Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

     Уточняют приёмы рисования: дуга рисуется сначала концом кисти, середина – всей кистью и снова концом, получается серпик. (Показ воспитателя.)

     Все цветы украшены белым цветом – оживляется узор.

     Показать на полосе бумаги, где расположить цветы, а между ними листья. Уточнить последовательность рисования: составить оттенок розовый (или голубой), нарисовать круги, между ними листья. Затем украсить круги кружочком – глазком и дугой красного цвета (или синего цвета – голубой круг). Последнее: украшение белым цветом – оживление.

     Дети составляют узор на полосе, выбирают цвет.

     В конце занятия рассматривают все полоски, выбирают самые красивые, похожие на городецкие цветы.

 

 

      Гжельская роспись

 

Знакомство с гжельским промыслом. Рисование каймы

 

Программное содержание:

Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели. Учить видеть красоту скульптуры малой формы, выделять украшения – кайму на посуде.

Составлять узор на полосе из тонких линий и мазков в разных вариантах. Побуждать видеть красоту синего и белого цветов.

Материал: кукла Гжелочка, скульптура малой формы – курочка, лошадка, лев, кукольный сервиз и посуда с вариантами украшения каймы; бумага белая 5*20 см, гуашь синяя, голубая, силуэты 2-3 предметов (чашка, чайник).

 

                     Ход занятия

 

     Кукла Гжелочка приглашает детей на выставку изделий Гжели. Рассмотреть фигурки, обратить внимание на то , что они похожи на игрушки – весёлые, забавные, блестящие и все украшены краской одного цвета – синей и её оттенком – голубой.

     Рассмотреть посуду и показать кайму, которая украшает всю посуду, - это синяя тонкая полоса, внизу расположены точки или маленькие мазки.

     Рассмотреть варианты украшения на посуде.

     Предложить детям украсить полоску узором – нарисовать прямую линию и мазки. Показать рукой на своём листе, где кто нарисует линию и как рисовать мазки.

     В конце занятия вместе с куклой Гжелочкой рассмотреть все рисунки, приложить полоски к силуэтам 2 – 3 предметов.

     После занятия организовать в группе выставку и рассмотреть скульптуру малой формы, её название, выразительность, украшения. Предложить всем желающим порисовать в свободное время.

 

 

           Хохломская роспись

 

«Экскурсия на выставку золотой хохломы»

 

Программное содержание:

Познакомить с новым видом народного искусства – золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Учить различать и называть предметы с хохломской росписью. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (ягоды, цветы, листья, реснички, усики, травка на большом завитке), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, чёрный и немного зелёного).

 

Материал: изделия с хохломской росписью: посуда – вазы, ложки, блюда, ковши и т.п., заготовки – деревянное «бельё»; мебель – столы, стулья и т.п.

                   

                  Ход занятия

 

     В музыкальном зале (или изостудии) организована выставка изделий с хохломской росписью. Предложить детям рассмотреть эти необычные предметы, назвать их. Посмотреть из чего они сделаны (из дерева) и как украшены.

 

Рассказ воспитателя

     Все эти предметы делали в Семёнове и других сёлах Нижегородской области, а потом привозили на продажу, на ярмарку в Хохлому.  И стали все эти изделия называть хохломскими. Украшены они необычным узором, который хохломские мастера увидели в лесу, на лугу. Это веточки, цветы, ягоды, листья украшенные тонкими лёгкими травками, ресничками, завитками, усиками.

 

Звучит музыка, и в зал входит мастерица. Воспитатель предлагает ей рассказать о секретах хохломских мастеров.

 

Рассказ мастерицы

 

     Поделюсь своими секретами. В нашем крае много лесов. Все эти предметы токарь выточил из дерева липы (показывает заготовки). На эти пахнущие деревом изделия так и просится яркий цветочный узор. Но для этого заготовки надо подготовит: просушить, покрыть металлическим алюминиевым порошком, расписать красками, поставить в печь для обжига. Затем покрыть лаком и снова просушить в печи.

     Краски становятся яркими, звучными, а серебряный порошок превращается в золотой, поэтому эту роспись ещё называют золотой хохломой.

 

          Хохломская роспись –

          Алых ягод россыпь,

          Отголоски лета в зелени травы,

          Рощи, перелески, шёлковые всплески

           Солнечно-медовой, золотой листвы!

          Роспись хохломская, словно колдовская,

          В сказочную песню просится сама,

          И нигде на свете нет таких соцветий,

          Всех чудес чудесней наша хохлома.

 

Мастерица показывает, как она пишет узор «травка» - это самый главный элемент. В этом узоре мастера используют чёрный и красный цвета. Чередуются элементы росписи: завиток, травинки, реснички. Затем в узор добавляются ягоды, цветы, листочки. Рисунок получается пушистый, красивый. Этими узорами и украшены изделия.

     Дети рассматривают посуду, мебель, которые служат украшением и вместе с тем являются предметами быта.

     Мастерица даёт предметы детям, чтобы они в группе устроили выставку золотой хохломы и научились рисовать такие узоры.

После занятия организовать выставку предметов золотой хохломы. Выучить стихотворение о хохломе.

 

 

2 часть – создание декоративных композиций

 

Дымковская игрушка

 

Рисование «Ярмарка»

 

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.

Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие её колорита. Развивать композиционные навыки. Способствовать развитию творческих способностей. Учить получать радость от результатов коллективной работы.

 

Материал: дымковские игрушки, объёмная карусель; силуэты дымковских игрушек (кони, индюки, петухи, козлики), гуашь, кисти трёх размеров.

 

                        Ход занятия

 

Выставка дымковских игрушек.

Воспитатель. Издавна на Руси люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки были весёлые: с плясками, шутками, скоморохами, пряниками да пирогами. А главное с игрушками.

 

Появляется скоморох, приглашает детей на ярмарку. Дети подходят к выставке предметов народного декоративно-прикладного искусства.

 

Воспитатель.        Солнце яркое встаёт,

                               Спешит на ярмарку народ.

                               А на ярмарке – товары.

 

Скоморох.             Продаются самовары!

                               Продаются чашки, ложки

                               И весёлые матрёшки!

                               Налетайте, налетайте!

                               Покупайте, покупайте!

 

Воспитатель.         А это что за сундучок?

 

Скоморох.             Сундучок тот не простой,

                               В нём товар расписной,

                               Здесь спрятались игрушки,

                               Весёлые зверушки.

 

Воспитатель.        Вынимаем на показ

                               И ведём про них рассказ.

 

Воспитатель вынимает по одной игрушке, дети читают про них стихи, поют частушки.

 

                               Вы скажите мне: откуда

                               Появилось это чудо?

                               Из деревни Дымково.

 

                               Там любили песни, пляски,

                               И в селе рождались сказки.

                               Вечера бывали длинные,

                               И лепили там из глины.

                               Все игрушки не простые,

                               А волшебно-расписные.

                               Белоснежны, как берёзки,

                               Кружочки, точечки, полоски,

                               Простой, казалось бы, узор,

                               Но отвести не в силах взор.

 

Воспитатель. Побывали мы с вами на ярмарке, а теперь приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки. Мастера изготовили карусели, а расписать их не успели.

 

Воспитатель предлагает детям разрисовать дымковские игрушки.

Дети выбирают силуэтные изображения игрушек. Воспитатель обращает внимание детей на то, какими элементами расписаны игрушки (колечки, кружочки, точечки, полоски), на сочетание цветов.

Дети расписывают игрушки, потом вешают их на карусель. Она начинает вращаться, дети читают стихи.

Скоморох угощает детей пряниками.

                            

                                 Приходите в гости к нам,

                                 Рады мы всегда гостям.

 

После занятия – на выставке дымковских игрушек воспитатель с детьми рассматривает роспись на игрушках, находят знакомые  и новые элементы, которые не рисовали. Разучивают стихотворения о дымковских игрушках.

В свободное время, рисование по мотивам дымковской росписи на полосе, квадрате, круге, расписывание силуэтных изображений игрушек: коней, козлов, индюков, барышень и др.

 

 

Городецкая роспись

 

«Городецкие узоры на полосе»

 

Программное содержание:

Учить рассматривать Городецкие цветы – бутон и «розан», сравнивать, находить сходство (большой круг и маленький, дуга) и различие (маленькие  дуги, по-разному расположены), сочетание цвета и оттенка, оживление узора белым цветом.

Учить составлять узор на полосе, квадрате, выделять середину большим цветком и по углам бутонами. Учить рисовать крупно всей кистью и украшения – концом кисти.

 

Материал: Городецкие изделия, бумага цвета дерева (охра) 7*21см, гуашь, палитра.

 

                       Ход занятия

 

Выставка предметов с Городецкой росписью. Воспитатель с детьми рассматривают их, уточняют, есть ли дома такие предметы или видели в магазине, на выставке.

Выделяют элемент узора – цветок и бутон, который мастера называют «купавка», или «яблоко», потому что он кругленький с маленьким глазком. Сравнивают цвет бутонов на разных предметах: если цветок розовый, то маленький кружок и дуга красного цвета, если голубой, то кружок и дуга – синие. Обращают внимание на украшение белым цветом – дуга, сеточка, точки-оживки. Разбирают одну из композиций – большой цветок и с двух сторон бутоны, определяют, как расположены листочки.

Детям предлагается составить узор, цвет для бутона и большого цветка выбрать самостоятельно. Воспитатель напоминает детям, что каждый цвет любит свой оттенок.

Воспитатель определяет последовательность рисования: круги – цветы (оттенок), симметрично расположенные листья (по одному, или по два), затем рисуется маленький кружок – глазок и дуга. В конце оживляется узор белым цветом, а листья чёрным. Предлагается ещё раз рассмотреть мелкие украшения (точки, чёрточки).

В конце занятия дети рассматривают все узоры. Прикладывают их к Городецким предметам. Выбирают самые яркие, похожие на городец  работы.

 

                           Городецкие узоры,

                           Столько радости для глаз!

                           Подрастают мастерицы,

                           Может быть, и среди нас!

 

После занятия  воспитатель организовывает выставку предметов Городецких изделий, где есть композиция из трёх цветов и другие узоры. Рассматривает бутоны, их строение и один из цветов, отмечает, что нового появилось в украшении.

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией