Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа
Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47
Выводы………………………………………………………………………..75
Список использованной литературы………………………………………..78
Она убедительно доказывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приёмов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа - многократно повторяющиеся растительные мотивы - позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка» (34.С.117).
Т.Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому, приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное» (40.С.21-22).
Декоративно-прикладное искусство - один из древнейших видов искусства. Традиции народного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Народное творчество как искусство, создающее предметный мир, живет в двух ипостасях: материальной культуры и культуры духовной. В наши дни стали главными – духовная и эстетическая функция народного, оно переживает новый этап, словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости народа.
Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность. Восхищение природой, её гармонией, сравнение – нужно наблюдать с детьми. Также как и взрослый ребёнок должен увидеть красоту искусства, красоту узора, красоту формы. Понять, чтобы объяснить свой замысел в рисунке.
В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, все признаки предметов окружающего переданы выразительно и лаконично. Подлинное искусство отличается особой простотой, вкусом и выразительностью. В искусстве разных народов много общего. Поэтому Б.Н. Неменский призвал педагогов находить и изучать сходство и отличие, передавать его детям т.к. постепенно в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественного творчества народов мира. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных промыслах, о народных умельцах и также используется на занятиях.
Чтобы воспитать подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитывать, если не приобщать детей к природе, фольклору, быту, нравам этого народа. Мы считаем, что необходимо строить обучение и приобщение детей, показывая обычаи и традиции народных праздников в наглядности. Не нужно забывать, например, празднование Масленицы. Проводя такой праздник или досуг, дети сами включаются в него и запоминают яркость праздника. Запоминая народные гулянья, веселье, включаясь в роли, общаясь с народными инструментами, костюмами, дети понимают наши обычаи и традиции, узнают историю своей Родины и начинают её ценить, любить.
Рассмотрим ряд черт более подробно.
Коллективность творчества – важное качество т. к. труд носит коллективный характер; изделия создаются целым коллективом и являются семейным делом.
Традиционность - народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи. Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т.п. например, хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна.
«Традиционное народное искусство - это, по определению Н.Б. Венгера самобытное богатство, которое создавалось путем постоянных повторений и вариаций и их шлифовки»(6.С.54).
Эмоциональность народного искусства - самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребёнка. Вот почему в отечественной педагогике Н.П.Сакулина, Б.Н.Неменский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флёрина и др. - проповедуют главный принцип: воспитание детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном того края, где живёт человек.
В этой связи, О.О.Дронова подчеркивает, что «ребёнка необходимо привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа» (13.С.71) .
Произведения народно–декоративного искусства отличают красочность, яркость, смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета, характерные для народной росписи. Народное искусство тем и ценно, что мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться, каждый раз абсолютно одинаковой. Как правило, мастер работает без эскизов, все формы, замыслы, элементы узора, он носит в памяти и каждый раз композиция выглядит по-разному, создаются новые и новые варианты. Подлинное чувство любви к народному искусству в работах народных мастеров нельзя до конца почувствовать; нельзя понять хохломскую посуду, если не знать русскую деревню её историю, обычаи. Вероятно, поэтому и передается ребенку через искусство опыт чувств предшествовавших поколений его народа и важнейшей чертой народного декоративно- прикладного искусства является его реальность, которая сочетается с неисчерпаемой фантазией. В.Василенко расширяет это понятие: «перед нами вырисовывается очень своеобразный яркий волшебный реализм, преобразующий действительность, создающий приподнятые радостные образы, в чем проявился огромный народный оптимизм и творческая смелость» (6.С.8).
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуды, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.
Та или иная форма творчества зависит, от природных географических условий. Так, центр изготовления глиняных игрушек и фаянсовой посуды сосредоточены там, где находятся залежи хорошей наносной глины, а резьба и роспись по дереву получили распространение в местах, где есть леса, богатые липой и другими породами деревьев, пригодных для выполнения деревянных изделий.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свои жилища коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души. Интерьер жилых помещений постоянно изменяется, приобретая строгость линий и прямоугольных форм. Поэтому, украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным.
Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шутки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.
Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из глины или дерева.
Узоры, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастер хохломской росписи умело составляет узоры из листьев, ягод, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои композиции из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям. Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для интернационального воспитания каждого ребенка.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
В современных народных игрушках живут те же образы. Это конь, птица, баба. В этих образах живут память народа, его культура и древние традиции.
Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционными узорами. Древние знаки, которыми покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.
У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой белой, с синеватым оттенком глины. Эти игрушки почти всегда со свистом. Высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигурки под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные.
Разнообразны и животные-свистульки: коники, коровки, бараны, олени-растопырки, птицы-курицы, петухи и какие-то совершенно невиданные, фантастические существа.
Любимые цвета филимоновских игрушек - малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.
Каргопольские глиняные игрушки кажется неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини матери в северной народной вышивке.
Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца - большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.
Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые - дымковские. Родились они в Дымковской слободе, неподалеку от города Вятки.
Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками- ярмарками, которые назывались «свистопляской» или «свистуньей». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины и обжигали в печах. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них, и в памяти оживал яркий, шумный праздник.
Дымковские игрушки - настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, нянек - «кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, важных индюков, и другие образы.
Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Здесь много лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков. Они делают фигурки более выразительными, нарядными, праздничными.
1.2. Психолого-педагогические основы развития детского декоративного творчества
Проблема развития декоративного творчества широко исследуется в работах психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева Б.М. Теплова, П. М. Якобсона и других в единстве с вопросами всестороннего развития целостной, творческой личности, охватывающей интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. Народное искусство пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, способствует развитию творческих способностей, формированию эстетического восприятия, эстетических представлений, навыков, эстетических вкусов, чувств и идеалов.
Дошкольный возраст - период жизни человека, который таит в себе огромные потенциальные возможности. В это время создаются предпосылки для дальнейшего нормального и плодотворного развития индивидуальности. Эстетическое воспитание - важный фактор эмоционального развития ребенка.