Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа
Изучение проблем детского творчества - одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского изобразительного творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические основы развития детского декоративного
творчества…………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ…………………………………………...39
2. 1 Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций……………………………………………………….…………..40
2.2. Методы, применяемые при декоративной работе по созданию композиций ………………………………………………………………….47
Выводы………………………………………………………………………..75
Список использованной литературы………………………………………..78
Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание лепки и др.) Богатый материал для художественного воспитания даёт народное декоративное творчество.
Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства, а также их изображения (фотографии, слайды, иллюстрации из художественных календарей, пособий).
Для занятий отбираются предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками, из тех видов, которые имеются в детском саду.
Сначала выбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическим узором (линии разного характера – широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы).
Эти виды народного декоративно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В каждой возрастной группе воспитатель в начале года возвращается к уже знакомому виду, привлекает новые в сравнении с изученными.
В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, дымка, филимоново, кружево и др.). Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трёх направлениях.
Первое направление: ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Задачи обучения:
Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках.
Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначения.
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях
Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор и др.).
Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его украшении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.
Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приёмам росписи, лепки, вырезывания народных мастеров.
Задачи обучения:
Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).
Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.
Передавать колорит определенной росписи, её характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшения объёмных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки посуды, досок, матрёшек и др.).
Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.
Третье направление: формирование детского декоративного творчества.
Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.
Учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создаёт новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.
Задачи обучения:
Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции.
Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия.
Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, лепке, аппликации при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.
Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:
- один подлинный предмет (например, дымковский конь);
-предметы одного вида (дымковские игрушки);
-предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
-сравнение двух-трёх видов.
Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.
Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства
Задача занятий – научить детей рассматривать подлинные предметы народного декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности, а затем переносить свои знания на любой следующий новый вид. Поэтому первый вид искусства берёт на себя основу обучения рассматриванию. Следующий вид как бы накладывается на первый: проводится сравнение, нахождение сходства и различия, что повышает уровень восприятия. В процессе обучения воспитатель не только знакомит с конкретным видом, но подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.
В детском саду организуются «музеи», где могут быть представлены все виды изобразительного искусства или только декоративное искусство. В некоторых детских садах оформлены «избы» или «горницы», где представлены только предметы народного быта, народная игрушка, русский костюм и пр. К поиску предметов народного искусства привлекаются родители, которые периодически приносят на выставку (на 2-3 дня) те изделия, с которыми по перспективному плану воспитатель познакомит детей.
На занятия приглашаются народные мастера, кружевницы, умельцы-родители, художники, чтобы показать процесс создания росписи, плетения, лепки и т.п., если имеется такая возможность.
Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребёнка. Посещение выставочных залов, музеев народного искусства, краеведческих музеев, мастерских художников приобщает ребёнка к прекрасному, показывает назначение коллекций. В музее ребёнок совсем по-новому увидит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.
Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации
После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства воспитатель продолжает учить рассматривать изделия народных художественных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.
На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в лепке, рисовании или аппликации. Например, если дымковская игрушка рассматривается на занятии по лепке, то обращается внимание на формы частей, способы лепки. На занятии по рисованию выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, чёрточки), расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).
Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетанием цветов, расположению на поверхности предмета, на листе.
Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.
Количество занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации зависит от наличия в детском саду предметов, изделий, их изображений (фотографии, слайды и т.п.), от поставленных задач, которые постепенно усложняются. Так составляется цикл занятий (из 4-5).
Задача воспитателя не подготовить будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщить ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, индюка, петушка и др. почувствовав радость творчества.
Составляя узоры по мотивам определенной росписи, необходимо учитывать типичное для неё построение узора. Например, дымковская игрушка – композиция типа «ткани» - полосатая, клетчатая, из колец и кругов (украшение хвоста индюка) узор на розетте, круге и др. Если это Городецкая роспись, то чередование цветов на полосе, круге (крышка бочонка, декоративное панно), симметричный узор от середины формы (зеркальная симметрия) – узоры на досках, сундучках и свободная асимметричная композиция – цветы расположены как бы на ветке (доски, конь-качалка и др.).
После знакомства с одним из видов декоративно-прикладного искусства дети могут использовать его мотивы в разных видах деятельности. Например, дымковская игрушка – лепка, составление узоров на полосе, круге, квадрате, роспись лепки. Жостово, городец, кружево – составление композиции в аппликации и рисовании.
На каждом занятии воспитатель чётко определяет учебные и творческие задачи, в чём ребёнок может проявить выбор, самостоятельность. Например, на первом же занятии ребёнку предлагается выбрать цвет элемента из определенной гаммы, характерной для данной росписи. Дети выбирают и рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа.
Таким образом, с первого занятия ребёнок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.
Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно. После каждого цикла по одному виду искусства (3-5 занятий) проводится итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле росписи, но им представляется возможность выбрать элементы, их цвет, композицию, форму бумаги или расписать работы из папье-маше, готовые формы – заготовки из дерева, бумажную одноразовую посуду, лепные фигуры и др. Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых дети самостоятельно придумывают узоры для новых предметов, вещей. Например, нарисовать узор на сарафане волшебницы, украсить кокошник прекрасной царевны, расписать «волшебные» вещицы, сказочные деревья и др. Задания даются с учётом интересов детей, событий, происходивших в детском саду, дома.
Занятия по замыслу
Эти занятия являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, своеобразность композиции. Если в начале года дети повторяют одну из знакомых росписей или используют некоторые элементы, а новые решения появляются у двух-трёх детей, то к концу года у ребят появляется осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности.
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
Опытно-экспериментальная глава содержит в себе практическую часть исследования, которое предполагает реализацию нескольких этапов.
Первый этап педагогического эксперимента - констатирующий, направлен на выявление особенностей восприятия и использования элементов, мотивов народных росписей детьми дошкольного возраста.
Основными методами сбора данных в ходе констатирующего этапа эксперимента являются: наблюдение за творчеством детей; диагностика, экспериментальные занятия, анализ детских работ.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности представлений у детей о декоративных промыслах.
2. Выявить уровень общих умений в области декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности использования детьми старшего дошкольного возраста элементов росписи для создания ими декоративных композиций.
Второй этап – формирующий – предусматривает решение следующих задач:
1. Вызвать интерес к изучению элементов народных художественных росписей
2. Познакомить детей с различными изделиями народного декоративно-прикладного искусства.
3. Разработать систему работы с детьми, направленную на развитие декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста и создания ими декоративных композиций.
Третий этап эксперимента - контрольный - заключается в анализе проведенной работы.
Задачи:
1. Определить степень эффективности разработанной серии занятий для практики ДОУ.
2. Дать анализ динамике развития детского декоративного творчества.
В эксперименте принимали участие 11 детей.
Эксперимент проводился в ГОУ Детский сад №1744 компенсирующего вида г. Москвы.
2.1. Определение уровня умений детей по созданию декоративных композиций