Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47

Выводы………………………………………………………………………..75

Список использованной литературы………………………………………..78

Файлы: 1 файл

Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

Констатирующий этап  - характеризуется проведением диагностических мероприятий, связанных с выявлением уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративных промыслах.  Нами были проведены следующие методики:

1.      «Экскурсия в музей».

Цель: определить уровень сформированности представлений у детей о декоративных промыслах.

В ходе реализации данной методики было выявлено следующее. Многие дети затруднялись с названиями декоративных промыслов. Особенности традиционной росписи на предметах выделяли слабо, путали различные техники. Некоторые дети различали и называли знакомые игрушки, но выделить их характерные особенности затруднялись. А также не могли рассказать о средствах выразительности на предметах народного декоративно-прикладного искусства (элементах узора, типичных цветовых сочетаниях, чередовании элементов и др.) Отсюда следует, что с детьми недостаточно проводилась работа по ознакомлению с различными декоративными техниками. Не были использованы различные игровые методики на закрепление пройденного материала.

В ходе эксперимента будет применена система работы с детьми по ознакомлению с народным искусством.

2.      «Ткань для дымковских игрушек»

Цель: определить уровень сформированности технических умений в области декоративного рисования.

В ходе реализации данной методики были выявлены следующие особенности. У большинства детей возникли трудности с изображением различных видов линий (прямые, волнистые, зигзагообразные), а также дети испытывали затруднение при работе всем ворсом кисти. Это может быть обусловлено тем, что у детей недостаточно развита мелкая моторики пальцев, а также присутствует огромная неуверенность в процессе нанесения рисунка кистью. Отсюда мы можем сделать заключение, что с детьми данной группы подобный вид работы осуществлялся не так часто и вероятнее всего педагоги ориентировались, прежде всего, на воспроизведение детьми отдельных элементов росписи, при этом, не уделяя внимание технике рисования. Поэтому в ходе экспериментальной работы одним из аспектов будет выступать формирование технических умений, так необходимых для творческого развития детей.

3.      «Гжельская  композиция».

Цель:определить уровень сформированности композиционных умений в области декоративного рисования.

Результаты диагностики показали, что для детей оказалось очень сложным построить декоративную композицию, используя элементы гжельской росписи. Также было выявлено, что умение детей определить местоположение на плоскости того или иного элемента и сохранять его характерные особенности колеблются от низкого до среднего уровня. Дети продемонстрировали умение копировать образец, но при этом, перенося его на свой рисунок, дети смешали всю композицию, поскольку  свое внимание сосредотачивали на передачи самих элементов, а не их компоновке.

Здесь только малый процент детей показали средний уровень знаний, они хотя и испытывали некоторые затруднения, но после объяснения педагога исправляли их, и в дальнейшем даже пытались помогать другим детям.

4. «Городецкая доска».

Цель: определить уровень сформированности умения детей передавать колористическую гамму, соответствующую городецкой росписи.

Полученные данные позволяют сделать вывод  о наличии у детей достаточно хорошего уровня смешения цветов для получения оттенков. Однако у них возникли затруднения в подборе гармоничных цветов, характерных для городецкой росписи. Дети правильно  выбирали 1-2 цвета, а остальные им не нравятся, или, как им кажется, не сочетаются, и не приемлемы для городецкой росписи.

Дошкольники, выполняя задание по составлению цветовой гаммы в процессе изображения росписи, постоянно отходили от заданной палитры городецкой росписи.

3.      «Золотая хохлома».

Цель: определить уровень сформированности у детей специальных умений в области декоративного рисования.

В ходе данной методики большая часть детей затруднялась при расположении элементов хохломской росписи: они чаще начинали работу с мелких деталей, заполняя ими все пространство листа, не оставляя место для более крупных. Нужно отметить, что дошкольники в своем большинстве знают характерные особенности хохломской росписи: узнают и указывают на элементы, но не всегда называют их, могут составить композицию из элементов на фланелеграфе по схеме, но композиция не всегда характерна для хохломы. Также самостоятельных проявлений со стороны детей в составлении хохломского  узора не наблюдается.

Диагностирование проводилось в процессе наблюдения и анализа детских работ на занятиях, посвященных декоративной росписи. Критерии оценки сформированности у детей представлений и умений  определены в соответствующие уровни, которые мы оформили в виде таблиц.

