | 0,0 | 0,0 |
Рассмотрим теперь государственное финансирование образования, здравоохранения и системы социальной защиты в отдельности.
Хоть доля расходов на образование в государственном бюджете падает, но постепенно растет доля расходов на образование в ВВП РК.
В
целом по отрасли, используя данные
Министерства финансов РК и Министерства
экономики и бюджетного планирования
РК, в период с 2004 по 2008 г. в среднем
на образование было направлено 83 %
средств местного бюджета и 17% республиканского.
Таблица 2 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на образование (млн. тенге)
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Итого государственный бюджет | 121 145 | 154 218 | 201 935 | 279 783 | 361 129 |
Республиканский бюджет | 16 447 | 23 241 | 34 571 | 66249 | 101405 |
Всего местные бюджеты | 104 698 | 130 977 | 167 364 | 213534 | 259724 |
Как видно из предыдущего анализа, к сожалению, Правительством Казахстана выделяется недостаточно средств на образование. Общие расходы на образование не превышают 3,4% ВВП. В документах Дакарского форума содержится призыв к правительствам всех стран обеспечить выделение не менее 6% ВВП на нужды образования. Однако в Казахстане бюджеты всех уровней едва покрывают расходы на социальную сферу - 80% бюджетов составляют расходы на заработную плату. На такие статьи, как содержание школ, приобретение учебного оборудования и материалов, капитальный ремонт, замена зданий школ, не подлежащих ремонту, новое строительство, выделяемых средств недостаточно.
В системе финансирования здравоохранения в последнее время достигнуты положительные результаты, основанные на принятии важных решений в рамках проведенного в течение 2004-2006 годов разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления.