Особенности социальной политики в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики.
1.2 Механизм реализации социальной политики
1.3 Международный опыт государственной социальной политики
Глава 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Законодательные основы социальной политики в РК
2.2 Государственное финансирование развития социальной политики в РК
2.3 Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа_5.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     В современном либерально-демократическом  мире многие страны объявили себя (и  юридически закрепили в основных законах) социальным государством.

     Социальное  государство стремится осуществлять гуманную социальную политику: заботиться о трудоустройстве рабочих ресурсов, правах человека, создавать доступные системы здравоохранения и образования, развитую систему социальной поддержки малоимущих слоев населения, бороться с бедностью, преступностью, предупреждать социальные конфликты.

     Государственная социальная политика - одно из основных направлений внутренней политики государства. Важнейшей задачей социальной политики является достижение определенного  уровня равновесия в общественной жизни  через:

  • предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;
  • перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

     - регулирование образа жизни (налогами, средствами, благотворительность).

     Государственные службы статистики и демографии, здравоохранения, социального обеспечения, пропаганды спорта и т.д. являются специализированными органами, осуществляющими дифференцированные направления социальной политики, и предоставляющими Правительству информацию относительно ситуаций в соответствующих сферах общественной жизни (образ жизни, его уровень и качество и др.). В современных условиях в мировой практике принято, что государство заказывает научный анализ социального положения и разработку приоритетных направлений в подготовке социально направленных мероприятий, оценке объема финансирования социальных мероприятий, обеспечения коллективами специалистов, среди которых ключевые позиции имеют ученые: политологи, философы, демографы и др.

     При разработке социальной политики встает вопрос о социальных приоритетах или социальных задачах, которые признаются обществом на конкретном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. Этот выбор протекает на фоне и под давлением политической борьбы за гражданские права, за удовлетворение социальных нужд и требований.

     1.2 Механизм реализации социальной политики

 

     Социальную  политику современного демократического государства можно выразить в следующем рисунке: 

     

     Рисунок 1 Сущность, сферы, содержание и функции государственной социальной политики.

 

      Социальная политика обладает рядом  функций, которые в конечном счете  определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически  создаваемые общественные фонды  поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

     Все эти функции тем в большей  степени представлены в социальной политике государства, чем в большей  степени социальная политика находится  в тесной зависимости от политики государства вообще.

     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

     Основными принципами проведения социальной политики являются:

  • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  • обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • выдача помощи на случай безработицы;
  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

     Непосредственная  цель социальной политики — обеспечить обделенным жизнью и обществом лицам  и группам населения достойное человеческое существование. Конкретно эта цель в виде помощи и поддержки людям, в них нуждающимся, заключается в:

  • обеспечении общественно признанных основных потребностей в питании, одежде, жилье, коммунальных, медицинских и культурных услугах,
  • помощи желающим найти работу;
  • способствовании социальной справедливости в распределении доходов и собственности.

     Инструменты государственной социальной политики делятся на три группы:

  • административные, создающие рамочные условия социального порядка в стране,
  • финансовые, суть которых — в перераспределении средств в пользу социально слабых лиц и групп населения:
  • ограничение свободы хозяйственных договоров. Суть этого инструмента — во вмешательстве государства в договоры между работодателями и работающими по найму с целью защиты интересов последних.

     1.3 Международный опыт государственной социальной политики

 

     Анализ  мировой и отечественной политической практики показывает, что особое значение, особую ценность в современных условиях приобретают такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правового, демократического государства. В мировой теории и практике государственного строительства с середины XX века в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «социальное государство» (от немецкого Sozialstaat). Впервые социальный характер государства официально был провозглашен в Основном Законе ФРГ в 1949 г.

     В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия  или отсутствия в их Основных законах  соответствующих положений, в большей  или меньшей степени де-факто  являются социальными государствами. Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены, в частности, Конституциями Швеции, Испании, Португалии и других стран. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы, стран СНГ.

     Опыт  зарубежных стран показывает, что  успешное функционирование социального  государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая  должна быть эффективной, социально  ориентированной, служащей интересам  всех слоев общества.

     Для достижения этого уровня Казахстану необходимо учесть позитивный опыт развитых стран мира в строительстве правового, демократического и социального  государства, особенно, в вопросах формирования государственной политики в области образования, здравоохранения и социальной помощи населению, как наиболее важные области социальной политики.