Таблица № 1

Критерии сформированности представлений у детей о декоративных промыслах

№ п/п

Критерии

УРОВНИ

Высокий

Средний

Низкий

1.

Способность выделять форму.

Ребенок четко, быстро и без ошибок находит нужную форму.

Ребенок иногда совершает ошибки при классификации формы, но после замечания педагога быстро исправляет ошибку.

Ребенок постоянно совершает ошибки при классификации формы и и без помощи педагога не может найти правильное решение.

2.

Умение классифицировать росписи по цвету

Ребенок четко, быстро и без ошибок находит нужную роспись.

Ребенок иногда совершает ошибки при классификации росписи, но после замечания педагога быстро исправляет ошибку.

Ребенок постоянно совершает ошибки при классификации росписи и без помощи педагога не может найти правильное решение.

3.

Умение классифицировать росписи по типам композиции (цветы, завитки, птицы, сеточку и.т.д

Ребенок четко, быстро и без ошибок находит нужную роспись.

Ребенок иногда совершает ошибки при классификации росписи, но после замечания педагога быстро исправляет ошибку.

Ребенок постоянно совершает ошибки при классификации росписи и без помощи педагога не может найти правильное решение.

4.

Умение пользоваться разными приёмами

Ребенок использует все известные ему приёмы: примакивания, мазок, штамп (использовать тычок), размывка.

Ребенок иногда совершает ошибки при выделении цвета, но после замечания педагога быстро исправляет ошибку.

Ребенок постоянно совершает ошибки при выделении цвета  и без помощи педагога не может найти правильное решение.

 

Таблица 2

Критерии общих умений в области декоративного рисования

Имя ребенка

Критерии и баллы

Общий балл/ уровень

цвет

форма

композиция

приемы

Дымковская роспись

Настя Т.

4

3

2

1

10 с

 

Аня К.

2

2

2

1

7 н

 

Арсений Т.

2

2

1

1

6 н

Олег К.

2

2

1

1

6 н

 

Дима К.

2

1

1

1

5 н

 

Катя Н.

4

4

3

3

12 с

 

Яна А.

4

4

4

3

15 с

 

Юра К.

3

3

2

2

10 с

 

Софья А.

3

3

2

1

9 н

 

Арина С.

4

3

3

2

12 с

 

Катя А.

2

2

2

1

7 н

 

Гжельская роспись

Настя  Т.

5

4

3

2

14 с

 

Аня К.

3

3

2

1

9 н

 

Арсений Т.

3

3

2

1

9 н

 

Олег К.

3

3

2

1

9 н

 

Дима К.

2

2

1

1

6 н

 

Катя Н.

5

4

4

2

15 с

 

Яна А.

4

4

4

2

14 с

 

Юра К.

4

4

3

1

12 с

 

Софья А.

3

3

2

1

9 н

 

Арина С.

4

4

2

2

12 с

 

Катя А.

2

2

1

1

6 н

 

Городецкая роспись

Настя Т.

4

4

4

2

14 с

 

Аня К.

2

2

2

1

7 н

 

Арсений Т.

3

3

2

1

9 н

 

Олег К.

2

2

2

1

7 н

 

Дима К.

3

3

2

1

7 н

 

Катя Н.

4

4

3

2

13 с

 

Яна А.

3

3

3

2

11 с

 

Юра К.

3

3

2

1

9 н

 

Софья А.

3

3

2

1

9 н

 

Арина С.

4

3

3

2

12 с

 

Катя А.

3

2

1

1

7 н

 

Хохломская роспись

Настя Т.

4

4

2

2

12 с

 

Аня К.

2

2

1

1

6 н

 

Арсений Т.

2

2

2

1

7 н

 

Олег К

2

2

1

1

6 н

 

Дима К.

3

3

2

1

9 н

 

Катя Н.

4

4

3

2

13 с

 

Яна А.

4

4

3

3

14 с

 

Юра К.

3

3

2

1

9 н

 

Софья А.

3

3

2

1

9 н

 

Арина С.

4

3

2

2

11 с

 

Катя А.

2

2

1

1

6 н

 

 

20-18 -  высокий уровень

17-10 – средний уровень

9-0 – низкий уровень

 

Давая качественную оценку работам, можно сказать, что композиция у большинства детей экспериментальной группы не получилась. Образы, которые создавали дети, были примитивны. В рисунках можно было обнаружить попытку передать реалистичные черты, качества и признаки объектов окружающей действительности, но стилизованности, декоративности в них не было. Оригинальность также отсутствовала. Цвета применялись только локальные, при этом дети не старались смешивать цвета, продумывать сочетание цветовых пятен.

При создании формы декоративного образа дети не смогли сочетать такие выразительные средства как точки, линии, пятна для реализации замысла. Только двое детей попытались комбинировать несколько элементов, чтобы создаваемый ими образ был декоративным по сути.

Композиционное построение также было упрощенным, если не сказать  примитивным. Такие композиционные закономерности как линия горизонта, равновесие, композиционный центр почти на всех работах отсутствовали. Только ритм нашел отражение в рисунках. Шаблонность изображения была основной характеристикой работ. Так все дети в нижней части листа проводили линию, на которой изображали задуманные образы. Чаще всего сами изображения были мелкими, детали на многих рисунках отсутствовали. Из-за этого иногда было сложно определить, что хотел изобразить ребенок.

Таким образом, проведенные методики констатирующего этапа эксперимента позволяют сделать выводы, что большая часть детей находится на низком уровне творческого развития. Все вышерассмотренные характеристики позволяют заключить о том, что на этом этапе развития творчества дети оказались не способными создать оригинальную стилизованную композицию. Однако нужно отметить, что, не смотря на  достаточно низкий уровень сформированности декоративных умений, дети проявили большой интерес к такому заданию. Это дает нам основание думать, что, разработав систему занятий и упражнений, нам удастся сформировать у детей декоративные умения в создании композиций и повысить общий уровень творческого развития. 

 

2.2  Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций.

Формирующий этап – предусматривает решение следующих задач:

1.                       Вызвать интерес к изучению элементов народных художественных  росписей

2.                       Познакомить детей с различными изделиями народного декоративно-прикладного искусства.

3.                       Разработать систему работы с детьми, направленную на развитие декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста и создания ими декоративных композиций.

На формирующем этапе исследования были разработаны и проведены  занятия, целью которых было применение разнообразных методов работы с детьми по созданию декоративных композиций и привлечение родителей. расширение представлений детей о разнообразии росписи.

Ставились следующие задачи:

1.      Познакомить детей с историей возникновения различных промыслов. Показать разнообразие видов декоративных техник, их стилистические особенности.

2.      Развивать умение украшать предметы декоративной росписью применяя приёмы соответствующие этому виду промысла.

3. Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: изобразительной, словесной, художественной, театральной и музыкальной.

Для решения этих задач нами была  разработана система работы с детьми, где их знакомили с народным декоративно-прикладным искусством. С историей его зарождения и развития. Дети знакомились со старинными  предметами домашнего обихода, выполненными народными умельцами в классической манере, (прялка, люлька, поставец, и др.) а также с современными предметами не утратившими своей актуальности и до сих пор используемых в быту но украшенными декоративной росписью (кухонные доски, подносы, блюдо, чайник, чашки, платки, шали, свистульки и др.). Применялись дидактические игры на закрепление представлений. Проведены занятия с детьми, где дети самостоятельно изготавливали и украшали различные предметы для ярмарки. К работе были привлечены родители, которые с удовольствием принимали участие в создании мини-музея внутри группы, подготовке к ярмарке, изготовлении декораций, атрибутов и проведении досуга. Занятия проходили в виде игры, экскурсии, или в форме праздника, где были использованы элементы народного фольклора.

Все занятия состояли из трех этапов. В первой части – игровой, было знакомство с росписями различных стилей. Во второй части дети активно принимали участие по созданию декоративной композиции. И третья часть заключительная, где закреплялись знания, усвоенные в ходе эксперимента.

Ознакомление с окружающим: «Сине-голубое чудо Гжели»

Экскурсия в музей детского сада.

Цель:

           Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, в частности, с гжельской керамикой;

           Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям и представленным образцам;

           Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров;

Информация о работе Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста над декоративной композицией