     В области образования в 90-х годах XX века практически во всех странах Западной Европы, Америки и Азии сложились альтернативные, так называемые параллельные системы, основанные на таких приоритетах государственной образовательной политики данных стран, как достижение скорейшего высокого уровня развития экономики основанной на знаниях, квалифицированных трудовых ресурсов и человеческого капитала. Данная система исходит из принципов множественности путей достижения высшего образования. Среди наиболее распространенных:

     - классический академический, характеризующийся следующей схемой: начальная школа, средняя школа, бакалавриат, специализация, магистратура с последующей возможной аспирантурой;

     - профессиональный, отличающийся тем, что после завершения средней школы учащийся специализируется на определенных курсах, набирая, таким образом, необходимое количество «кредитов», позволяющих в своей совокупности претендовать на получение диплома о высшем образовании.

     В зарубежном опыте национальных моделей  образования великое множество. Однако среди них можно выделить базовые, на которые ориентируются все другие модели.

     Основные  или базовые системы образования  могут быть классифицированы по следующим основаниям:

  1. Роль государства.
  2. Соотношение роли национальных и локальных администраций в управлении и финансировании образования.
  3. Пропорция платности и бесплатности образования.
  4. Соотношение элитарности и массовости.
  5. Пропорция фундаментальности и практической ориентированности в структуре и содержании высшего образования.

     По  этим признакам можно выделить две  системы образования – американскую (к ней примыкает японская) и  европейскую (ее разновидностью с учетом полного огосударствления экономики и идеологии была советская образовательная система).

     Американская  система отличается существенной ролью государства в финансировании образования, но при очень высокой активности также и частного бизнеса. Школы находятся в ведении муниципальных органов, а между частными и государственными вузами существует примерный количественный паритет. В целом в финансировании образования локальные источники резко преобладают над национальными. Среднее образование в основном бесплатное, а высшее по большей части платно, но при наличии разветвленной системы помощи студентам в оплате образовательных услуг.

     Сильно  различается качество образования  между элитарными и ординарными  университетами. Очень высока степень  самостоятельности в определении содержания образования, в этом отсутствует сколь ни будь существенная роль государственных учреждений.

     В европейской системе – преимущественно государственное и бесплатное образование. Действует автономия университетов, имеющая глубокие исторические корни. Однако в целом уровень централизации в содержании образования гораздо выше, чем в американской системе. Значительна роль академических кругов в управлении учебными заведениями, в то время как в США эти функции ложатся в большей мере на попечительские советы. Гораздо выше, чем в американской системе уровень фундаментальности образования.

     Анализ  систем здравоохранения зарубежных стран показывает, что следует  с большим вниманием подходить  и к опыту развитых стран. Так, если в США тратят на разработку медицинской техники и технологии, новых лекарств, медицинские услуги более 1 трлн. долларов США в год -больше, чем все остальные страны мира, то Англия, Германия, Япония, Канада, Франция, где здравоохранение регулируется государством, а не только законами рынка, добились сопоставимых с США показателей заболеваемости и продолжительности жизни при гораздо меньших затратах. В США медицина является коммерческой, в ней господствуют крупные страховые компании. По заключению российской ученой Н.А. Шведовой, исторически в США наиболее распространено частное страхование. На здравоохранение в стране приходится свыше четверти той части федерального бюджета, которая выделяется на социальное обеспечение. Всего на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, трудовую подготовку, жилищное строительство направляется 50 % федерального бюджета и свыше 60% бюджетов штатов и местных органов власти. Так, если в 1980 г. затраты на здравоохранение составляли 247 млрд.долл., или 8,9 % ВВП, то в 1990 г. эта цифра выросла до 697 млрд. долл. или 12,1 % ВВП. К 1993 г. затраты несколько стабилизировались. Медицинская индустрия в США — это седьмая часть всей национальной экономики, где занято свыше 8 млн. работников. Только одна государственная программа медицинского страхования «Медикэр» служит экономическим гарантом для 37 млн. американцев — получателей медицинских пособий по ней. А свыше 130 млн. работающих американцев платят на нее налог. Хотя стоимость медицинских услуг в США постоянно имеет рост, в результате чего многие миллионы американцев не имеют страховки, а значит, гарантированного доступа к медицинским услугам, Казахстану следовало бы этот опыт учесть при внедрении обязательного медицинского страхования в стране в 2001 году.

Информация о работе Особенности социальной политики в РК